Билет 1
1. Расскажите об организация научно-исследовательской работы в Казахстане
2.Назовите ученые степени и ученые звания
3. Перечислите охранные документы на объекты промышленной собственности, защищаемые законами в Казахстане.
1. «На сегодняшний день в Казахстане доля расходов на науку составляет 0,2 % от ВВП страны, тогда как рекомендуемая Международным академическим советом доля расходов для развивающихся стран составляет 1-1,5 % от ВВП. С 1997 года по 2008 год удельный вес научно-технических услуг в составе затрат предприятий увеличился более чем в 4,5 раза, что свидетельствует о повышении спроса на продукцию НИОКР. При анализе полной структуры отечественного научно-исследовательского комплекса установлено, что 80 % всей научной сферы республики составляет исследовательская часть и менее 20 % приходится на НИОКР. Соотношение ученых, конструкторов и работников опытных производств в Казахстане 25:4:1, в то же время как в развитых странах это соотношение составляет 1:2:4. Оптимальной будет система финансирования науки в следующих соотношениях: 20 % на фундаментальные исследования, 30 % на прикладные исследования, 50 % на ОКР, что позволит создать эффективную систему внедрения инновационных технологий.» Анализ состояния научно-исследовательской деятельности в Казахстане на 2010 год (из Стратегического плана Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан на 2011-2015 г.г). «Деятельность ученых страны направлена на реализацию республиканских целевых и прикладных научно-технических программ, программ фундаментальных исследований, сформированных в соответствии с государственными приоритетами, и развитие инновационной деятельности в Казахстане. Развитие науки сконцентрировано на 5 приоритетных направлениях: энергетика, глубокая переработка сырья и продукции, информационные и телекоммуникационные технологии, науки о жизни, интеллектуальный потенциал страны.
В стране функционирует свыше 400 организаций, выполняющих научные исследования и разработки, из 95 – государственные научно-исследовательские институты, 121 – высшего профессионального образования, 108 – предпринимательского сектора деятельности, 100 – некоммерческого сектора деятельности.
2. Ученые звания ассоциированного профессора (доцента) и профессора присваиваются уполномоченным органом в сфере образования и науки работникам научных организаций, высших учебных заведений (далее – вузы) на основе представления их кандидатур учеными советами указанных организаций (далее – ученые советы)
Учёная сте́пень — степень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры. Решение о присуждении учёной степени базируется на оценке только научно-исследовательского уровня соискателя. Стаж в конкретной должности, педагогические достижения и иные показатели не учитываются, в отличие от ситуации присвоения учёных званий.
3. Источниками права, регулирующим в Республике Казахстан правоотношения, возникающие в области интеллектуальной собственности, являются Конституция Республики Казахстан, Гражданский кодекс РК, Закон РК «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон РК, Закон РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РК «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Закон РК «Об охране селекционных достижений», а также различные международные конвенции, участницей которых является Республика Казахстан, и некоторые другие законодательные акты.
Билет 2
1Расскажите о научно-исследовательской работе студентов
2Определите понятие науки и классификация наук
3Назовите объекты интеллектуальной собственности.
1. Научная работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в лабораториях, научных, конструкторских и проектных подразделениях вуза, в студенческих научно-технических объединениях (конструкторские и иные бюро, центры, НИИ и т.п.).
Непосредственное участие студентов в проводимых вузами научно- исследовательских, научно-технических, проектных и других работах обеспечивается через организационные формы и мероприятия системы НИРС, которые подразделяются на:
научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс;
научно-исследовательскую работу, выполняемую во внеучебное время (сверх или вне учебных планов);
научные, научно-технические организационно-массовые мероприятия, в т.ч. состязательного характера, стимулирующие развитие системы НИРС и приобщение студентов к творчеству (студенческие научные конференции, семинары, студенческие олимпиады, конкурсы и т.п.), одновременно определяющие результативность и эффективность собственно научного труда студентов (публикации, авторство в научных отчетах, авторские свидетельства, патенты, реализуемые на практике разработки, награды на состязательных мероприятиях и т.д.).
2. Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
Науку, как сложное системное явление необходимо рассматривать с нескольких позиций.
Во-первых, наука – это область культуры. Ибо она представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва.
Во-вторых, наука – это способ познания мира. И, стало быть, она заключает в себе некий образ мира, его истолкование. Этот аспект науки исследуется в рамках такой дисциплины, как эпистемология – учение о научном познании. Ключевыми понятиями здесь являются понятия субъекта и объекта познания.
В-третьих, наука – это социальный институт. В общественной жизни наука представляет собой сеть взаимосвязанных учреждений. Таким образом, наука представляет собой организованную структуру, своего рода корпорацию, которая призвана удовлетворять потребности общества.
Классификация.
