ВЛЕЧЕНИЕ — инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта.
Преходящее явление, ибо представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т. п.
Влечение — одно из центральных понятий психоанализа. Это стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности, своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения, характеризующейся наличием источника энергии (силы), цели и объекта. По 3. Фрейду, влечение происходит из внутренних источников раздражения и действует как постоянная сила, ориентированная на устранение возбуждения; поэтому данное понятие служит для отграничения душевного от телесного.
Самое простое и естественное предположение о природе влечения — это то, что они не обладают никаким качеством, а принимаются во внимание как мерило требуемой работы, предъявляемой к душевной жизни. Лишь отношение влечений к их соматическим источникам и их целям отличает их друг от друга и придает им специфические свойства. Источник влечения — возбуждающий процесс в каком-либо органе; ближайшая цель влечения — прекращение этого раздражения. Итак, в классическом психоанализе влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией).
В ранних работах 3. Фрейд противопоставлял два рода основных влечения: 1) влечение Я — способствующие самосохранению индивида; 2) влечение сексуальные — способствующие сохранению вида, иногда в ущерб самосохранению.
|
С начала 20-х гг. XX в. он разделял: 1) влечение к жизни — жизнеутверждающие; их цель — сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению; 2) влечение к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние.
Влечения понимаются и как наличие в организме стремления к восстановлению какого—либо прежнего состояния. Они опираются на раздражения, идущие изнутри организма, и действуют постоянно, избирая объектом то, посредством чего они могут достичь цели. В числе объектов могут быть и части собственного тела. Хотя психоанализ преувеличивает значение влечения в психической жизни личности, в частности влечение сексуального, его последователи выявили важную роль конкретных влечений в формировании различных личностных структур, защитных механизмов и т. п.
4) Топографическая модель личности.
Одним из основных положений учения З. Фрейда, является представление о топографической модели личностной организации. Исходя из этой модели, в психике можно выделить 3 уровня: сознание, подсознательное и бессознательное. Уровень сознания — чувства и переживания, осознающиеся человеком в данную минуту. Сознание охватывает только незначительный процент информации, хранящейся в мозге. Подсознательное (информация, доступная памяти) включает опыт, который недоступен сознанию в настоящее время, но при определенных обстоятельствах может спонтанно или при волевых усилиях вновь достичь уровня сознания.
|
Наиболее глубокая и влияющая часть человеческого опыта — бессознательное – это склад примитивных инстинктивных влечений, эмоций и воспоминаний, которые являются настолько угрожающими сознанию, что на ранних этапах онтогенетического развития были вытеснены в область бессознательного (травмы раннего детства, скрытая вражда к родительским фигурам и подавленные сексуальные желания).
.1 Сознательное
Сознание очевидно, и по этой причине оно - та часть психики, которой наука больше всего занималась до Фрейда. Однако сознательное является лишь небольшой частью психической организации; оно включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент времени.
Сознательное понимание ограничивается: а) стимулами из внешнего мира; и б) событиями внутри предсознательного - мыслями, воспоминаниями, эмоциями и т.д.
Нормальный бодрствующий взрослый не осознает непосредственно чего-либо, происходящего в бессознательном. Он может осознавать только то, что происходит в предсознательном - причем настолько, насколько он заинтересован тем, что происходит внутри его собственного ума.
Элементы системы предсознательного могут быть сделаны сознательными путем катектирования системой сознания. Этот катексис называется катексисом внимания. Элементы бессознательного не могут обычно быть катектированы сознательным, то есть они не могут привлечь или получить катексис внимания. Таким образом, для элемента бессознательного, чтобы стать сознательным, следует получить гиперкатексис из двух источников.
|
Хотя Фрейд интересовался механизмами работы сознания, его больше привлекали наименее раскрытые и изученные области сознания, которые он обозначил как предсознательное и бессознательное.
1.2 Предсознательное
Строго говоря, предсознательное - это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания.
Предсознательное включает элементы психики, которые доступны сознанию.
1.3 Бессознательное
В “Толкование сновидений” Фрейд даёт следующее определение бессознательному: “Бессознательное - это большой круг, включающий в себя меньший сознательного; все сознательное имеет предварительную бессознательную стадию, между тем как бессознательное может остаться на этой стадии и все же претендовать на полную ценность психического действия. Бессознательное - есть истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мире, и раскрываемое данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств".
Иногда мысль или чувство, возникающие в сознании, кажутся не имеющими отношения к мыслям и чувствам, которые им предшествовали. Фрейд предположил наличие взаимосвязей, но на бессознательном уровне. Раз наличие бессознательных связей установлено, то разрешаются сомнения по поводу кажущегося отсутствия последовательности. “Мы называем психический процесс бессознательным, существование которого обязаны допустить, - мы заключаем это из его воздействий, - но мы ничего о нем не знаем".
Во внутренних пределах бессознательного находятся инстинктивные элементы, которые никогда не сознаваемы и никогда не доступны сознанию. Кроме того, существует материал, который отделен - подвергнут цензуре и вытеснен - из области сознания. Этот материал не забыт и не потерян, но он никогда не вспоминается. Мысль или воспоминание тем не менее воздействуют на сознание, но косвенным образом.
Для бессознательного материала характерны живость и непосредственность восприятия. “Мы установили опытным путем, что бессознательные психические процессы сами по себе не относятся к определенному моменту времени. Прежде всего, можно сказать следующее: они не располагаются хронологически, время не вносит в них никаких изменений, и к ним не может быть применено понятие времени”. Воспоминания, которым десятки лет, когда они впускаются в область сознания, нисколько не теряют своей эмоциональной силы.
Элементы системы бессознательного недоступны сознанию, и нормальный путь в сознание из бессознательного лежит через систему предсознательного.
Некоторые элементы системы бессознательного исключаются из предсознательного действием цензуры - вытесняются. Элементы бессознательного могут войти в сознание и другими путями, отличными от нормального. Например, если цензура ослаблена, или вытесненное становится слишком сильным, элементы бессознательного преодолевают цензуру и прокладывают путь в сознание, вопреки сопротивлениям с ее стороны. Таким образом, неудачное вытеснение приводит к невротическим или психическим симптомам. Иначе говоря, цензура - страж психического здоровья. От того, насколько она успешна в контроле вытесненного и устранении его от доступа к сознанию, зависит психическое здоровье индивида.
Элементы бессознательного могут получать доступ к сознанию и без компромисса с психическим здоровьем индивидуума. Примером этого служат остроумие и шутки. В другое время, во время сна, вытесненные элементы из бессознательного получают доступ к сознанию в сновидениях. Отчасти это происходит из-за ослабления цензуры во время сна.
Из изучения сновидений и невротических симптомов Фрейд сделал вывод, что мотивирующая сила, приводящая к сновидениям и симптомам - это мощное стремление к исполнению желаний, принадлежащее бессознательному. Позже он писал, что система бессознательного действует в соответствии с принципом удовольствия [4].
Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства (хронический стресс, сильный иррациональный страх, невроз, депрессия), скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные половые желания, которых вы не сознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и, иногда, провоцирует психопатологию, требующую консультации психолога или помощь психотерапевта в формате психологического консультирования или психотерапии.
5) Структурная модель личности.
6) Основные положения теории драйвов.
7) Основные положения теории объектных отношений.
8) Основные положения Эго-психологии.
9) Основные положения теории М.Кляйн.
10) Стадии психосексуального развития.
11) Психическое развитие с позиции сепарационных процессов.
12) Психическое развитие с точки зрения объектных отношений.
13) Психическое развитие с позиции развития Эго.
14) Методы диагностики в психоанализе.
15) Защитные механизмы. Общая характеристика защитных механизмов низшего и высшего порядка.
16) Понимание уровней организации личности в психоанализе.
17) Типы характеров в психоаналитической диагностике.
18) Понятие «параметр» психоаналитической техники (по К. Айслеру).
19) Классическая психоаналитическая техника. Критерии и стадии.
20) Модификация классической психоаналитической техники в зависимости от уровня организации личности.