ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ КАБИНЕТА




УТВЕРЖДаю

Начальник управления

высшего и среднего

специального образования

Министерства образования

Республики Беларусь

___________ C.И. Романюк

«___» __________ 2012 г.

 

 

ОХРАНА ТРУДА

 

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для реализации образовательной программы

среднего специального образования по профилю образования
«Техника и технологии», направлениям образования
91 «Общественное питание. Бытовое обслуживание»,
94 «Защита от чрезвычайных ситуаций»,
группе специальностей 75 01 «Лесное хозяйство»

 

 

Минск


Рекомендовано к изданию экспертным советом

Республиканского института профессионального образования

 

Автор Н.К. Фоменко, преподаватель УО «Минский государственный политехнический колледж».
   
Рецензенты: А.М. Лазаренков, заведующий кафедрой «Охрана труда» Белорусского национального технического университета, доктор технических наук, профессор; С.Г. Герчикова, преподаватель УО «Белорусский государственный колледж промышленности строительных материалов».

 

 

Ответственный за выпуск Т.М. Будникова, начальник отдела УО «Республиканский институт профессионального образования».

 

При разработке типовой учебной программы использована типовая учебная программа «Охрана труда», утвержденная Министерством образования Республики Беларусь в 2005 г.

 

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Охрана труда» рассмотрена в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, обсуждена и одобрена бюро РМО педагогических работников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, по образованию в области автоматизации и обеспечения качества, в области лесной, химической и горнодобывающей промышленности.

 

© Республиканский институт

профессионального образования, 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая учебная программа учебной дисциплины «Охрана труда» (далее - программа) предусматривает изучение организационных и правовых вопросов охраны труда, основ гигиены труда и производственной санитарии, безопасности технологического оборудования, а также пожаро- и взрывобезопасности производства. С целью осознания учащимися необходимости принятия адекватных защитных мер в будущей работе в программе раскрыт механизм биологического воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов.

Особенности безопасности технологических процессов и оборудования конкретной отрасли экономики должны изучаться в соответствующих специальных учебных дисциплинах.

Изучение учебной дисциплины базируется на знаниях, полученных уча­щимися по общеобразовательным учебным дисциплинам и учебным дисциплинам профессионального компонента.

При изложении программного учебного материала следует учитывать до­стижения отечественной и зарубежной науки и техники в области безопасности труда, строго соблюдать единство терминологии и обо­значений технических величин согласно действующим стандартам.

Для лучшего усвоения учащимися программного учебного материала необходимо использовать наглядные пособия, аудиовизуальные средства обучения, компьютерные программы, проводить экскурсии в организации с целью ознакомления с опытом обеспечения безопасности труда, гигиены труда и пожарной безопасности.

В целях обучения учащихся практическим навыкам владения безопасными приемами и методами работы программой предусмотрены практические занятия и лабораторные работы.

В программе определены цели изучения каждой темы, прогнозируются результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения содержания учебного материла.

В результате изучения учебной дисциплины учащиеся должны

знать на уровне представления:

правовую и нормативную основу деятельности по охране труда;

организацию работы по охране труда в структурном подразделении организации;

права и обязанности должностных лиц по охране труда;

основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;

производственные пожароопасные вещества и материалы, их характеристики;

знать на уровне понимания:

организацию работы по охране труда в организации;

влияние вредных и опасных производственных факторов и меры защиты от них;

организацию и виды обучения работающих безопасным условиям труда;

источники и причины травматизма и профессиональных заболеваний на производстве;

опасные производственные факторы, выбор средств индивидуальной и коллективной защиты от них;

способы обеспечения электробезопасности и средства защиты человека от поражения электрическим током;

требования безопасности к производственному оборудованию и технологическим процессам;

уметь:

обеспечивать выполнение правил и норм охраны труда, проводить инструктаж на рабочих местах;

применять безопасные приемы и методы работы;

пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных факторов;

участвовать в расследовании несчастных случаев;

оказывать доврачебную помощь пострадавшим на производстве;

проверять исправность технических средств защиты;

пользоваться средствами пожаротушения.

Для изучения специфических особенностей производств и организаций различных отраслей экономики в программе предусмотрен резерв времени.

Для контроля знаний учащихся программой предусмотрено проведение обязательной контрольной работы, тематика и перечень вопросов для которой определяются предметной (цикловой) комиссией учреждения образования.

Программа содержит примерный перечень оснащения кабинета оборудованием, техническими и демонстрационными средствами обучения, необходимыми для обеспечения образовательного процесса.

В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине, разработанные на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.03.2004 № 17).

Приведенный в программе тематический план является примерным. Предметная (цикловая) комиссия может вносить обоснованные изменения в содержание программного учебного материала и в распределение учебных часов по разделам и темам (в рамках бюджета времени, отведенного на изучение учебной дисциплины). Все изменения утверждает заместитель руководителя учреждения образования по учебной работе.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема Количество учебных часов
Всего В том числе
на лабораторные работы на практические занятия
Введение      
Раздел 1. Правовые и организационные вопросы охраны труда      
1.1. Основы законодательства об охране труда в Республике Беларусь      
1.2. Организация надзора и контроля за охраной труда      
1.3. Организация работы по охране труда в организации      
1.4. Травматизм и заболеваемость на производстве      
Раздел 2. Основы производственной санитарии и гигиены труда      
2.1. Основы гигиены труда      
2.2. Санитарно-гигиенические требования к промышленным организациям      
2.3. Микроклимат и вентиляция помещений      
2.4. Освещение производственных помещений      
2.5. Защита от шума и вибрации      
2.6. Защита от воздействия вредных газов, паров и пыли      
2.7. Защита от воздействия производственных излучений      
Раздел 3. Основы техники безопасности      
3.1. Основы электробезопасности      
3.2. Безопасность технологических процессов и производственного оборудования отрасли      
3.3. Основы безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением      
3.4. Организация безопасной работы при погрузке, разгрузке и перемещении грузов      
3.5. Организация безопасной эксплуатации видеодисплейных терминалов и ЭВМ      
Обязательная контрольная работа      
Раздел 4. Основы пожарной безопасности      
4.1. Основы пожаро- и взрывобезопасности      
4.2. Основы профилактики пожаров      
4.3. Тушение пожаров      
4.4. Организация пожарной охраны в отрасли      
Резерв      
И т о г о      

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель изучения темы Содержание темы Результат
Введение
Дать понятие о целях, задачах и предмете учебной дисциплины. Цели и задачи учебной дисциплины «Охрана труда». Предмет учебной дисциплины «Охрана труда». Методологические основы охраны труда. Основные понятия и определения. Связь учебной дисциплины «Охрана труда» со специальными и общеобразовательными учебными дисциплинами, ее роль и значение в системе подготовки специалистов среднего звена. Объясняет цели, задачи и предмет учебной дисциплины. Излагает основные понятия и определения в области охраны труда.
Раздел 1. Правовые и организационные вопросы охраны труда
Тема 1.1.Основы законодательства об охране труда в Республике Беларусь
Сформировать представление о цели, принципах и направлениях государственной политики в области охраны труда. Познакомить с нормативными правовыми актами в области охраны труда.   Цель, принципы и направления государственной политики в области охраны труда. Конституция Республики Беларусь как правовая основа охраны труда. Закон Республики Беларусь «Об охране труда». Суть основных законодательных актов, регулирующих правоотношения в области охраны труда (Трудового кодекса, законов «Об основах государственного социального страхования», «О профессиональном пен­сионном страховании», «О санитарно-эпидемиче­ском благополучии населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности» и др.). Нормативные правовые акты по охране труда. Классификация по сфере действия подзаконных актов, норм и правил по охране труда. Перечень видов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда. Значение стандартов в области охраны труда: системы стандартов безопасности труда (ССБТ), стандартов системы управления охраной труда (СУОТ), системы стандартов пожарной безопасности (ССПБ). Структура ССБТ. Высказывает общее суждение о цели, принципах и направлениях государственной политики в области охраны труда, об основных нормативных правовых актах в области охраны труда.  
  Практические занятия  
Обучить правилам разработки инструкции по охране труда. Изучение порядка разработки инструкции по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг). Обобщает порядок разработки инструкции по охране труда.
Тема 1.2. Организация надзора и контроля за охраной труда
Дать понятие о системе надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Сформировать понятие об общественном контроле и видах ответственности работодателя и работающих за нарушение законодательства об охране труда. Система надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда (прокуратура, местные исполнительные и распорядительные органы власти, Департамент государственной инспекции труда, Управление Государственной экспертизы по условиям труда, Госпромнадзор, Госатомнадзор, Госсаннадзор, Госпожнадзор, Гос­стройнадзор, Госэнергонадзор). Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда (инспекции по охране труда профсоюзов, комиссии по охране труда профкомов, общественные инспекторы по охране труда, их права и обязанности). Ответственность за несоблюдение законодательства об охране труда (дисциплинарная, административная, уголовная). Особенности применения материальной ответственности. Описывает систему надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Объясняет виды ответственности работодателя и работающих за нарушение законодательства об охране труда.
Тема 1.3. Организация работы по охране труда в организации
Дать понятие о системе управ­ления охраной труда в организации, об обязанностях и правах работодателя и работающих по обеспечению охраны труда, о службе охраны труда в организации. Сформировать понятие о порядке организации обучения и проверки знаний работников по охране труда, видах инструктажа, контроле за состоянием охра­ны труда в орга­низациях. Система управления охраной труда в организации. Вопросы организации охраны труда в Законе Республики Беларусь «Об охране труда»: обязанности и права работодателя по обеспечению охра­ны труда, обязанности работающего в области охраны труда, служба охраны труда. Организация обучения, проведения инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда. Виды инструктажа, характеристика, методика проведения и оформления. Контроль за состоянием охраны труда в организациях: цель, виды контроля, порядок проведения периодического контроля. Излагает систему управления охраной труда в организации, основные права и обязанности работодателя и работающих по обеспечению охраны труда, службы охра­ны труда в организации. Объясняет порядок организации обучения, раскрывает виды инструктажа и проверки знаний работников по вопро­сам охраны труда. Описывает цель и виды контроля за состоянием охраны труда в организациях.
  Практические занятия  
Сформировать умение организовывать проведение инструктажа по охране труда в организации; заполнять журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда и журнал регистрации инструктажа по охране труда. Организация проведения инструктажа по охра­не труда в организации. Разрабатывает порядок проведения инструктажа по охране труда в организации, заполняет журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда и журнал регистрации инструктажа по охране труда.
Тема 1.4. Травматизм и заболеваемость на производстве
Сформировать представление о классификации опасных и вредных производственных факторов, средствах защиты работающих. Сформировать понятие об аттестации рабочих мест по условиям труда, об обязательном страховании от несчастных случаев. Дать понятие о видах травм, профессиональных заболеваний и несчастных случаев, порядке расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве. Сформировать представление о статистических показателях оценки уровня травматизма. Классификация опасных и вредных производственных факторов по природе действия. Средства защиты работающих: определение, виды, классификация средств коллективной защиты и средств индивидуальной защиты. Определение и виды травм, профессиональных заболеваний и несчастных случаев. Порядок и методика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязанности работающих при возникновении несчастных случаев на производстве. Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве. Акты о расследовании несчастных случаев на производстве (формы Н-1 и НП), порядок их оформления. Относительные статистические показатели оцен­ки уровня травматизма. Высказывает общее суждении о классификации опасных и вредных производственных факторов, средствах защиты работающих. Объясняет порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обязательного страхования от несчастных случаев; описывает виды травм, профессиональных заболеваний и несчастных случаев, порядок расследования и оформления несчастных случаев на производстве. Называет статистические показатели оценки уровня травматизма.
  Практические занятия  
Научитьустанавливать причины несчастного случая, разрабатывать мероприятия по устранению этих причин и предупреждению повторения подобных происшествий; научить заполнять акт о несчастном случае на производстве. Расследование несчастного случая на производстве. Оформление акта о расследовании несчастного случая. Устанавливает причины несчастного случая, разрабатывает мероприятия по устранению этих причин и предупреждению повторения подобных происшествий; заполняет акт о несчастном случае на производстве.
Раздел 2. Основы производственной санитарии и гигиены труда
Тема 2.1. Основы гигиены труда
Дать понятие о физиологических изменениях в организме человека в процессе трудовой деятельности. Сформировать знания о путях и приемах снижения утомляемости работающих. Определение гигиены труда. Характеристика деятельности человека в зависимости от выполняемых им функций. Определение работоспособности, утомления и переутомления. Характеристика физического и умственного утомления. Снижение монотонности труда. Динамика работоспособности в процессе труда: в течение рабочей смены, в течение суток и по дням недели. Режим труда и отдыха. Рациональная организация рабочих мест. Эргономические требования к устройству рабочих мест. Объясняет физиологические изменения в организме человека в процессе труда и пути снижения утомляемости работающих. Излагает эргономические требования к устройству рабочих мест, оптимальные режимы труда и отдыха.
Тема 2.2. Санитарно-гигиенические требования к промышленным организациям
Познакомить с санитарной клас­сификацией промышленных производств, санитарно-гигиеническими требованиями к устройству зданий, помещений и территорий про­мышленных организаций. Санитарная классификация промышленных производств. Санитарно-защитные зоны. Генераль­ный план промышленной организации. Требования к территории. Санитарно-гигиеническиетребования к устройству зданий и помещений. Санитарно-бытовые помещения и их оборудование. Руководствуется санитарно-ги­гие­ни­ческими требованиями к устройству зданий, помещений, в том числе бытовых, а также к территории промышленных организаций.
Тема 2.3. Микроклимат и вентиляция помещений
Дать понятие о микроклимате производственных помещений, его нормировании и средствах обеспечения нормативных параметров микроклимата. Метеорологические условия (микроклимат) производственной среды и их влияние на работающих. Нормирование и контроль параметров микроклимата. Обеспечение нормативных параметров микроклимата: отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха в производственных помещениях. Аэроионизация воздуха рабочей зоны, нормализация аэроионного состава воздуха. Объясняет влияние микроклимата на работающих. Описывает сред­ства обеспечения нормативных параметров микроклимата.
Тема 2.4.Освещение производственных помещений
Сформировать понятие о влия­нии освещенности производственных помещений на безопасность и производительность труда, нормировании и видах освещения, способах и средствах обеспечения нормативной освещенности рабочих мест. Влияние освещенности рабочего места на безопасность и производительность труда. Количественные и качественные показатели производственного освещения. Виды производственного освещения в зависимости от источника света. Виды искусственного производственного освещения по назначению. Нормирование производственного освещения. Основные требования эксплуатации осветительных установок. Формулирует основные светотехнические понятия. Описывает виды производственного освещения и его нормирование. Излагает основные требования к эксплуатации осветительных установок.
  Лабораторная работа № 1  
Научить определять освещенность рабочего места, рассматривать коэффициент естественной освещенности (КЕО) и определять по нему параметры зрительной работы для данных рабочих мест и данного помещения в контрольных точках: характеристика и разряд зрительной работы, наименьший размер объекта различения. Убедиться в неравномерности распределения КЕО внутри помещения. Определение освещенности рабочего места. Определяет освещенность рабочего места, рассчитывает КЕО и определяет по нему параметры зрительной работы для данных рабочих мест и данного помещения. Убеждается в неравномерности распределения КЕО внутри помещения.
Тема 2.5.Защита от шума и вибрации
Дать знания о производственном шуме, инфра- и ультразвуках, вибрации, их характеристиках и воздействии на организм человека. Сформировать знания о способах и средствах устранения шума и вибрации и защиты от их воздействия. Определение звука, шума. Виды шума по происхождению. Влияние шума на организм человека. Нормирование шума. Методы снижения шума. Вредное воздействие инфра- и ультразвуков на человека, их нормирование. Защита от инфра- и ультразвуков. Определение вибрации. Источники вибрации. Воздействие на человека общей и локальной вибрации. Нормирование вибрации. Организационные мероприятия и средства защиты от вибрации. Излагает характеристики производственного шума, инфра- и ультразвуков, вибрации, объясняет их воздействие на организм человека. Формулирует нормативы этих воздействий на человека, а также способы и средства защиты от них.
Тема 2.6. Защита от воздействия вредных газов, паров и пыли
Сформировать понятие о вред­ных веществах, об их классификации, особенностях воздействия и о нормировании. Дать понятие о способах снижения воздействия вредных веществ на организм человека. Определение, виды и пути проникновения вредных веществ в организм человека. Особенности воздействия на человека производственной пыли. Нормирование содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны и на кожном покрове работающих: предельно допустимые концентрации (ПДК), ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ), предельно допу­сти­мые уровни (ПДУ) содержания вредных веществ на кожном покрове работающих. Классификация вредных веществ по характеру и степени воздействия на организм человека. Мероприятия по защите от воздействия вредных веществ. Определяет вредные вещества и их виды. Излагает классификацию вредных веществ. Формулирует по­нятия ПДК, ОБУВ в воздухе рабочей зоны и ПДУ содержания вредных веществ на коже. Описывает мероприятия по защите от воздействия вредных веществ.
Тема 2.7. Защита от воздействия производственных излучений
Дать понятие о производственных излучениях и их воздействии на человека, о средствах и способах защиты от них. Источники и нормирование электростатических полей. Статическое электричество и его воздействие на человека. Основные меры уменьшения напряженности электростатических полей в рабочей зоне. Определение, источники, характеристика и нормирование электромагнитных полей. Их воздействие на организм человека. Методы и средства защиты от электромагнитных полей. Определение и источники ультрафиолетовых и инфракрасных излучений. Их воздействие на человека. Способы снижения этого воздействия. Определение и источники ионизирующих излучений. Облучение и его виды. Воздействие ионизирующего излучения на организм человека. Нормативные правовые документы в области радиационной безопасности. Основные пределы доз облучения. Принципы радиационной безопасности. Обеспечение радиационной безопасности. Описывает виды неионизирующих и ионизирующих излучений, характер их воздействия на человека. Излагает правила безопасной эксплуатации объектов с производственным излучением, способы и средства защиты работающих от его негативного влияния.
Раздел 3. Основы техники безопасности
Тема 3.1. Основы электробезопасности
Дать понятие о действии электрического тока на организм человека и факторах, влияющих на исход поражения. Сформировать знания о технических способах обеспечения электробезопасности и средствах защиты. Причины поражения человека электрическим током. Виды воздействия электрического тока на организм человека: биологическое, электролитическое, термическое. Факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током. Явления при стекании тока в землю: напряжения прикосновения и шага. Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током. Обеспечение электробезопасности техническими способами и средствами защиты. Описывает виды воздействия электрического тока на организм человека и факторы, определяющие исход поражения. Излагает способы обеспечения электробезопасности и средства защиты.
  Лабораторная работа № 2  
Анализировать мероприятия по оказанию первой доврачебной помощи. Обучить правилам оказания доврачебной помощи пострадав­шим от воздействия электрического тока. Оказание доврачебной помощи пострадавшему от воздействия электрического тока. Анализирует мероприятия по оказанию первой доврачебной помощи. Применяет правила оказания до­врачебной помощи пострадавшему от воздействия электрического тока.
Тема 3.2. Безопасность технологических процессов и производственного оборудования отрасли
Дать понятие о безопасности технологического процесса и про­изводственного оборудования. Сформировать понятие о методах и средствах обеспечения бе­зопасности оборудования, безопасных приемах работы при эксплуатации технологического обо­рудования. Общие требования безопасности к технологическим процессам и производственному оборудованию отрасли. Автоматизация и безопасность производственных процессов. Оградительные, блокировочные, предохранительные, тормозные и сигнализирующие устройства, их характеристика и принцип действия. Особенности безопасной работы оборудования в отрасли. Определяет безопасность технологического процесса и оборудования, излагает общие требования бе­зопасности к ним. Описывает методы и средства обеспечения безопасности оборудования. Излагает безопасные приемы работы при эксплуатации технологического обо­рудования.
Тема 3.3. Основы безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением
Дать понятие о причинах взрывов и аварий при эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Сформировать понятие о правилах безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Определение сосудов, работающих под давлением, их виды. Причины аварий и взрывов сосудов, работающих под давлением. Запорная и запорно-регулирующая арматура. Правила безопасной эксплуатации и техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением. Излагает возможные причины взрывов и аварий при эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Формулирует правила безопасной эксплуатации сосудов, ра­ботающих под давлением.
Тема 3.4. Организация безопасной работы при погрузке, разгрузке и перемещении грузов
Дать знания о грузоподъемных машинах и механизмах. Сформировать понятие о методах и средствах обеспечения безопасности труда при выполнении погрузочно-разгру­зочных работ. Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Определение и виды грузоподъемных машин. Факторы повышенной опасности грузоподъемных машин. Обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов. Описывает грузоподъемные машины и механизмы. Излагает требования безопасности при организации погрузочно-разгрузочных ра­бот и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов.
Тема 3.5. Организация безопасной эксплуатации видеодисплейных терминалов и ЭВМ
Сформировать знание опасных и вредных производственных факторов при эксплуатации ВДТ и ЭВМ. Сформировать понятие о необходимости применения безопасных приемов работы на ВДТ и ЭВМ, соблюдения требований к помещениям, режиму труда и отдыха работающих. Опасные и вредные производственные факторы при эксплуатации видеодисплейных терминалов (ВДТ) и ЭВМ. Санитарно-гигиенические требования и требования безопасности, предъявляемые к ВДТ и ЭВМ. Требования к помещениям для их эксплуатации. Категорирование работ на ЭВМ по сложности. Режим труда и отдыха пользователей. Излагает опасные и вредные производственные факторы при работе на ВДТ и ЭВМ. Объясняет безопасные приемы работы на ВДТ и ЭВМ, оптимальные режимы труда и отдыха работающих.
Обязательная контрольная работа
Раздел 4. Основы пожарной безопасности
Тема 4.1. Основы пожаро- и взрывобезопасности
Дать понятие о процессе горения, причинах пожаров и взрывов на производстве. Определение горения. Факторы горения. Виды окислителей. Характеристика видов горения: диффузионного, кинетического и взрывного. Характеристика путей возникновения горения горючей системы:вспышки, возгорания, воспламенения, самовозгорания, самовоспламенения. Клас­сификация горючих веществ с точки зрения пожароопасности. Пожары на производстве: определение и основные причины пожара, опасные факторы пожара, вторичные проявления опасных факторов пожара.Взрывы на производстве: определение взрыва и детонационного процесса, источники энергии при взрыве (химические, физические), основные причины взрыва. Раскрывает особенности процесса горения, причины пожаров и взрывов на производстве.
Тема 4.2. Основы профилактики пожаров
Сформировать знание категорий помещений, зданий и наруж­ных установок по взрывопожарной и пожарной опасности, по огнестойкости. Сформировать понятие об огнезащите зданий и сооружений. Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с НПБ5-2005. Понятие об огнестойкости строительных конструкций, зда­ний и сооружений. Классификация зданий по степени огнестойкости. Огнезащита зданий и сооружений: меры против распространения пожара (общие и местные противопожарные преграды), требования к эвакуационным путям, эвакуационным выходам. Описывает категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности, по огнестойкости. Излагает меры против распространения пожара, характеризует эвакуационные пути и выходы.
Тема 4.3.Тушение пожаров
Дать понятие о процессе тушения пожара, об основных огнетушащих веществах, о первичных сред­ствах пожаротушения, уст­ройстве и принципе действия по­жарной сигнализации и связи. Этапы тушения пожара: локализация и ликвидация. Методы прекращения горения: физические (охлаждение зоны реакции или самих горящих веществ, разбавление реагирующих веществ, изоляция горючего вещества от воздействия факела очага горения), химический (химическое торможение реакции сгорания), механические (срыв пламени, создание огневой преграды, подавление горения взрывом). Характеристика основных огнетушащих веществ: вода, водяной пар, пена, порошковые составы, негорючие газы, водные растворы солей, галогеноуглеводороды. Первичные средства пожаротушения. Противопожарное водоснабжение. Средства оповещения о пожаре. Пожарная сигнализация: назначение, состав, виды пожарных извещателей. Излагает основные принципы тушения пожара различными огнетушащими веществами. Описывает методы тушения пожара, первичные средства пожаротушения, устройство и принцип действия пожарной сигнализации и связи.
  Практические занятия  
Сформировать умение выбирать и рассчитывать необходимое количество первичных средств тушения пожаров, анализировать устройство и принцип действия огнетушителей и правила их применения. Анализ первичных средств тушения пожаров. Выбирает и рассчитывает необходимое количество первичных средств тушения пожаров. Анализирует устройство и прин­цип действия огнетушителей и пра­вила их применения.
  Практические занятия  
Сформировать умение анализировать устройство и принцип действия установок пожаротушения. Анализ устройства и принципа действия установок пожаротушения. Анализирует устройство и прин­цип действия установок пожаротушения.
Тема 4.4. Организация пожарной охраны в отрасли
Сформировать понятие о системе обеспечения пожарной безопасности объектов отрасли Ответственность работающих в организации за противопожарное состояние объекта. Действия работодателя и работающих при пожаре. Противопожарный режим в организации. Порядок организации и проведения противопожарного инструктажа. Добровольная пожарная дружина Описывает систему обеспечения пожарной безопасности объектов отрасли

Варианты практических занятий
и лабораторных работ

Практические занятия

1. Расчет показателей оценки уровня травматизма на производстве.

2. Организация рабочего места оператора.

Лабораторные работы

1. Исследование параметров микроклимата на рабочем месте.

2. Исследование запыленности воздуха рабочей зоны.

3. Исследование производственного шума и методов борьбы с ним.

4. Исследование производственных вибраций и методов борьбы с ними.

5. Исследование электромагнитных полей и методов защиты.

6. Измерение сопротивления изоляции проводов и сопротивления защитного заземления.

 


Примерные критерии оценки результатов
учебной деятельности учащихся

Отметка в баллах Показатели оценки
(один) Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (терминов и основных документов по законодательству об охране труда, вредных и опасных производственных факторов, других фактов и явлений в области охраны труда и т. д.)
(два) Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (терминов и основных документов по законодательству об охране труда, вредных и опасных производственных факторов, других фактов и явлений в области охраны труда и т. д.)
(три) Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление основных нормативных правовых документов по охране труда, вредн<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: