Примеры действия совести, описанные в Библии




О НРАВСТВЕННОСТИ

Что бы ясно и точно рассмотреть, что же такое нравственность и все с ней связанное мы обратимся к Нравственному Богословию. Богословие - слово о Боге, слово от Бога, слово к Богу - такое значение этому. слову придавали с первых веков христианства святые отцы и учителя Церкви. По началу они называли так только Священное Писание1, потому что оно и есть слово о Боге и от Бога, Ветхий завет - Богословием Ветхим, Новый Завет - новым Богословием, а всех писателей того и другого Завета, апостолов и пророков - богословами. Потом Богословием стали называть, кроме Священного Писания, и всякое другое учение об истинах христианских - например, в школах такие предметы тоже называли Богословием. В наше время Богословием мы называем все науки, изучающие Бога и всё что Он заповедал людям, каким Он открыл себя 8 христианской религии.

Поэтому Богословие - это наука о Боге и о вере в Бога, которая ведёт человека к верному богопознанию, к христианской действительной жизни. А раз так, то Богословие имеет тесную связь не только с жизнью Церкви, а с жизнью вообще и притом не с какой-то отвлечённой жизнью, а с жизнью современной, которая окружает христианина со всех сторон. Следовательно, христианское учение о Боге и о вере в Бога, христианское Богословие, и особенно православное Богословие, не может быть какой-то пустой наукой, а есть настоящая христианская жизнь - жизнь во Христе.

«Если хочешь со временем стать богословом и достойным Божества, - говорит святитель Григорий Богослов, - соблюдай и не выходи из повелений Закона Божьего. Ибо2 дела, как ступени, ведут к богопознанию».

Итак, всё это было сказано о Православном Нравственном Богословии, потому что слово «Православное» отличает эту науку от всех других учений о нравственности.

ПОНЯТИЕ О НРАВСТВЕННОСТИ

Слово нравственность одного корня со словами «нрав» и «нравится». «Нравится» - то что нравится, что пришлось по нраву, приятное, угодное, желанное. «Нрав» - это нечто постоянное, принадлежащее только одному какому-то человеку. Например, одному мальчику нравится слушаться родителей и помогать друзьям в их бедах, а другому наоборот - нравится быть непослушным, сидеть дома и не помогать своим друзьям.. Это два разных человека с разными нравами. И вот, какой нрав они в себе воспитают - такими людьми они и вырастают и никогда не поменяются потом.

Делая добрые дела - мы исполняем Закон Божий, для того, что бы в наших душах был мир и мир среди людей с которыми мы живём. Так мы сохраняем мир, который сотворил Сам Господь.

Итак, нравственность - это поведение человека, которое он воспитывает в себе сам, и применяет в жизни для добрых дел. Но самое главное в нравственности должно быть то, что выше добрых дел - это общение человека с живым Богом небесным, это жизнь по воле Божией, для славы Божией.

Делая добрые, высоконравственные дела, человек испытывает счастье - которое внутреннее, духовное, невидимое. Это есть Царство Божие «внутри нас», а Царство Божие - это «праведность и мир и радость во Святом Духе» /Римлянам 14:17/. Всё это сказано об истинном счастье, о котором нам говорит Господь. Но есть и другие виды благ, такие как всевозможные удовольствия, временные материальные блага, которые после нашей смерти перестанут существовать - они не принесут нам в загробном мире пользы. Поэтому, радуясь земным благам нужно помнить - в жизни у каждого человека вырабатывается его нравственный облик. И, конечно, христианин должен быть христианином, прежде всего, человеком с твердым нравственным характером и должен стремиться к выработке такого характера. Другими словами, он должен стремиться к улучшению себя, к нравственному совершенству.

Совесть

Под именем естественного закона подразумевается тот присущий нашей душе внутренний закон, который показывает человеку, что добро и что зло, чего он должен удаляться. О существовании в нас этого закона говорит каждому прежде всего его собственное сознание.

Углубляясь в самих себя, мы слышим в себе какой-то голос, который, указывая нам на различие между добром и злом, предписывает одно делать, а другого избегать. Закон этот так глубоко внедрён в нашу природу, что никто не может освободиться от него, изгладить или заглушить его. Его знают и ощущают все народы и все нации земли, ибо нет ни одного человека, который бы не сознавал различия между добром и злом, а также и того, что добро должно делать, а зла избегать и удаляться. Существование в человеке естественного нравственного закона подтверждается и Священным Писанием. Так, апостол Павел говорит о язычниках: «они не имея закона (откровенного), естеством законная творят (т.е. по природе делают законное), не имея закона (писанного), они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». /Рим.2,14-15/

Подобным же образом рассуждают и святые отцы. Св. Иоанн Златоуст пишет: «Ни Адам, ни другой какой человек никогда, кажется, не жил без закона естественного. Как скоро Бог сотворил Адама, вложил в него и этот закон, сделав его надёжным сожителем для всего человеческого рода».

Руководясь этим внутренним естественным законом, человечество вырабатывало не только отдельные нравственные правила, но и создавало целое нравственное мировоззрение, вырабатывало определённые обычаи и нравы, которые ничто иное, как написанные законы, переходящие по преданию от поколения к поколению и становившиеся источником для всех писаных законов. Эти законы служили руководством в общественной жизни и как бы несовершенны они были, всё-таки сдерживали в человеческих обществах грубый произвол, насилие и распущенность. Естественный закон, по апостолу Павлу, вложенный в наше сознание, есть совесть.

Кроме указанных доказательств, о существовании в нас естественного нравственного закона говорит и наша совесть, которая является носительницей и выразительницей этого закона.

Что такое совесть? Слово совесть состоит из глагола «знать» или «ведать» и приставки «со», что в буквальном понимании значит сознание. Однако это сознание особое, отличающееся от обычного человеческого сознания. Это сознание - моральное, относящееся к области моральной жизни человека. Причём приставка «со» указывает на совместное и одновременное сознание нескольких моральных явлений. Какие же это моральные явления? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо раньше указать, какие функции выполняет совесть в нравственной жизни человека. На основании свидетельств Слова Божия и человеческих наблюдений устанавливается, что совесть в нравственной жизни человека одновременно выполняет три функции, а именно: законодательная, судии и мздовоздаятеля.

Совесть - законодатель, потому что она указывает человеку требования нравственного закона.

Совесть - судия, так как она производит суждения о наших намерениях и действиях. Соответствует ли они требованиям нравственного закона или не соответствуют.

Совесть - мздовоздаятель, потому что она или награждает человека душевным миром или наказывает его муками и угрызениями за те или иные его поступки.

Во всех этих проявлениях совести присутствует сознание.

Таким образом, совесть это одновременное сознание как требование нравственного закона и соответствия или несоответствия свободных намерений и действий человека этим требованиям, так и сознание приятных или неприятных движений нравственного чувства, которыми сопровождаются эти намерения и действия.

Совесть есть общечеловеческое явление. Голос её слышится во всяком человеческом сердце. Но, будучи одинаково присуща всем людям, совесть весьма различна у разных людей и даже в одном и том же человеке не всегда действует одинаково. Известно, например, что совесть народов некогда не только оправдывала, но и освящала религией человеческие жертвоприношения оргии в честь Бахуса, акты кровавой мести и т. д. В настоящее время также нередко можно встретить людей, которые в разные периоды своей жизни и на различных ступенях своего развития бывают то более, то менее совестливые, то осуждают, то оправдывают одни и те же явления нравственной области. Очевидно, состояния совести бывают различны и её проявления /как законодателя, судии и мздовоздаятеля /, не одинаковы по своему достоинству и ценности. Как законодатель, совесть бывает - не ведущей, колеблющейся и погрешающей.

Неведущей совесть бывает тогда, когда не имеет надлежащего сознания о том, что требует от нас воля Божия. Апостол Павел все гремя язычества называет временем неведения, понимая именно неведение воли Божией /Деян. 17,30/. Колеблющейся или нерешительной совесть бывает тогда, когда, зная закон, позволяет соглашаться на беззаконные действия. Погрешающей совесть бывает тогда, когда доброе называет худым, а худое добрым, когда свет ей кажется тьмою.

Как судия, совесть бывает - немощной, усыплённой и ожесточённой. Немощной совесть бывает тогда, когда обязательная власть её, под влиянием страстей, до того ослабевает, что она не может побудить человека к исполнению того, что сама же признаёт необходимым.

Усыпленной совесть бывает тогда, когда она, подобно тусклому стеклу, изображает нам в ложном свете предметы нашей деятельности - поступки плохие объясняет из добрых побуждений и намерений, а цели эгоистичные и порочные оправдывает благовидностью и законособранностью поступков. Ожесточённой совесть бывает тогда, когда сознательно и произвольно отвергает исполнение воли Божией.

 

Как мздовоздоятель совесть бывает - пристрастной, лицемерной и сожённой. Пристрастной совесть ясно указывает нам недостатки других людей, но не возмущает нашего сознания при совершении тяжких грехов. О людях с такой совестью Спаситель говорит, что они видят сучек в глазе брата своего, а бревна в своём не чувствуют. Лицемерной - совесть награждает нас миром незаслуженно или несоразмерно с совершаемым нами добром. Сожжённой совесть бывает тогда, когда она не угрызает даже за великие преступления. Это люди дошедшие до полного бесстыдства, моральные трупы, неспособные к восприятию истин и благодати. Люди с сожжённой совестью встречаются редко, то есть большей частью даже злые сохраняют в душе своей искру добра, значит совесть у них не умерла, а только дремлет или уснула и может быть пробуждена.

