Часа
Занятие №1 (2 часа)
1. Группы интересов, политические партии, политические лидеры и граждане в политическом процессе.
2. Законодательные органы власти и их роль в принятии политических решений.
3. Институт Президентства в контексте принятия политических решений.
4. Роль правительственных органов в формировании политической авансцены.
Занятие №2 (2 часа)
1. Характеристики административных служб и их роль в принятии политических решений.
2. Роль судов в формировании политических решений.
3. Институты власти Республики Беларусь в контексте решения социально значимых проблем. Повышение социальной ответственности государственной администрации.
Темы для реферирования (см. Приложение № 1):
- нравственные основы государственной кадровой политики и государственной службы (см. Вечер, Л.С. Государственная кадровая политика и государственная служба [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.С. Вечер. – Минск: Выш. шк., 2013. – 352 с. Режим доступа: znanium.com (точка доступа: а. 405, корпус 3);
- зарубежный опыт организации государственной службы (см. Вечер, Л.С. Государственная кадровая политика и государственная служба [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.С. Вечер. – Минск: Выш. шк., 2013. – 352 с. Режим доступа: znanium.com (точка доступа: а. 405, корпус 3);
- социальная ответственность государственной администрации (см. Герменчук В. В. Политика и государственная служба: моногр. /В. В. Герменчук. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008).
Литература для подготовки:
КОНСТИТУЦИЯ Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2012.
Белорусский путь / О.В. Пролесковский [и др.]; под. ред. О.В. Пролесковского, Л.Е. Криштаповича. – Минск: Инфформ.-аналит. Центр при Администрации Президента Респ. Бел., 2010.
Герменчук В. В. Политика и государственная служба: моногр. /В. В. Герменчук. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008.
Гречнева, Е.Ф. Общественная политика и управление в Республике Беларусь/ Е.Ф. Гречнева. – Минск: БГУ, 2008.
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С. В. Решетников [и др.]; под ред. С. В. Решетникова. - Минск: РИВШ, 2013.-180 с.
Яшкова, Т. А. Сравнительная политология. Т. А. Яшкова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 608 с. Режим доступа: znanium.com (точка доступа: а. 405, корпус 3)
Управление: государство, политика, безопасность / М.В. Ильин и др. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 282 с.
КОТЛЯРОВ, И.В. ФЕНОМЕН МНОГОПАРТИЙНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ / И.В. КОТЛЯРОВ. – МИНСК: ФУАИНФОРМ, 2009 – 319 С.
Теория принятия политических решений: методические рекомендации. Сост. В.В. Артёмчик – БРУ, Могилёв, 2017.
Послание Президента А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь: Обновление страны — путь к успеху и процветанию. Минск, 2013. https://www.president.gov.by/ru/poslanie/
Послание Президента А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь: Сильная экономика и честная власть — фундамент независимости страны и процветания нации. Минск, 2014. https://president.gov.by
Электронные ресурсы:
https://www.president.gov.by/ - Официальный сайт Президента Республики Беларусь
https://www.government.by/ - Правительство Республики Беларусь
https://www.kc.gov.by/ -- Конституционный суд Республики Беларусь
https://house.gov.by/ - Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь
https://rec.gov.by/ - Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов
https://www.mfa.gov.by - Министерство иностранных дел
https://www.ncpi.gov.by/ -Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
Тема 5. Технологические аспекты принятия политических решений.
Часа
1. Дескриптивные технологии в принятии политических решений. Использование дескриптивных технологий в политической практике Республики Беларусь.
2. Экспланаторные технологии в принятии политических решений. Использование экспланаторных технологий в политической практике Республики Беларусь.
3. Инструментальные технологии в принятии политических решений.
Решетников, С.В. Теория принятия политических решений: Функциональный подход: пособие для студентов вузов // С.В. Решетников, Т.С. Решетникова. – Минск: ТетраСистемс, 2012.
Тема 6. Реализация, контроль и оценка политических решении.
Часа
1. Оценка политических решений и проблема ответственности в политике.
2. Контроль за исполнением политико-управленческих решений.
4. Инспекция, лицензирование, займы, субсидии, пособия, контракты, налоговая политика, санкции в системе контроля и реализации политико-управленческих решений в Республике Беларусь и за рубежом.
Литература.
Решетников, С.В. Теория принятия политических решений: Функциональный подход: пособие для студентов вузов // С.В. Решетников, Т.С. Решетникова. – Минск: ТетраСистемс, 2012.
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С. В. Решетников [и др.]; под ред. С. В. Решетникова. - Минск: РИВШ, 2013.-180 с.
Гайнанов Д.А., Атаева А.Г., Закиров И.Д. Теория и механизмы современного государственного управления: Учеб. пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2014. — 288 с. Режим доступа: znanium.com (точка доступа: а. 405, корпус 3)
Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах: Монография /А. Б. Зеленцов, В. И. и др. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 446 с. Режим доступа: znanium.com (точка доступа: а. 405, корпус 3)
Интернет-источники:
1. https://www.presidentgov.by/ - Официальный сайт Президента Республики Беларусь
2. https://www.government.by/ - Правительство Республики Беларусь
3. https://www.kc.gov.by/ -- Конституционный суд Республики Беларусь
3. https://znanium.com (точка доступа: а. 405, корпус 3)
Приложение 1 Методика реферирования.
Реферирование – это процесс переработки и изложения текста первичного документа (книги, статьи, патента и т.п.) в устной, или – чаще в письменной форме.
Этапы реферирования:
1) чтение исходного текста и его анализ – обычно несколько раз – с целью детального понимания основного содержания текста, осмысления его фактической информации (изучающее чтение);
2) операции с текстом первоисточника: текст разбивается на отдельные смысловые фрагменты с целью извлечения основной и необходимой информации из каждого фрагмента;
3) сокращение, обобщение, компрессия выделенной основной фактологической информации и оформление текста реферата в соответствии с требованиями к смысловой структуре реферата.
Формируемые навыки и умения: выявление основной фактологической информации в тексте первичного документа, разделение текста на смысловые фрагменты, вычленение основной и существенной информации в этих фрагментах, компрессия языкового оформления информации, лингвистическое оформление текста самого реферата в соответствии с требованиями к смысловой структуре реферата.
Требования к смысловой структуре реферата.
Смысловая структура текста реферата в общем виде включает следующие логические разделы: предмет и цель исследования; методы проведения работы; конкретные результаты; выводы и заключения.
Изложение материала в реферате может осуществляться двумя способами:
1) можно следовать структуре первичного документа;
2) можно излагать основное информационное содержание независимо от структуры первоисточника.
Композиционно – графическое членение.
Текст может быть разделен на три основные части:
- введение: актуальность темы, предмет и цель исследования, источники;
- основная часть: основной фактологический материал и информация из первоисточника;
- заключение: основные выводы по реферируемому материалу и мнение референта.
Выступление по теме реферата.
Важным этапом в работе с рефератом является выступление на заданную тему. Выступление по теме реферата включает следующие этапы:
· Представление докладчика.
· Обозначение темы выступления.
· Выступление (не должно превышать 10 минут).
a. цели и задачи, которые ставил перед собой докладчик при написании реферата;
b. основные положения, которые были рассмотрены;
c. выводы, к которым пришел студент при написании реферата.
· Ответы на вопросы по предложенной теме (вопросы могут задаваться как преподавателем, так и студентами, присутствующими на занятии).