II этап – Основная часть. Сообщение темы занятия




ПЛАН-КОНСПЕКТ (ДИСТАНЦИОННОГО) ЗАНЯТИЯ

КРУЖКА «Юный музеевед»

Руководитель: Шихахмедов Жерар Карабекович

8.02.2022 года

Занятие №2

Тема: «Музейная экспозиция. Экспозиция постоянная, временная и тематическая»

Тип занятия – дистанционное изучение нового материала

Цель занятия: Знакомить учащихся с краеведческой деятельностью и вызывать интерес к занятиям по краеведению и истории родного края.

Задачи:

Образовательные: сформировать у обучающихся представление о краеведческой деятельности и повысить интерес к изучению малой Родины.

Развивающие: развитие у обучающихся потребности в саморазвитии, формирование чувства коллективизма, навыков командного взаимодействия.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края и воспитание морально-этических качеств учащихся,

Форма работы: индивидуальная

Методы: Объяснительно – показательный метод. Самообразовательная деятельность обучающихся.

Материал и оборудование: дополнительный, прикреплённый материал.

Техническое оснащение: компьютер.

 

ЭТАПЫЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент. Приветствие. Настрой.

II. Ознакомление с предложенным краеведческим материалом.

III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

 

Ход занятия.

I этап – Организационный момент. Приветствие. Настрой.

II этап – Основная часть. Сообщение темы занятия

Здравствуйте уважаемые ребята! Сегодня вы узнаете об музейной экспозиции и её разновидностях.

 

Музейная экспозиция – это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определённой последовательности с целью раскрыть избранную тему музея.

Экспозиция школьных музеев обычно имеет два зрительных плана: вертикальный и горизонтальный. Первый более удобен для обозрения. В вертикальной плоскости (на стендах, планшетах, в витринах) представляют основные, наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении экспонаты. Они дополняются и углубляются материалами горизонтального плана (горизонтальные витрины, столы). Реже в школьных музеях используется третий план – скрытая экспозиция (турникеты, выдвижные и откидные щиты, альбомы). Экспонаты, размещённые таким образом, скрыты от глаз посетителей.

Порядок размещения экспонатов имеет некоторые общие правила:

а) крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;

б) мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;

в) наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, чтобы можно было увидеть их в первую очередь. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от её центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания зрителей;

г) не связывая себя необходимостью располагать экспонаты по всей стене (стенде, щите), соблюдать осевую симметрию, экспозиционер тем не менее должен размещать их в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.

Совокупность взаимосвязанных и соподчинённых частей экспозиции составляют её тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы объединяются в группы – экспозиционные комплексы, каждый из которых размещается на определённой ограниченной экспозиционной площади и представляет собой тематическое и зрительное единство. Тематическая структура должна отражать хронологическую последовательность исторического процесса.

Идейно-экспозиционное содержание определяет весь строй художественных образов и средств выставочного ансамбля.

Выставка, посвящённая Великой Отечественной войне, может состоять из нескольких планшетов (щитов), которые могут быть ни одного размера и ни одной конфигурации. Форма и размер стендов являются одним из выразительных основных средств выставки. Ровная поверхность стенда, оборванная ломаными, как взрывом искорёженными линиями, приобретает почти скульптурную выразительность образа трагических дней в жизни страны. Поставленные выступами стенды (планшеты) способны ассоциироваться с оборонительными надолбами.

Тема, выбираемая для непосредственного воплощения в экспозиции, диктует и конкретные художественные средства. Например, выставка «Лицо фашизма». Пространство выставки будет, если можно так выразиться, «тупиковое» - узкое и тёмное. Зрительно посетитель должен наталкиваться на стены, лабиринты, застенки. Цвет – чёрный, коричневый, ржавый. Форма стендов – колючая, резкая, угловатая. Материал – ржавое железо, колючая проволока, обугленное дерево.

Выставка, посвящённая боевому пути какого-либо воинского соединения, может быть оформлена на нескольких планшетах. На первом представлена карта боевого пути соединения от начала Великой Отечественной войны, или от времени его формирования, или начала военных действий до дня Победы, здесь же – объединяющий текст, рассказывающий об этом пути. Остальные стенды должны быть посвящены битвам и операциям, в которых это воинское соединение принимало участие. Они включают фотографии воинов, письма, документы, рассказывающие о наиболее ярких эпизодах боевого пути. Каждый из планшетов имеет свою подтему, свой номенклатурный этикетаж, свой связующий текст, где рассказывается об операциях, в которых соединение принимало участие, и о его героях. Если соединение принимало участие в боевых операциях на территории района, в котором действует музей, следует уделить особое внимание этим событиям. Горизонтальный план выставки должен быть представлен личными вещами солдат и офицеров, копиями орденов и медалей, письмами и т.д. Связующие тексты состоят из ведущих и объединяющих. Ведущие тексты – это выдержки из документов, цитаты из мемуаров и художественных произведений и т. д. Они могут быть расположены как в верхней части экспозиции, так и в любом другом месте, если того требует художественное решение. Ведущие тексты помогают раскрыть идейное содержание экспозиции. Объединяющие тексты дают общее представление о теме, раскрываемой в каком-то разделе экспозиции. Они обычно помещаются в верхней правой или левой части стенда. Например, если идёт рассказ о ком-то из героев войны, объединяющий текст сообщает его биографические данные:

Основные понятия:

экспонат;

экспозиционный материал;

экспозиционный комплекс;

музейная экспозиция;

выставка;

Методы построения экспозиций:

ансамблевая экспозиция;

ландшафтная экспозиция;

биогруппа;

таксидермия;

панорама;

диорама;

Проектирование экспозиции:

научное проектирование;

художественное проектирование;

техническое и рабочее проектирование;

расширенная тематическая структура;

тематико-экспозиционный план (ТЭП);

пробная экспозиция (раскладка);

экспозиционное оборудование;

пространственное решение

Экспозиционная работа

Создание экспозиции требует наличия ряда условий:

  • фондов музейных предметов на тему экспозиции (это не исключает дополнительный сбор материала);
  • авторского коллектива, ориентирующегося в проблемах намеченной темы и знакомого с методикой экспозиционной работы:
  • помещения, предназначенного для экспозиции.

Начало работы над экспозицией не отличается от первого этапа любой научной работы на историческую тему:

  • выявляется и изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов (экспертов);
  • идёт знакомство с источниковой базой темы (фонды школьного музея, других музеев, архивы, библиотеки).

В итоге создаётся научная концепция экспозиции – её идейно - теоретическое обоснование, экспозиционный замысел. В экспозиционном замысле авторы экспозиции определяют задачи экспозиции, намечают основные экспозиционные темы, подтемы с кратким изложением их содержания и возможностей собранного материала (фондов музея). Экспозиционный замысел служит программой дальнейшей работы над литературой, архивными и фондовыми материалами.

В связи с этим необходимо, чтобы каждая тема или подтема сопровождалась краткой характеристикой рассматриваемой проблемы и перечнем наиболее важных и необходимых экспонатов, требуемых для её раскрытия. Здесь же решается вопрос о сборе дополнительного материала. После составления экспозиционного замысла разрабатывается тематическая структура будущей экспозиции (чёткий, подробный план).

Общие принципы построения экспозиции:

- принцип идейности, когда при построении экспозиции отбираются только те предметы, которые соответствуют её теме и идее;

- принцип историзма - раскрытие явления с точки зрения того, как оно возникло, какие этапы прошло в своём развитии, чем оно стало теперь. Если ведётся рассказ о ком-то из героев Великой Отечественной войны, необходимо представить материал о его жизни до настоящего времени или до смерти героя. Если в экспозиции рассказывается о какой-либо битве, то – от её начала до окончания;

- принцип предметности, когда музейный экспонат является доказательным фактом как каких-либо событий, так и носителем эмоционально окрашенной информации, поэтому не стоит выставлять мало интересные предметы;

- принцип доходчивости, когда экспозиция строится с учётом её восприятия различными группами экскурсантов. Материал должен быть доступен и для старшеклассников, и для младших школьников.

III этап – Подведение итогов занятия..

Закрепление темы:Итак, что же мы сегодня узнали?

Очень важно, что мы учимся:

- исследовать исторические даты и события

- рассказывать о том, что мы узнали;

- быть самостоятельными и ответственными

С ув. Шихахмедов Ж.К.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: