Дайте определение следующим понятиям: научная идея, гипотеза, закон?




Билет 1

1. Расскажите об организация научно-исследовательской работы в Казахстане

2.Назовите ученые степени и ученые звания

3. Перечислите охранные документы на объекты промышленной собственности, защищаемые законами в Казахстане.

1. «На сегодняшний день в Казахстане доля расходов на науку составляет 0,2 % от ВВП страны, тогда как рекомендуемая Международным академическим советом доля расходов для развивающихся стран составляет 1-1,5 % от ВВП. С 1997 года по 2008 год удельный вес научно-технических услуг в составе затрат предприятий увеличился более чем в 4,5 раза, что свидетельствует о повышении спроса на продукцию НИОКР. При анализе полной структуры отечественного научно-исследовательского комплекса установлено, что 80 % всей научной сферы республики составляет исследовательская часть и менее 20 % приходится на НИОКР. Соотношение ученых, конструкторов и работников опытных производств в Казахстане 25:4:1, в то же время как в развитых странах это соотношение составляет 1:2:4. Оптимальной будет система финансирования науки в следующих соотношениях: 20 % на фундаментальные исследования, 30 % на прикладные исследования, 50 % на ОКР, что позволит создать эффективную систему внедрения инновационных технологий.» Анализ состояния научно-исследовательской деятельности в Казахстане на 2010 год (из Стратегического плана Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан на 2011-2015 г.г). «Деятельность ученых страны направлена на реализацию республиканских целевых и прикладных научно-технических программ, программ фундаментальных исследований, сформированных в соответствии с государственными приоритетами, и развитие инновационной деятельности в Казахстане. Развитие науки сконцентрировано на 5 приоритетных направлениях: энергетика, глубокая переработка сырья и продукции, информационные и телекоммуникационные технологии, науки о жизни, интеллектуальный потенциал страны.
В стране функционирует свыше 400 организаций, выполняющих научные исследования и разработки, из 95 – государственные научно-исследовательские институты, 121 – высшего профессионального образования, 108 – предпринимательского сектора деятельности, 100 – некоммерческого сектора деятельности.

2. Ученые звания ассоциированного профессора (доцента) и профессора присваиваются уполномоченным органом в сфере образования и науки работникам научных организаций, высших учебных заведений (далее – вузы) на основе представления их кандидатур учеными советами указанных организаций (далее – ученые советы)

Учёная сте́пень — степень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры. Решение о присуждении учёной степени базируется на оценке только научно-исследовательского уровня соискателя. Стаж в конкретной должности, педагогические достижения и иные показатели не учитываются, в отличие от ситуации присвоения учёных званий.

3. Источниками права, регулирующим в Республике Казахстан правоотношения, возникающие в области интеллектуальной собственности, являются Конституция Республики Казахстан, Гражданский кодекс РК, Закон РК «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон РК, Закон РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РК «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Закон РК «Об охране селекционных достижений», а также различные международные конвенции, участницей которых является Республика Казахстан, и некоторые другие законодательные акты.

 

Билет 2

1Расскажите о научно-исследовательской работе студентов

2Определите понятие науки и классификация наук

3Назовите объекты интеллектуальной собственности.

1. Научная работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в лабораториях, научных, конструкторских и проектных подразделениях вуза, в студенческих научно-технических объединениях (конструкторские и иные бюро, центры, НИИ и т.п.).

Непосредственное участие студентов в проводимых вузами научно- исследовательских, научно-технических, проектных и других работах обеспечивается через организационные формы и мероприятия системы НИРС, которые подразделяются на:

научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс;

научно-исследовательскую работу, выполняемую во внеучебное время (сверх или вне учебных планов);

научные, научно-технические организационно-массовые мероприятия, в т.ч. состязательного характера, стимулирующие развитие системы НИРС и приобщение студентов к творчеству (студенческие научные конференции, семинары, студенческие олимпиады, конкурсы и т.п.), одновременно определяющие результативность и эффективность собственно научного труда студентов (публикации, авторство в научных отчетах, авторские свидетельства, патенты, реализуемые на практике разработки, награды на состязательных мероприятиях и т.д.).

2. Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Науку, как сложное системное явление необходимо рассматривать с нескольких позиций.

Во-первых, наука – это область культуры. Ибо она представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва.

Во-вторых, наука – это способ познания мира. И, стало быть, она заключает в себе некий образ мира, его истолкование. Этот аспект науки исследуется в рамках такой дисциплины, как эпистемология – учение о научном познании. Ключевыми понятиями здесь являются понятия субъекта и объекта познания.

В-третьих, наука – это социальный институт. В общественной жизни наука представляет собой сеть взаимосвязанных учреждений. Таким образом, наука представляет собой организованную структуру, своего рода корпорацию, которая призвана удовлетворять потребности общества.

Классификация.

В настоящее время совокупность знаний человека об окружающей действительности, о самом себе и о результатах своей деятельности преимущественно разделяется на два больших класса: на естественно–научное и гуманитарное знание. К естественно–научному знанию относят дисциплины, изучающие то, что существует независимо от человека (физика, химия, биология, медицина и т.д.); и чаще всего «естественное» здесь противопоставляется «искусственному», т.е. созданному человеком. К гуманитарному знанию (от лат. homo – человек) относят дисциплины, изучающие человека и результаты его деятельности (философия, психология, социология, история и т.д.).

Помимо естественных наук выделяют также технические науки и математику. В отличие от технических наук естественные науки нацелены в первую очередь на познание, а не на создание средств преобразования действительности. В отличие же от математики естественные науки занимаются исследованием природных, а не знаковых систем.

Следует также учесть, что существует различие между естественными и техническими науками, с одной стороны, и фундаментальными и прикладными науками, с другой стороны. Фундаментальные науки, такие как физика, химия, астрономия, изучают базисные, основополагающие структуры мира, а прикладные – занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач.

3.Объектами интеллектуальной собственности являются авторское право, смежные права, право на товарный знак, знак обслуживания, право использования места происхождения товара, патентное право. Интеллектуальная собственность - это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Следует отметить, что понятие интеллектуальной собственности является собирательным.

К объектам интеллектуальной собственности относятся объекты, защищаемые законами Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах», «Об охране селекционных достижений» от 13 июля 1999 года, Патентным законом от 16 июля 1999 года, законами «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» от 26 июля 1999 года, «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 29 июня 2001 года и т.п.

 

Билет 3

1.Дайте понятие научное исследование и методологии научных исследований

2.Назовите этапы научно-исследовательской работы

3. Расскажите о патентном бюллетене Казахстана. Название и содержание.

1. Научное исследование- процесс деятельности по получению научных знаний. В ходе научных исследований взаимодействуют два уровня эмпи­рический и теоретический. На первом устанавливаются новые научные факты, выявляются эмпирические зависимости, на втором уровне создав более совершенные теоретические модели действительности, позволяю­щие описать новые явления находить общие закономерности, осуществлять прогнозирование развития изучаемых объектов.

«Методология научных исследований» включает в себя: философские аспекты, методологические основы научного познания, изучение структуры и основных этапов научно-исследовательских работ, изучает методы теоретического исследования, вопросы моделирования в научных исследованиях и помогает правильно выбрать направление научного исследования.

2. Для успеха научного исследования его необходимо правиль‑ но организовать, спланировать и выполнить в определенной по‑ следовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разраба‑ тывается основной предплановый документ — технико-эконо‑ мическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-тех‑ нический отчет и результаты работы внедряются в производство. Применительно к работам студентов можно наметить сле‑ дующие последовательные этапы выполнения исследователь‑ ских работ: — подготовительный; — проведение теоретических и эмпирических исследова‑ ний; — работа над рукописью и ее оформление; — внедрение результатов научного исследования

3. Патентные бюллетени бывают нескольких видов: библиографические, реферативные, аннотированные.

 

БИЛЕТ 4

1. Назовите частные и специальные методы научного исследования

2. Расскажите о выборе темы научного исследования

3. Перечислите права и обязанности патентообладателя.

1. В науках помимо общенаучных методов применяются част‑ ные методы исследования явлений. Они называются частны‑ ми потому, что используются в родственных науках, обладают специфическими особенностями, зависящими от объекта и ус‑ ловий познания. Только в одной отрасли научного знания используются спе‑ циальные методы исследования. Кроме того, применение спе‑ циальных методов ограничивается несколькими узкими обла‑ стями знания.

2. При выборе проблемы и темы научного исследования вначале на ос­нове анализа противоречий исследуемого направления формулируется са­ма проблема и определяется в общих чертах ожидаемых результатов, затем разрабатывается структура проблемы, выделяются темы, вопросы, испол­нители, устанавливается их актуальность.

После обоснования проблемы и установления ее структуры опреде­ляются темы научного исследования, каждая из которых должна быть ак­туальной (важной, требующей скорейшего решения), иметь научную но­визну, т.е. должна вносить вклад в науку, быть экономически эффективной для н/х.

Поэтому выбор темы должен базироваться на специальном технико-экономическом расчете. При разработке теоретических исследований тре­бование экономичности иногда заменяется требованием значимости, опре­деляющим престиж отечественной науки.

3. Патентообладатель может в любое время действия патента объявить о предоставлении им любому лицу права использования изобретения или иного объекта (ст. 1002 ГК РК, п. 5 ст. 14 Патентного закона РК). Это действие называется открытой лицензией и, по сути дела, является своеобразной открытой офертой заключить сделку. Пожелавший воспользоваться открытой лицензией обязан заключить с патентообладателем договор о платежах.

Важно помнить, что заявление об открытой лицензии является безотзывным. Патентообладатель не может отказать кому-либо или вообще отказаться от такого заявления (например, найдя сразу после публикации конкретного выгодного лицензиара). Введение такого правомочия и корреспондирующих ему обязанностей свидетельствует о стремлении законодателя смягчить реалии патентной монополии.

В патентных отношениях возможно параллельное существование наряду с исключительными правами патентообладателя и прав третьих лиц на охраняемое решение. Это предусмотренное в ст. 1004 ГК РК и ст. 13 Патентного закона РК право преждепользования. Его суть ясна из текста указанных статей и не требует особых разъяснений. Отметим только, что непременными условиями для преждепользования являются использование объекта третьим лицом до даты приоритета и факт создания этим лицом объекта независимо от автора. Законодатель стремится здесь к достижению компромисса интересов и предоставляет третьему лицу право дальнейшего использования объекта, но без расширения сложившегося объема использо­вания.

Одной из основных обязанностей патентовладельца является обязанность использовать техническое решение. В целях полного удовлетворения интересов общества государство может установить меры, принуждающие патентовладельца использовать изобретение или иной объект промышленной собственности.

 

Билет 5

1.Расскажите о планировании научно-исследовательской работы

2.Назовите основные источники научной информации

3. Перечислите источники охраны объектов интеллектуальной собственности

1. Конкретное научное исследование осуществляется по прин‑ ципиальному плану, который строится в зависимости от коли‑ чества информации об объекте исследования. Планы бывают разведывательные, аналитические (описательные) и экспери‑ ментальные. Разведывательный план применяется, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу. Цель составления такого пла‑ на — уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутствует литерату‑ ра или ее очень мало. Описательный план используется тогда, когда можно выде‑ лить объект и предмет исследования и сформулировать описа‑ тельную гипотезу. Цель плана — проверить эту гипотезу, опи‑ сать факты, характеризующие объект исследования. Экспериментальный план включает проведение экспери‑ мента. Он применяется тогда, когда сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана — опреде‑ ление причинно-следственных связей в исследуемом объекте.

2. Источник научной информации – это условное обозначение научного документа или издания, которые служат не только важнейшими источниками, но и средством передачи научной информации в пространстве и времени.
По форме представления источники научной информации можно разделить на документальные (книга, журнал, рукопись и т.д.) и электронные (электронные версии документальных источников, электронные базы, теле,- и аудиопередачи, глобальные информационные сети и др.).

Опубликованные документы – это документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку: книги, брошюры, монографии, сборники, тезисы докладов, периодические и продолжающиеся издания, патенты и авторские свидетельства, препринты, стандарты, нормативно-технические документы, прейскуранты, каталоги, авторефераты диссертаций, рекламные издания. Они предназначены для широкого распространения и тиражируются типографским или каким-либо иным способом.
Неопубликованные документы – это документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи: отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, описания алгоритмов и программ, проекты, сметы.
По новизне информации научные источники делятся на первичные и вторичные.
Первичными считаются те документы и издания, в которых преимущественно содержатся новые сведения или новое осмысление известных идей и фактов. К первичным документам и изданиям можно отнести большинство книг (за исключением справочников); брошюры, периодические издания - журналы, газеты и сериальные издания; описания изобретений, стандарты, отчеты, диссертации, переводы. Все разнообразие первичных опубликованных документов зафиксировано в ГОСТе 7.60–2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения.
Вторичными считаются документы и издания, в которых содержатся сведения о первичных документах. Это справочники и энциклопедии, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки.

Вторичные документы выполняют две основные функции:
-оперативно оповещают о появлении первичных документов;
-в сжатом виде излагают основное их содержание.

3. С 16 февраля 1993 года Республика Казахстан объявила о действии на всей территории четырех важнейших международных конвенций по правовой охране объектов промышленной собственности:

o Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной собственности;

o Парижская конвенция по охране промышленной собственности;

o Договор о патентной кооперации (РСТ);

o Мадридское соглашение о международной регистрации знаков

Распространение указанных конвенций на Казахстан означает, что в Республике действует принятая в большинстве стран мира система охраны объектов промышленной собственности. При этом необходимо иметь в виду, что, поскольку Казахстан, участвуя в международных договорах, принимает на себя определенные обязательства в области интеллектуальной собственности, перед таможенными органами Республики стоит ответственная задача – обеспечивать эффективную охрану прав на произведения и объекты смежных прав, содействовать формированию, становлению и стабильному функционированию общепринятых мировым сообществом цивилизованных норм взаимоотношений между обладателями прав и пользователями при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. По сути дела, речь идет о том, что предстоит перестраивать всю систему правоотношений в этой области.

 

Билет 6

Дайте определение следующим понятиям: научная идея, гипотеза, закон?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: