Принцип (установка) подготовки лекции | № по-каза-теля | Показатель выполнения принципа | Балл: 1/0 |
Научности содержания | Лекция соответствует современному состоянию науки об изучаемом предмете | ||
Лекция содержит анализ методологии достижений, поисков данной науки и динамики её развития в ближайшие годы | |||
Насыщена необходимым и достаточным математическим аппаратом | |||
Доступности изложения | Все новые термины и понятия разъясняются | ||
Наглядные пособия используются регулярно | |||
Соблюдаются правила направленности изложения от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому | |||
Соблюдается принцип взвешенности подбора фактов в лекции (разумное, целенаправленное соотношение негативных и позитивных фактов) | |||
Подбираются злободневные и близкие к реальной жизни факты | |||
Убедительности изложения | Доска в процессе лекции заполняется эстетично | ||
Убедительность изложения содержания лекции | |||
Преподаватель свободно проводит лекцию без опорных материалов (не читает с текста, конспекта и т.п., а только сверяется с ними) | |||
Знания проводятся не только через ум студента, но и «через сердце», сопровождаются яркими чувственными эмоциями: удивлением, недоверием, радостью, оскорблением или проявлением чувств собственного достоинства, патриотизма и т.д. | |||
Вербальные средства (голос) поведения преподавателя в аудитории подкрепляются невербальными – жестами, мимикой, паузами и др. | |||
Убедительность лекции через доверие к профессионализму и личностным качествам преподавателя (направленность его на «объект-субъектные» или «субъект-субъектные» отношения): | |||
Преподаватель проявляет педагогический такт: отсутствуют моменты агрессивности, проявления высокомерия | |||
Преподаватель сам убеждён в том, что говорит на лекции и ярко этот доказывает аргументами и поступками | |||
Чувствует смену настроения аудитории и уверенно управляет этим процессом, устанавливая с ней контакт | |||
Имеет представительный внешний вид | |||
Использует авторитетные источники информации | |||
Систематичность | Через весь курс «красной нитью» проходит руководящая, основная идея, или сверхзадача курса | ||
Все части изучаемого материала взаимосвязаны | |||
Изученный материал обобщается, выделяются и оформляются главные мысли и выводы | |||
Культивируется стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, изложение осуществляется без отклонений от плана, осуществляется рубрикация курса, темы, вопроса | |||
Используются систематизирующие и обобщающие таблицы | |||
Ответственность | Освещение определённой темы (проблемы) носит законченный характер | ||
Установка на общую ответственность | |||
Степень знания «своего» предмета (высокая – низкая) | |||
Знание особенностей будущей профессии студентов | |||
Отношение к профессии преподавателя как к обязанности (любовь к профессии) | |||
Ведётся учёт времени на лекции | |||
Ответственность за организацию на лекции студенческого интереса – рационального труда – «внимания-понимания» – задействования различных видов памяти | |||
Манера входа преподавателя в аудиторию и первая его фраза переключают внимание студентов на деловой лад | |||
Используются методические приёмы для повышения мотивации к изучению темы (актуальность, связь с потребностями, с реальной жизнью и практикой будущей профессии) | |||
Создаются проблемные ситуации | |||
Излагается материал, которого нет в основном учебнике | |||
Вместо «рекомендованных» списков литературы на выполнение СРС объясняются принципы их поиска | |||
Преподаватель требует вести запись лекции, обучает студентов методике ведения записи лекции и контролирует выполнение этого требования | |||
Преподаватель оказывает студентам помощь в ведении записи: меняет темп, делает паузы и т.д. | |||
Используются приёмы поддержания внимания с помощью риторических вопросов, шуток, экскурсов в историю, в биографии творцов науки и т.д. | |||
Число крупных блоков информации, освещаемых на лекции, находится в диапазоне 7 ± 2 | |||
В лекции есть «лишние» факты, создающие информационный фон вокруг числа 7 ± 2 | |||
Осуществляется активизация работы памяти за счёт: | |||
Установления ассоциаций | |||
Повторения, установки на длительность запоминания, выделения опорных пунктов для запоминания | |||
