Тема: Население Южной Америки.
Страны востока и запада материка.
План урока:
Население Южной Америки.
Страны востока и запада материка.
Домашнее задание.
Ход урока.
Население Южной Америки.
Отличительной чертой формирования народонаселения Южной Америки является его относительная незрелость – всего несколько столетий. До покорения континента испанскими и португальскими захватчиками в конце 15 века, здесь проживали индейские народы и племена, говорившие на языках кечуа, чибча, тупигуа-рани и других. Однако после захвата материка испанцами и португальцами основное население начало стремительно смешиваться.
Очередной скачок в развитии этнической структуры произошел после признания независимости стран Южной Америки. В этот период континент стал убежищем для многочисленных беженцев из стран Восточной и Западной Европы, Индии, Китая.
Несмотря на большое смешение народностей внутри континента, в некоторых южно-американских странах все же сохранились исконно индейские народы: кечуа, аймара, арауканы. Им удалось сберечь не только расовую чистоту, но и численность. Основным их занятием является земледелие.
Видеоматериал по данному вопросу: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1668/main/
Страны востока и запада материка.
Рассмотрим материал по данному вопросу на примере 2 стран Южной Америки: Бразилии и Перу (рисунок 1 «Политическая карта Южной Америки»).
1) Бразилия одна из самых больших стран мира и крупнейшая страна в Южной Америке. Бразилия имеет обширный выход к Атлантическому побережью и протяжённые сухопутные границы. Она граничит почти со всеми странами Южной Америки и не имеет общей границы лишь с двумя из них – Чили и Эквадором. Большая протяжённость Бразилии с севера на юг (более 4 тыс. км) обусловила разнообразие природы этой страны. Основную часть её территории занимают влажные экваториальные, а на востоке – вечнозелёные переменно-влажные леса.
|
Население. По числу жителей Бразилия занимает первое место среди стран Южной Америки и пятое место в мире. Половина населения Бразилии живёт в узкой прибрежной полосе. Здесь вокруг городов-гигантов Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро сложились одни из крупнейших агломераций мира.
В начале XVI века началась колонизация Бразилии и заселение её европейцами. Коренные жители – индейцы – в основном были истреблены. Для работы на плантациях использовался труд рабов, привезённых из Африки. Так постепенно сложилась современная бразильская нация, основу которой составляют потомки белых переселенцев и мулаты. Главная религия бразильцев – католицизм, одна из ветвей христианства, распространившаяся с приходом европейцев. Рисунок 1. Политическая карта Южной Америки.
Хозяйственная деятельность. Становление хозяйства страны началось в период европейской колонизации с развития плантационного хозяйства: выращивания для экспорта сахарного тростника, каучука и кофе. Во второй половине XX в. началось бурное развитие промышленности.
Сегодня по размерам производства Бразилия входит в первую мировую десятку. Она выделяется производством сельскохозяйственной продукции (кофе, сахарный тростник), добычей полезных ископаемых (железная руда) и производством отдельных видов промышленной продукции (автомобили, самолёты). Особенно велика роль страны в производстве самолётов. Основная часть промышленности сосредоточена на юго-востоке страны. В Амазонии хозяйство развито лишь в отдельных очагах: ведётся заготовка древесины и натурального каучука, добываются полезные ископаемые.
|
В развитии внутренних районов страны большую роль сыграл перенос столицы из Рио-де-Жанейро в новый город Бразилиа, который называют «памятником современной архитектуры».
Из Бразилии мы переместимся на запад в соседнюю страну – Перу.
2) Перу. Спустившись южнее экватора, мы попадём в Перу – республику с крайне богатой историей.
Площадь страны составляет 1285 тыс. км2. Численность населения: 29,5 млн. чел. Столица: Лима. Официальные языки: испанский, кечуа. Денежная единица: новый соль. Территория Перу состоит из трёх частей: узкой полосы побережья на западе, гор Анд в центре, равнин и предгорий на востоке.
Побережье представляет собой холодную береговую пустыню. Климат здесь сухой и прохладный из-за холодного Перуанского течения. Зимой в этих краях пасмурно, часты туманы. Пустыни Тихоокеанского побережья сливаются с поясом горных полупустынь. Восточные хребты Перуанских Анд покрыты до высоты 1,5 км густым тропическим лесом. Здесь произрастает хинное дерево, оно является сырьём для приготовления медицинского препарата хинин.
Более половины площади страны занимают равнины и предгорья, здесь жарко и выпадают обильные дожди. На равнинах произрастают экваториальные леса. Среди многочисленных пород деревьев есть такие, как: акажу (красное дерево) и цедрела. Эти породы деревьев используются в хозяйстве.
|
В Перуанских Андах на высоте 3812 м расположено озеро Титикака с котловиной тектонического происхождения. Озеро Титикака – самое большое высокогорное озеро мира. Его площадь – 8 тыс. км2, длина – 150 км, ширина – до 70 км, а средняя глубина – 270 м. «Титикака» в переводе с языка индейцев означает «священный камень». На территории современного государства Перу располагалась мощная империя индейцев инков. Их «потерянный город» Мачу-Пикчу был обнаружен лишь в ХХ в.
Переселение на территорию Перу европейцев привело к формированию как европейских, так и смешанных групп населения. Государственные языки – испанский и кечуа. Из Европы испанцы принесли с собой католическую веру.
Современный расовый состав населения сложен: индейцы кечуа и аймара, метисы и белые перуанцы. Перу – одна из немногих стран Южной Америки, где сохранилось значительное индейское население.
Численность жителей довольно быстро увеличивается. Более 70 % перуанцев живёт в городах, в основном в пределах узкой прибрежной полосы. Столица и крупнейший город страны – Лима. Город Куско, основанный инками, ныне крупный туристический центр Перу.
На озере Титикака живёт «озёрный народ» – индейцы племени аймара.
Перу имеет невысокий уровень экономического развития. Главные виды хозяйственной деятельности: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и рыболовство.
3. Домашнее задание:
- проработать теоретический текстовый и видеоматериал по теме урока, изучить параграф 39;
- выполнить письменно задание 7 на стр. 159 (по каждому пункту плана приводим краткую характеристику);
- форма предоставления отчёта о выполнении домашней работы – фотоотчёт о проделанной работе в рабочей тетради;
- домашнее задание выполнить до 04.04.22;
- адрес электронной почты для отправления выполненного домашнего задания: anastasiayurchenko1990@mail.ru
- время предоставления консультаций: 800-1600; телефон: 071-399-4950.