В настоящее время совокупность знаний человека об окружающей действительности, о самом себе и о результатах своей деятельности преимущественно разделяется на два больших класса: на естественно–научное и гуманитарное знание. К естественно–научному знанию относят дисциплины, изучающие то, что существует независимо от человека (физика, химия, биология, медицина и т.д.); и чаще всего «естественное» здесь противопоставляется «искусственному», т.е. созданному человеком. К гуманитарному знанию (от лат. homo – человек) относят дисциплины, изучающие человека и результаты его деятельности (философия, психология, социология, история и т.д.).
Помимо естественных наук выделяют также технические науки и математику. В отличие от технических наук естественные науки нацелены в первую очередь на познание, а не на создание средств преобразования действительности. В отличие же от математики естественные науки занимаются исследованием природных, а не знаковых систем.
Следует также учесть, что существует различие между естественными и техническими науками, с одной стороны, и фундаментальными и прикладными науками, с другой стороны. Фундаментальные науки, такие как физика, химия, астрономия, изучают базисные, основополагающие структуры мира, а прикладные – занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач.
3.Объектами интеллектуальной собственности являются авторское право, смежные права, право на товарный знак, знак обслуживания, право использования места происхождения товара, патентное право. Интеллектуальная собственность - это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Следует отметить, что понятие интеллектуальной собственности является собирательным.
К объектам интеллектуальной собственности относятся объекты, защищаемые законами Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах», «Об охране селекционных достижений» от 13 июля 1999 года, Патентным законом от 16 июля 1999 года, законами «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» от 26 июля 1999 года, «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 29 июня 2001 года и т.п.
Билет 3
1.Дайте понятие научное исследование и методологии научных исследований
2.Назовите этапы научно-исследовательской работы
3. Расскажите о патентном бюллетене Казахстана. Название и содержание.
1. Научное исследование- процесс деятельности по получению научных знаний. В ходе научных исследований взаимодействуют два уровня эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые научные факты, выявляются эмпирические зависимости, на втором уровне создав более совершенные теоретические модели действительности, позволяющие описать новые явления находить общие закономерности, осуществлять прогнозирование развития изучаемых объектов.
«Методология научных исследований» включает в себя: философские аспекты, методологические основы научного познания, изучение структуры и основных этапов научно-исследовательских работ, изучает методы теоретического исследования, вопросы моделирования в научных исследованиях и помогает правильно выбрать направление научного исследования.
2. Для успеха научного исследования его необходимо правиль‑ но организовать, спланировать и выполнить в определенной по‑ следовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разраба‑ тывается основной предплановый документ — технико-эконо‑ мическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-тех‑ нический отчет и результаты работы внедряются в производство. Применительно к работам студентов можно наметить сле‑ дующие последовательные этапы выполнения исследователь‑ ских работ: — подготовительный; — проведение теоретических и эмпирических исследова‑ ний; — работа над рукописью и ее оформление; — внедрение результатов научного исследования
3. Патентные бюллетени бывают нескольких видов: библиографические, реферативные, аннотированные.
БИЛЕТ 4
1. Назовите частные и специальные методы научного исследования
2. Расскажите о выборе темы научного исследования
3. Перечислите права и обязанности патентообладателя.
1. В науках помимо общенаучных методов применяются част‑ ные методы исследования явлений. Они называются частны‑ ми потому, что используются в родственных науках, обладают специфическими особенностями, зависящими от объекта и ус‑ ловий познания. Только в одной отрасли научного знания используются спе‑ циальные методы исследования. Кроме того, применение спе‑ циальных методов ограничивается несколькими узкими обла‑ стями знания.
2. При выборе проблемы и темы научного исследования вначале на основе анализа противоречий исследуемого направления формулируется сама проблема и определяется в общих чертах ожидаемых результатов, затем разрабатывается структура проблемы, выделяются темы, вопросы, исполнители, устанавливается их актуальность.
После обоснования проблемы и установления ее структуры определяются темы научного исследования, каждая из которых должна быть актуальной (важной, требующей скорейшего решения), иметь научную новизну, т.е. должна вносить вклад в науку, быть экономически эффективной для н/х.
Поэтому выбор темы должен базироваться на специальном технико-экономическом расчете. При разработке теоретических исследований требование экономичности иногда заменяется требованием значимости, определяющим престиж отечественной науки.
3. Патентообладатель может в любое время действия патента объявить о предоставлении им любому лицу права использования изобретения или иного объекта (ст. 1002 ГК РК, п. 5 ст. 14 Патентного закона РК). Это действие называется открытой лицензией и, по сути дела, является своеобразной открытой офертой заключить сделку. Пожелавший воспользоваться открытой лицензией обязан заключить с патентообладателем договор о платежах.
Важно помнить, что заявление об открытой лицензии является безотзывным. Патентообладатель не может отказать кому-либо или вообще отказаться от такого заявления (например, найдя сразу после публикации конкретного выгодного лицензиара). Введение такого правомочия и корреспондирующих ему обязанностей свидетельствует о стремлении законодателя смягчить реалии патентной монополии.
В патентных отношениях возможно параллельное существование наряду с исключительными правами патентообладателя и прав третьих лиц на охраняемое решение. Это предусмотренное в ст. 1004 ГК РК и ст. 13 Патентного закона РК право преждепользования. Его суть ясна из текста указанных статей и не требует особых разъяснений. Отметим только, что непременными условиями для преждепользования являются использование объекта третьим лицом до даты приоритета и факт создания этим лицом объекта независимо от автора. Законодатель стремится здесь к достижению компромисса интересов и предоставляет третьему лицу право дальнейшего использования объекта, но без расширения сложившегося объема использования.
Одной из основных обязанностей патентовладельца является обязанность использовать техническое решение. В целях полного удовлетворения интересов общества государство может установить меры, принуждающие патентовладельца использовать изобретение или иной объект промышленной собственности.
Билет 5
1.Расскажите о планировании научно-исследовательской работы
2.Назовите основные источники научной информации
3. Перечислите источники охраны объектов интеллектуальной собственности
1. Конкретное научное исследование осуществляется по прин‑ ципиальному плану, который строится в зависимости от коли‑ чества информации об объекте исследования. Планы бывают разведывательные, аналитические (описательные) и экспери‑ ментальные. Разведывательный план применяется, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу. Цель составления такого пла‑ на — уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутствует литерату‑ ра или ее очень мало. Описательный план используется тогда, когда можно выде‑ лить объект и предмет исследования и сформулировать описа‑ тельную гипотезу. Цель плана — проверить эту гипотезу, опи‑ сать факты, характеризующие объект исследования. Экспериментальный план включает проведение экспери‑ мента. Он применяется тогда, когда сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана — опреде‑ ление причинно-следственных связей в исследуемом объекте.
2. Источник научной информации – это условное обозначение научного документа или издания, которые служат не только важнейшими источниками, но и средством передачи научной информации в пространстве и времени.
По форме представления источники научной информации можно разделить на документальные (книга, журнал, рукопись и т.д.) и электронные (электронные версии документальных источников, электронные базы, теле,- и аудиопередачи, глобальные информационные сети и др.).
Опубликованные документы – это документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку: книги, брошюры, монографии, сборники, тезисы докладов, периодические и продолжающиеся издания, патенты и авторские свидетельства, препринты, стандарты, нормативно-технические документы, прейскуранты, каталоги, авторефераты диссертаций, рекламные издания. Они предназначены для широкого распространения и тиражируются типографским или каким-либо иным способом.
Неопубликованные документы – это документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи: отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, описания алгоритмов и программ, проекты, сметы.
По новизне информации научные источники делятся на первичные и вторичные.
Первичными считаются те документы и издания, в которых преимущественно содержатся новые сведения или новое осмысление известных идей и фактов. К первичным документам и изданиям можно отнести большинство книг (за исключением справочников); брошюры, периодические издания - журналы, газеты и сериальные издания; описания изобретений, стандарты, отчеты, диссертации, переводы. Все разнообразие первичных опубликованных документов зафиксировано в ГОСТе 7.60–2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения.
Вторичными считаются документы и издания, в которых содержатся сведения о первичных документах. Это справочники и энциклопедии, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки.
Вторичные документы выполняют две основные функции:
-оперативно оповещают о появлении первичных документов;
-в сжатом виде излагают основное их содержание.
3. С 16 февраля 1993 года Республика Казахстан объявила о действии на всей территории четырех важнейших международных конвенций по правовой охране объектов промышленной собственности:
o Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной собственности;
o Парижская конвенция по охране промышленной собственности;
o Договор о патентной кооперации (РСТ);
o Мадридское соглашение о международной регистрации знаков
Распространение указанных конвенций на Казахстан означает, что в Республике действует принятая в большинстве стран мира система охраны объектов промышленной собственности. При этом необходимо иметь в виду, что, поскольку Казахстан, участвуя в международных договорах, принимает на себя определенные обязательства в области интеллектуальной собственности, перед таможенными органами Республики стоит ответственная задача – обеспечивать эффективную охрану прав на произведения и объекты смежных прав, содействовать формированию, становлению и стабильному функционированию общепринятых мировым сообществом цивилизованных норм взаимоотношений между обладателями прав и пользователями при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. По сути дела, речь идет о том, что предстоит перестраивать всю систему правоотношений в этой области.
Билет 6
Дайте определение следующим понятиям: научная идея, гипотеза, закон?