Использования мнемотехнических приёмов | |||
Проектируется и реализуется эмоциональная кривая лекции за счёт чередования заинтересованности – эмоционального подъёма – пассивности – заинтересованности… (7 ± 2) цикла | |||
Ответственность за формирование отношения студентов к своему образованию и развитию мышления: | |||
Осуществляется критический анализ различных точек зрения на отдельные научные положения лекции, показывается борьба гипотез и направлений | |||
Квалифицированно проводится связь с другими курсами (межпредметные связи) | |||
Указывается на связь с предыдущими и последующими темами курса (внутрипредметные связи) | |||
Используются приёмы эвристической беседы: рассмотрение вопроса с разных сторон, постановка и разбор парадоксов, использование приемов сравнения и аналогий, варьирование задачи, переформулировка вопроса, предложение выдвигать гипотезы, опора на собственные исследования и случаи из практики своей работы, связь с новыми поисками в науке, показ «белых пятен», использование художественной литературы, исправление чьих-либо логических, фактических и прочих ошибок | |||
Приоритет общечелове- ческих ценностей | На лекции проводится линия на целостное восприятие мира | ||
На лекции проводится линия на приоритет общечеловеческих ценностей (жизни, здоровья, красоты, любви, истины, добра и др.) перед технократическими и профессиональными | |||
На лекции проводится линия важности формирования не только концептуального интеллекта, но и интеллекта социального: | |||
Ответственности каждого за жизнь и здоровье окружающих, за качество техногенных действий, качество новых машин, технологий, т.е. за их человеко-природо-совместимость | |||
Умение жить в социуме (среди людей), то есть умение правильно оценивать жизненные обстоятельства и действовать в соответствии с ними | |||
Лекция, кроме когнитивного, содержит нравственный компонент, когда параллельно с научным мышлением воспитывается совесть («способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности на основе социально значимых норм») | |||
Общая сумма баллов | |||
Посещаемость лекции студентами |
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулич, М. М. Образование в условиях глобализации [Текст] / М.М. Акулич // Университетское управление. - 2005. - № 5 (38).
2. Гусев, С. С. Наука и метафора / С.С. Гусев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
3. Долговесов, Б. [и др.]. Технология «погружения» лектора в интерактивную виртуальную среду[Текст] / Долговесов Б., Лаврентьев М., Морозов Б. [и др.] // Высшее образование в России. - 2008. - №2.
4. Задорина, О. С. Содержание и способы реализации идей педагогической режиссуры в образовании [Текст]: моногр. / О.С. Задорина. - Тюмень, 2010.
5. Запесоцкий, А. С. Метаморфозы СМИ: новое качество или новые болезни? [Текст] / А.С. Запесоцкий // СОЦИС. - 2010. - № 7.
6. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. М., 2007.
7. Красинская, Л. Ф. Учимся учить по-новому, или о неиспользованных возможностях лекции [Текст] / Л.Ф. Красинская // Высшее образование в России. - 2011. - № 2.
8. Кузьмина, М. А. Метафора как элемент методологии современного научного познания [Текст] / М.А Кузьмина // Социс. - 2006. - № 2.
9. Покровский, Н. Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом реальных изменений [Текст] / Н.Е. Покровский // Общественные науки и современность. - 2005. - № 4.
10. Роботова, А. С. Современная лекция: гуманитарный смысл [Текст] /А.С. Роботова // Высшее образование в России. - 2007. - № 4.
11. Роботова, А. С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее [Текст] / А.С. Роботова // Высшее образование в России. 2011. - № 4.
12. Роботова, А. С. Целесообразны ли «внутренние волнения души»? [Текст] / А.С. Роботова // Высшее образование в России. - 2010. - № 1.
13. Ушакова, М. В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы [Текст] / М.В. Ушакова // Социальногуманитарные знания. - 2003. -№ 4.
[1] В разделе используются материалы статьи Задориной О.С. Вузовская лекция в контексте современной ситуации в образовании // Педагогическое образование в России. – 2012. - № 4.
[2] В разделе используются материалы из кн. Соловьевой А. Новые технологии обучения: деловые игры. М.:, 1991. – С. 40-55.