Чем объяснить эти ненормальности совести? Тем, что совесть, как и всякая человеческая способность и сила нуждается в образовании и воспитании. Её развитие находится в зависимости от развития ума и сердца. Развращённое сердце, конечно, влияет на действия совести.

Главная причина несовершенства совести заключается в грехопадении прародителей, расстроившем все силы человеческого духа, с которым связана и деятельность совести.

О происхождении нравственного закона нужно сказать следующее:

Сам человек, не имея в себе самом начала своего бытия и жизни, и будучи ограничен условиями пространства и времени, не может написать в себе этот вечный закон. Он является на свет вместе с человеком, всегда пребывает в нём (в человеке) и властвует над ним. Человек, как личность, постепенно развивается, но для того, чтобы возможно было это развитие нравственной личности в человеке уже должен быть нравственный закон, по которому должно совершаться это развитие и совершенствование. И воля всего человеческого рода так же не может быть нравственно-законодательной. Она так же, как и воля отдельного человека, развивается постепенно, и в основе своего развития тоже предполагает нравственный зародыш, как уже готовый, данный ему сначала. Остаётся, следовательно, только воля высочайшего всеблагого и всемогущего Бога, Который один только и может быть законодателем нравственности. Это Воля Божия, будучи законом для всего мира, служит основанием и сущностью нравственного закона для всех нравственно-разумных и свободных существ. Воле Божией повинуется вся природа, её исполняют ангелы. Для её выполнения нисходил на землю Сам Господь. Её познавать и исполнять обязаны все люди.

Воля Божия становится известною человеку двояким способом:

- через нравственный естественный закон - совесть

- через откровения или заповеди Божий, сообщённые Богом через апостолов, пророков и воплотившегося Сына Божия.

Примеры действия совести, описанные в Библии

НИ ОДНА светская книга не выявляет так точно все многообразие проявления совести в человеке, как Библия. Мы приведем здесь некоторые самые яркие примеры проявления совести. Обратив наше внимание на негативные примеры, мы видим, как недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7-10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил всякий кто встретится с ним (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1 Цар. 26 гл.). Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос их гнал, сознавая, что нельзя храм обращать в базар (Иоанн 2 гл.).

Иногда укоры совести делаются настолько нестерпимыми, что человек предпочитает прекратить свою жизнь. Самый яркий пример столь сильных угрызений совести мы видим в Иуде-предателе, который повесился после того, как предал Христа иудейским первосвященникам (Мт. 27:5). Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы - покрыть их (Лк. 23:30, От. 6:16).

Случается иногда, что человек в круговороте тревог, при наплыве сильных чувств или в состоянии страха как бы не слышит голоса своей совести. Но потом, придя в себя, чувствует ее укоры с двойной силой. Так, братья Иосифа, попав в беду, вспомнили свой грех о продаже э рабство своего младшего брата и поняли, что они справедливо за этот грех наказываются (Быт. 42:21). Царь Давид, увлеченный красотой Вирсавии, осознал свой грех прелюбодеяния только после того, как его обличил пророк Нафан (2 Цар. 12:13). Отличавшийся пламенным характером ап. Петр, под давлением страха, отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Христово и горько заплакал (Мт. 26:75). Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом со Христом, только перед смертью понял, что страдания посланы ему и его товарищу за их прежние преступления (Лк. 23:40). Закхей-мытарь, тронутый любовью Христа, вспомнил обиды, которые он причинил людям своей алчностью и решил возместить убытки всем, им обиженным (Лк. 19:8).

С другой стороны, когда человек сознает свою невинность, он в чистом свидетельстве своей совести находит непоколебимую опору для надежды на Бога. Так, например, праведный Иов, тяжко страдая, сознавал, что причина страданий находится не в нем, но в высших планах Божиих и надеялся на Божию милость (Иов 27:6). Подобным образом, праведный царь Езекия, умирая от неизлечимой болезни, стал просить Бога исцелить его ради тех добрых дел, которые он раньше совершал, и встал здоровым (4 Цар. 20:3). Ал. Павел, жизнь которого была посвящена Богу и спасению людей, не только не боялся смерти, но, напротив, желал разрешиться от бренного тела, чтобы быть с Христом (Фил. 1:2).

Нет для грешника большего облегчения и счастья, как получить прощение грехов и успокоить совесть. Евангелие изобилует подобными примерами. Так, женщина-грешница, в доме Матфея, с благодарностью омывала своими слезами ноги Христа и отирала их волосами своими (Лк. 7:38).

С другой стороны, пренебрежение голосом совести и повторные падения омрачают душу до такой степени, что человек может потерпеть, как предостерегает ап. Павел, "кораблекрушение в вере," т. е. может безвозвратно погрязнуть во зле (1 Тим. 1:19).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: