Бланк оценки качества постановки вузовской лекции




Принцип (установка) подготовки лекции № по-каза-теля Показатель выполнения принципа Балл: 1/0
Научности содержания   Лекция соответствует современному состоянию науки об изучаемом предмете  
  Лекция содержит анализ методологии достижений, поисков данной науки и динамики её развития в ближайшие годы  
  Насыщена необходимым и достаточным математическим аппаратом  
Доступности изложения   Все новые термины и понятия разъясняются  
  Наглядные пособия используются регулярно  
  Соблюдаются правила направленности изложения от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому  
  Соблюдается принцип взвешенности подбора фактов в лекции (разумное, целенаправленное соотношение негативных и позитивных фактов)  
  Подбираются злободневные и близкие к реальной жизни факты  
Убедительности изложения   Доска в процессе лекции заполняется эстетично  
  Убедительность изложения содержания лекции  
  Преподаватель свободно проводит лекцию без опорных материалов (не читает с текста, конспекта и т.п., а только сверяется с ними)  
  Знания проводятся не только через ум студента, но и «через сердце», сопровождаются яркими чувственными эмоциями: удивлением, недоверием, радостью, оскорблением или проявлением чувств собственного достоинства, патриотизма и т.д.  
  Вербальные средства (голос) поведения преподавателя в аудитории подкрепляются невербальными – жестами, мимикой, паузами и др.  
  Убедительность лекции через доверие к профессионализму и личностным качествам преподавателя (направленность его на «объект-субъектные» или «субъект-субъектные» отношения):  
  Преподаватель проявляет педагогический такт: отсутствуют моменты агрессивности, проявления высокомерия  
  Преподаватель сам убеждён в том, что говорит на лекции и ярко этот доказывает аргументами и поступками  
  Чувствует смену настроения аудитории и уверенно управляет этим процессом, устанавливая с ней контакт  
  Имеет представительный внешний вид  
  Использует авторитетные источники информации  
Систематичность   Через весь курс «красной нитью» проходит руководящая, основная идея, или сверхзадача курса  
  Все части изучаемого материала взаимосвязаны  
  Изученный материал обобщается, выделяются и оформляются главные мысли и выводы  
  Культивируется стройность изложения материала по содержа­нию и внешней форме его подачи, изложение осуществляется без отклонений от плана, осуществляется рубрикация курса, темы, вопроса  
  Используются систематизирующие и обобщающие таблицы  
Ответственность   Освещение определённой темы (проблемы) носит законченный характер  
  Установка на общую ответственность  
  Степень знания «своего» предмета (высокая – низкая)  
  Знание особенностей будущей профессии студентов  
  Отношение к профессии преподавателя как к обязанности (любовь к профессии)  
  Ведётся учёт времени на лекции  
  Ответственность за организацию на лекции студенческого интереса – рационального труда – «внимания-понимания» – задействования различных видов памяти  
  Манера входа преподавателя в аудиторию и первая его фраза переключают внимание студентов на деловой лад  
  Используются методические приёмы для повышения мотивации к изучению темы (актуальность, связь с потребностями, с реальной жизнью и практикой будущей профессии)  
  Создаются проблемные ситуации  
  Излагается материал, которого нет в основном учебнике  
  Вместо «рекомендованных» списков литературы на выполнение СРС объясняются принципы их поиска  
  Преподаватель требует вести запись лекции, обучает студентов методике ведения записи лекции и контролирует выполнение этого требования  
  Преподаватель оказывает студентам помощь в ведении записи: меняет темп, делает паузы и т.д.  
  Используются приёмы поддержания внимания с помощью риторических вопросов, шуток, экскурсов в историю, в биографии творцов науки и т.д.  
  Число крупных блоков информации, освещаемых на лекции, находится в диапазоне 7 ± 2  
  В лекции есть «лишние» факты, создающие информационный фон вокруг числа 7 ± 2  
  Осуществляется активизация работы памяти за счёт:  
  Установления ассоциаций  
  Повторения, установки на длительность запоминания, выделения опорных пунктов для запоминания  
  Использования мнемотехнических приёмов  
  Проектируется и реализуется эмоциональная кривая лекции за счёт чередования заинтересованности – эмоционального подъёма – пассивности – заинтересованности… (7 ± 2) цикла  
  Ответственность за формирование отношения студентов к своему образованию и развитию мышления:  
  Осуществляется критический анализ различных точек зрения на отдельные научные положения лекции, показывается борьба гипотез и направлений  
  Квалифицированно проводится связь с другими курсами (межпредметные связи)  
  Указывается на связь с предыдущими и последующими темами курса (внутрипредметные связи)  
  Используются приёмы эвристической беседы: рассмотрение вопроса с разных сторон, постановка и разбор парадоксов, использование приемов сравнения и аналогий, варьирование задачи, переформулировка вопроса, предложение выдвигать гипотезы, опора на собственные исследования и случаи из практики своей работы, связь с новыми поисками в науке, показ «белых пятен», использование художественной литературы, исправление чьих-либо логических, фактических и прочих ошибок  
Приоритет общечелове- ческих ценностей   На лекции проводится линия на целостное восприятие мира  
  На лекции проводится линия на приоритет общечеловеческих ценностей (жизни, здоровья, красоты, любви, истины, добра и др.) перед технократическими и профессиональными  
  На лекции проводится линия важности формирования не только концептуального интеллекта, но и интеллекта социального:  
  Ответственности каждого за жизнь и здоровье окружающих, за качество техногенных действий, качество новых машин, технологий, т.е. за их человеко-природо-совместимость  
  Умение жить в социуме (среди людей), то есть умение правильно оценивать жизненные обстоятельства и действовать в соответствии с ними  
  Лекция, кроме когнитивного, содержит нравственный компонент, когда параллельно с научным мышлением воспитывается совесть («способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности на основе социально значимых норм»)  
  Общая сумма баллов  
  Посещаемость лекции студентами  

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Акулич, М. М. Образование в условиях глобализации [Текст] / М.М. Акулич // Университетское управление. - 2005. - № 5 (38).

2. Гусев, С. С. Наука и метафора / С.С. Гусев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

3. Долговесов, Б. [и др.]. Технология «погружения» лектора в интерактивную виртуальную среду[Текст] / Долговесов Б., Лаврентьев М., Морозов Б. [и др.] // Высшее образование в России. - 2008. - №2.

4. Задорина, О. С. Содержание и способы реализации идей педагогической режиссуры в образовании [Текст]: моногр. / О.С. Задорина. - Тюмень, 2010.

5. Запесоцкий, А. С. Метаморфозы СМИ: новое качество или новые болезни? [Текст] / А.С. Запесоцкий // СОЦИС. - 2010. - № 7.

6. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. М., 2007.

7. Красинская, Л. Ф. Учимся учить по-новому, или о неиспользованных возможностях лекции [Текст] / Л.Ф. Красинская // Высшее образование в России. - 2011. - № 2.

8. Кузьмина, М. А. Метафора как элемент методологии современного научного познания [Текст] / М.А Кузьмина // Социс. - 2006. - № 2.

9. Покровский, Н. Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом реальных изменений [Текст] / Н.Е. Покровский // Общественные науки и современность. - 2005. - № 4.

10. Роботова, А. С. Современная лекция: гуманитарный смысл [Текст] /А.С. Роботова // Высшее образование в России. - 2007. - № 4.

11. Роботова, А. С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее [Текст] / А.С. Роботова // Высшее образование в России. 2011. - № 4.

12. Роботова, А. С. Целесообразны ли «внутренние волнения души»? [Текст] / А.С. Роботова // Высшее образование в России. - 2010. - № 1.

13. Ушакова, М. В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы [Текст] / М.В. Ушакова // Социальногуманитарные знания. - 2003. -№ 4.

 


[1] В разделе используются материалы статьи Задориной О.С. Вузовская лекция в контексте современной ситуации в образовании // Педагогическое образование в России. – 2012. - № 4.

[2] В разделе используются материалы из кн. Соловьевой А. Новые технологии обучения: деловые игры. М.:, 1991. – С. 40-55.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: