Покровитель искусств и наук




 

Государь Александр Александрович был тонким ценителем искусства, очень хорошо разбирался в живописи и имел хорошую собственную коллекцию произведений русского и зарубежного искусства. Для ее экспозиции во дворце по проекту архитектора И. Монигетти был создан личный музей. Постепенно увеличивалась коллекция художественных произведений в музее. В период его Царствования коллекция Дворца пополнилась произведениями Л. Жерома, А. Мельби, Л. Кнауса и других. К 1894 году коллекция состояла из 130 произведений западноевропейских мастеров. Довольно много предметов украшавших дворец было привезено из Дании.

По инициативе Государя в Петербурге открылся Русский музей. Официально он назывался «Русский музей Императора Александра III». Государь передал свою коллекцию, а также собрание русской живописи Императорского Эрмитажа новому музею.
Часто бывал в Аничковом Дворце художник Алексей Петрович Боголюбов. Талантливый, разносторонне образованный он был принят при Дворе. Дружеские отношения у него сложились с наследником и Цесаревичем Александром, которые основывались на общей любви к искусству. Укреплению этой дружбы способствовала супруга Великого Князя Александра Великая Княгиня Мария Федоровна, пожелавшая, чтобы А. П. Боголюбов руководил ее занятием искусством. В честь Государя Александра III был также назван Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве).

Любил Государь Александр III и музыку, сам играл на валторне, оказывал поддержку П. И. Чайковскому. Участвовал в домашних концертах, которые проходили раз в месяц в последний четверг. Для этого был создан медный септет в числе 9 человек. На этих вечерах все приглашенные были в сюртуках с погонами, а наследник в обыкновенной тужурке и белом жилете. Весьма часто приезжал послушать музыку Император Александр II.

Государь Александр III покровительствовал русской науке. При нем открылся первый университет в Сибири - в Томске, был подготовлен проект создания Русского археологического института в Константинополе, основан знаменитый Исторический музей в Москве.

В 1869 году архитектор И. Монигетти устроил театр для домашних спектаклей. Из театральных представлений наследник любил веселую, французскую комедию и от души громко и добродушно смеялся в комических местах. Довольно часто актерами были представители петербургской придворной знати и члены Императорской Семьи, в том числе молодые Великие Князья Владимир и Алексей Александровичи. Программу к этим спектаклям рисовая художник А. Шарлемань. Академиком М. А. Зичи был выполнен проект театральной занавеси для дворца, который изображал легкие, фантастические, смеющиеся, женственные сюжеты. Довольно часто молодые супруги устраивали новогодние елки, для бедных детей города. Проходили эти елки в манеже и в самом Аничковом дворце. Приглашенных детей сажали за стол, затем зажигали елку и одаривали подарками. Великая Княгиня Мария Феодоровна раздавала игрушки, чай, сахар, теплые одеяла, платья, сорочки, салопчики, полушубки, тулупы, валенки, перчатки, теплые чулки и многое другое, а цесаревич надевал на головы мальчиков теплые шапки. После елку валили и разрешали ее обирать. После этой церемонии приглашенные расходились по домам.

Государь Александр III любил тихие семейные вечера в любимом Аничкове Дворце. Они читали, разговаривали, писали письма, обсуждали происшедшие события. Наследник престола упивался романом Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 8 (21) марта 1867 года он записал в дневнике «Так интересно, как никогда еще не было». Достоевский посетил дворец 16 (29) декабря, за полтора месяца до своей кончины.
Именитых гостей в Аничкове принимали не часто, Если же принимали, то Государь Александр III придавал встречам неофициальный характер, ибо он не любил из своего дома делать место помпезных церемоний. Цесаревич Александр и Мария Федоровна зимой жили в Аничковом дворце, а с весны переезжали в Гатчину. В гатчинских прудах было много рыбы, и Государь Александр III, заядлый рыбак и охотник, часто отправлялся рыбачить, Он особо любил ночную подледную ловлю с острогой. Только в их присутствии он мог быть самим собой. Он наслаждался их шутками и проказами, а его Августейшей дочери Ольге разрешалось играть у него под столом, а в особые дни даже прикладывать Императорскую печать к официальным документам. Государь Александр III был ласков со всеми детьми, находившимися в Императорском доме. Он играл с ними в снежки, учил пилить дрова и помогал им лепить снеговиков.

 

В войне с турками

 

21 мая (3 июня) 1877 года Цесаревич Александр Александрович отбыл на театр военных действий Русско-турецкой войны. 22 июня (5 июля) он назначен был командующим Восточной армией (Рущукским отрядом). 15 (28) сентября за умелое командование он пожалован орденом Святого Владимира I степени. 30 ноября (13 декабря) состоялся разгром Ращукским отрядом армии Сулеймана-паши. За этот подвиг Цесаревич Высочайше пожалован орденом Святого Георгия II степени. 1 (14) февраля 1878 года Цесаревич Александр отбывает из армии в Петербург. Именно на войне (1877-1878) Государь обзавелся окладистой бородой, ставшей позже легендарно - распознаваемой приметой облика Русского Монарха. Начиная с первого Императора Петра I Алексеевича, никто из царей бороды не носил. Государь Александр III возродил старую традицию, которой потом следовал и его Августейший сын Николай II Многострадальный.

 

Вступление на престол

 

Господь призвал его на престол Всероссийский в самый тяжкий год в истории России, в день убиения первого (14) марта 1881 года Августейшего отца своего Государя Императора Александра II Освободителя.

Император Александр III Александрович Священное Таинство Коронования на Царство Русское принял 15 (28) мая 1883 года, по окончанию траура по убиенному державному отцу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: