ТЕМА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ




 

Цель: сформировать определенный объем знаний о современном состоянии волонтерства, благотворительности и деятельности НКО, в том числе корпоративной благотворительности на основе последних социсследований и аналитических отчетов.

Ожидаемые результаты: владеть знаниями современных тенденций развития волонтерства и благотворительности, в т.ч. корпоративной, навыками поиска актуальной информации.

Международные благотворительные организации активно исследуют вопросы волонтерства и благотворительности. По данным исследования CAF в 2012 году американцы участвовали в различных видах благотворительной деятельности больше, чем жители других стран. В связи с этим США стали лидером рейтинга, потеснив Австралию, с которой они соперничают с момента первой публикации Рейтинга в 2010 году. Основной причиной победы США в этом году стал тот факт, что американцы чаще граждан любой другой страны в 2012 году оказывали помощь напрямую нуждающимся.

Средняя доля мирового населения, которое жертвует деньги на благотворительность, занимается волонтерской работой и помогает напрямую нуждающимся, выросла в 2012 году по сравнению с 2011 годом, несмотря на то, что снижение темпов роста мировой экономики в 2012 году продолжилось – с 4,0 % до 3,2 %.

Рост показателя благотворительности в целом связан со значительным ростом доли мирового населения, которое помогает нуждающимся напрямую (47 % в 2012 году по сравнению с 45 % в 2011). В частности, доля мужчин, оказывающих помощь напрямую нуждающимся, в мире увеличилась в 2012 году на три процентных пункта по сравнению с 2011 годом и составила 49 %.

В 2012 году число тех, кто помогает нуждающимся, в мире выросло более чем на 200 миллионов, что в два с лишним раза превышает рост численности людей, которые работают волонтерами и делают денежные пожертвования НКО. Активное использование таких неформальных механизмов помощи нуждающимся в рамках местных сообществ свидетельствует о значимости межличностного взаимодействия в сфере благотворительности, особенно в развивающихся странах

Наибольший рост доли волонтеров по сравнению с 2011 годом отмечен среди мирового населения в возрасте 15-24 лет (с 18,4 % в 2011 году до 20,6 % в 2012). Эта возрастная группа, в которой в 2008 году было меньше всего волонтеров, в 2012 году по данному показателю сумела подняться на второе место.

По данным исследования Киреевой Л.В. «Феномен современного добровольчества», в Австралии существует несколько государственных центров волонтеров, финансирующихся частично правительством, частично его членами. Кроме центров волонтеров существуют более 30 местных добровольческих агентств. В Великобритании в 2000 г. работало 500 добровольческих центров. Свыше 26 % японцев имеют опыт волонтерства в прошлом. Из них 48 % уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом. В Германии работает огромное число некоммерческих организаций – около 70 тыс. На добровольных началах в них занято свыше 2 млн человек. В России первый опыт организованного добровольчества (в его современном понимании), который затем дал импульс для развития добровольческого движения по всей стране, появился в Москве и Санкт-Петербурге в начале 1990-х гг. К началу 1997 г. идеи добровольческой деятельности получают более широкое распространение в российском некоммерческом секторе в Сибири, Нижнем Новгороде и других регионах РФ. У нас в стране много «скрытого добровольчества», когда люди выполняют добровольческую работу, не думая о социальной важности своего труда. Более 40 % опрошенных россиян выразили свою готовность безвозмездно помогать ближним. В стране работают более 30 добровольческих центров. Только в некоммерческий сектор вовлечено около 2,5 млн человек, треть из которых, по оценкам МОФ СЦПОИ, являются добровольцами. Проходят массовые акции с участием добровольцев. Так, в Весенней неделе добра в апреле 2001 г. только в Сибири приняло участие более 120 тыс. человек

Волонтерство сегодня становится все более и более популярным. По данным отчета «Состояние волонтерства» (2011 г.), в Евросоюзе им занимаются от 92-х до 94-х миллионов взрослых людей, что составляет порядка 22 % жителей Евросоюза старше 15 лет. Большинство волонтеров находятся в возрасте 30-50 лет. Согласно исследованию The GWP (Gallup World Poll), порядка 16 % людей во всем мире хоть раз в жизни посвящали свое время волонтерской работе в какой-либо организации. Еще одно исследование The World Values Survey (WVS) выявило, что самыми активными, в плане волонтерства, являются жители стран Восточной Азии, Северной Америки и Тихоокеанского региона, в то время как самыми пассивными – люди в Западной и Восточной Европе и странах СНГ. Институт Джона Хопкинса подсчитал, что если бы всех волонтеров из обследуемых 35 стран мира поселили в одну страну, то она стала бы 9-й по размеру населения страной в мире. Экономический вклад этих волонтеров составил
400 миллиардов долларов США в год. В развитых странах этот вклад доходит до 2,7 % ВВП, в развивающихся 1 % ВВП. Современное волонтерство принимает совершенно разные формы. Так, популярными в Европе стали «волонтуризм», когда люди сочетают возможность путешествовать и заниматься общественно полезной деятельностью, а также академический отпуск в университете, во время которого студенты уезжают из страны, чтобы «посмотреть» мир и получить определенные навыки. Некоторые организации, такие как, например, фермерские, даже берут определенную плату с тех, кто хочет поработать на ферме в новой для себя роли. Волонтерство также активно захватывает и корпоративную сферу. Все больше и больше бизнес-компаний предоставляют сотрудникам возможность заниматься волонтерством. Порядка 90 % компаний, входящих в список Fortune 500 имеют официальные волонтерские программы для сотрудников. Некоторые крупные компании «отпускают» сотрудников на год для того, чтобы повысить их мотивацию и дать возможность развить новые навыки. Новым феноменом является интеграция волонтерских программ в структуру и бизнес-план компании. Обороты набирают и такие виды добровольной деятельности, как онлайн-волонтерство, общественная деятельность в социальных сетях и микро-волонтерство (эпизодическое волонтерство). По подсчетам Волонтерской программы ООН, каждый год
10 тысяч человек из 170 стран выполняют 15 тысяч онлайн заданий. В число таких людей входят как работающие профессионалы, так и студенты и пенсионеры. Сферы, в которых задействованы онлайн-волонтеры, включают образование, молодежь, продвижение и стратегии устойчивого развития, занятость и получение дохода, окружающую среду, здоровье и гендерное равенство. Современные технологии позволяют вовлечь в волонтерское движение тех, кто в другом случае не имел бы возможности принимать в этом участие. Одной из форм микро-волонтерства является отправка смс-сообщений. В Руанде, например, проводится программа, в рамках которой информация о состоянии беременных женщин в трудно доступных деревнях передается по SMS в ближайшую службу здравоохранения. С того года, как началась программа, в деревнях не произошло ни одной материнской смерти. Добровольным трудом занимаются люди разного возраста, социального положения, с различными профессиями, в разных странах и разных жизненных обстоятельствах. Не важно, чем руководствуется каждый, делая выбор в пользу волонтерства. Главное, что посредством этой деятельности он вносит свой вклад в развитие того общества, в котором живет. (https://unfpa.by/ru/resources/reproduktivnoe-zdorove/stati/5-dovodov-v-polzu-volonterstva-ot-vitaliya-matievskogo/).

С целью определения активности студентов в волонтерской деятельности, наиболее эффективных технологий мотивации, в 2011 году кафедрой «Организация работы с молодежью» УрФУ было проведено социологическое исследование среди студентов вузов Свердловской области.

Цель исследования: изучить активность студентов в волонтерской деятельности, мотивацию, технологии вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность.

Задачи исследования:

− определить массовость участия студентов в волонтерской деятельности, в отдельных ее направлениях;

− изучить мотивы, побуждающие студентов заниматься волонтерской деятельностью;

− определить отношение студентов к волонтерской деятельности.

− Гипотезы исследования:

− студенты вузов Свердловской области готовы активно участвовать в волонтерской деятельности;

− специфика вуза влияет на волонтерскую активность молодежи;

− существующая система мотивации к волонтерской деятельности требует совершенствования.

Для сбора информации был применен метод анкетного опроса (анкета – приложение 3). Анкета состояла из 13 вопросов. В анкетировании приняло участие 1130 студентов из 10 вузов Свердловской области (таблица 1). Анкетирование проводилось по квотной выборке, были опрошены студенты 3 и 4 курсов по 10 % соответственно. Ошибка выборки составила 5 %.

Таблица 1.

Распределение респондентов по вузам

Вуз Количество респондентов % от общего числа респондентов
УрФУ    
УГЛТУ   15,1
УрГЭУ   14,8
УрГУ   8,3
УрГПУ   7,7
ЕВАКУ   6,5
НТГСПА   4,4
УрГЮА   4,4
УрАГС   4,2
ГУ   2,4

 

В исследовании приняли участие студенты следующих направлений:

− техническое;

− гуманитарное, социальное;

− экономическое;

− естественно-научное.

Данные о количестве студентов по каждому направлению представлены на рисунке 3.

 

Рис. 3. Распределение респондентов по направлениям обучения.

 

В каждом вузе Свердловской области действует студенческая общественная организация, участвуя в которой студенты могут приобретать опыт волонтерской деятельности. Поэтому в исследовании определялась массовость участия студентов в общественных организациях. Результаты представлены на рис. 4.

 

Рис. 4. Распределение респондентов по участию в общественных организациях.

 

Проанализировав ответы студентов, можно отметить, что около половины студентов (45,6 %) не проявляют интерес к работе общественных организаций, и не участвуют в их работе. В научной литературе данный факт объясняется следующим образом: «Основная причина неучастия части детей и молодежи в деятельности общественных объединений – отсутствие информации (35 %) или искаженная о них информация (17,7 %). Почти половина опрошенных причиной своего неучастия считают недостаточную развитость спектра услуг, предоставляемых общественными объединениями».[81] Более трети (34,1 %) студентов состоят в профсоюзных организациях. Но нельзя сделать однозначный вывод о том, что членство в профсоюзе является показателем социальной активности. В работе студенческих отрядов задействовано более 20 % студентов (22,3 %). Исследования, проведенные в 2006 году,[82] говорят о том, что бойцы студенческих отрядов более конкурентоспособны и социально активны, чем члены профсоюзов. Это говорит о том, что развитие движения студенческих отрядов в вузах Свердловской области требует больше внимания.

Следует отметить, что в таких вузах как УрФУ, УрГПУ, УГЛТУ, НТГСПА участие студентов в деятельности общественных организаций выше, чем в остальных исследуемых вузах (таблица 2). Это говорит о том, что в данных вузах деятельность общественных организаций более открыта, более широка по спектру реализуемых направлений и более результативна.

 


Таблица 2.

Распределение ответов респондентов по вузам в отношении участия в общественных организациях, % от числа опрошенных

Вуз За время учебы в вузе, в работе каких общественных организаций вы принимали участие
Профсоюзная организация студентов Студенче­ский отряд Тематиче­ские студенческие сообщества, ассоциации Ни в какой Другая
           
УрФУ 30,7 37,1 5,0 40,7 1,1
УрГУ 22,3 2,1 8,5 66,0 1,1
УрГЮА 14,0 6,0 4,0 74,0 2,0
УрГПУ 45,3 23,3 7,0 32,6 2,3
ГУ 0,0 11,5 11,5 61,5 15,4
           
ЕВАКУ 5,6 8,3 11,1 76,4 4,2
УрГЭУ 29,9 9,1 4,5 60,4 2,6
УрАГС 56,3 4,2 10,4 35,4 8,3
УГЛТУ 63,9 29,6 2,4 29,0 0,6
НТГСПА 44,0 36,0 22,0 22,0 0,0

 

Исследование позволяет определить, на сколько студенты вузов вовлечены в волонтерскую деятельность. Респондентам было предложено указать направления волонтерской деятельности, в которых они принимали участие:

− помощь престарелым гражданам;

− помощь бездомным животным;

− проведение культурно-массовых мероприятий;

− участие в донорском движении;

− помощь детям в больницах;

− экологическое движение, защита окружающей среды;

− оказание правовой помощи;

− участие в субботниках, мероприятиях по уборке территории вуза;

− организация мероприятий в вузе.

Ответы опрошенных студентов приведены на рисунке 5.

 

Рис. 5. Распределение респондентов по участию в волонтерской деятельности

 

Более трети студентов (37,4 %) указали, что участвуют в волонтерской деятельности. Наиболее активно студенты принимают участие в следующих видах волонтерской деятельности: уборка территории вуза и организация мероприятий в вузе. В субботниках принимает почти половина студентов и на это есть свой ряд причин:

− субботники носят массовый характер, студенты легче выполняют волонтерскую деятельность коллективно;

− проводятся субботники 2-4раза в год, таким образом, студенты получают возможность разово, но с конкретным результатом проявить свою активную позицию;

− уровень агитации студентов на участие в субботниках в вузе значительно выше, по сравнению с агитацией участвовать в других видах волонтерской деятельности.

Организацией мероприятий в вузе занимаются 27,3 % студентов. Такой вид деятельности позволяет удовлетворить несколько важных потребностей; таких как потребность в общении, в организации отдыха, в реализации своих лидерских качеств, организаторских способностей.

Около четверти студентов (21 %) не участвуют в волонтерской деятельности. Это достаточно большой массив студенчества Свердловской области. Необходимо более детально изучать состав данной категории, что не проводилось в рамках настоящего исследования.

Распределение массива по направлениям волонтерской деятельности и вузам приведено в таблице 3.

Специфика вуза влияет на активность студентов: наиболее активны в волонтерской деятельности студенты УрФУ, УрГПУ, УГЛТУ и НТГСПА. Более пассивны студенты УрГЭУ и ЕВАКУ.

Таблица 3.

Распределение массива по направлениям волонтерской деятельности и вузам

Вуз Участие в волонтерской деятельности (укажите направление)
Помощь престарелым гражданам Помощь бездомным животным Культурно-массовые мероприятия Донорское движение Помогаю в больницах детям Экологические движения, защита окружающей среды Оказываю правовую помощь Субботники, уборка территории вуза Организации мероприятий в вузе Другое
УрФУ 1,6 2,2 11,6 16,6 0,0 0,6 0,6 80,9 28,7 0,0
УрГУ 5,9 2,9 38,2 11,8 2,9 14,7 5,9 2,9 50,0 8,8
УрГЮА 3,2 3,2 16,1 35,5 0,0 0,0 6,5 54,8 16,1 9,7
УрГПУ 14,7 12,0 38,7 9,3 8,0 5,3 0,0 70,7 53,3 8,0
ГУ 4,8 9,5 28,6 14,3 4,8 9,5 0,0 14,3 66,7 4,8
ЕВАКУ 7,2 4,3 24,6 44,9 0,0 7,2 1,4 81,2 33,3 4,3
УрГЭУ 12,0 15,2 22,8 13,0 4,3 9,8 2,2 43,5 37,0 2,2
УрАГС 13,5 5,4 45,9 35,1 5,4 0,0 2,7 27,0 32,4 0,0
УГЛТУ 40,1 23,6 34,4 21,0 5,1 7,0 2,5 46,5 26,1 0,6
НТГСПА 42,9 40,8 51,0 0,0 0,0 16,3 0,0 89,8 63,3 0,0

 

В целом опрос показал, что во всех вузах студенты, участвуя в волонтерской деятельности, пытаются ограничиться вузом. То есть заниматься уборкой территории вуза или помогать организовывать мероприятия. Но у каждого вуза есть своя специфика. Так, например большинство вузов Екатеринбурга очень активно участвуют в донорском движении, в то время как в НТГСПА при опросе не обнаружилось не одного донора. В оказании помощи престарелым людям и бездомным животным больше проявили себя студенты УрГПУ, УГЛТУ, НТГСПА. Высокая активность студентов УГЛТУ в помощи бездомным животным нашла объяснение в том, что это входит в учебную программу.

Почти 60 % ответивших студентов, которые отметили участие в волонтерской деятельности, что тратят на волонтерство до двух часов в неделю, 2-6 часов отметили свыше 27 % ответивших, 6-10 часов в неделю тратит 7,4 % ответивших, и более 10 часов посвящает волонтерству 5 % студентов. Ответы опрошенных студентов приведены на рисунке 6.

 

Рис. 6. Распределение респондентов по количеству времени, затрачиваемого на волонтерскую деятельность

Данные о количестве времени волонтерской деятельности и вузов студентов приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Распределение респондентов по количеству времени, затрачиваемого

на волонтерскую деятельность в зависимости от вуза, % от числа опрошенных

Вуз Если вы участвуете в волонтерстве, сколько времени у вас это занимает в неделю?
До двух часов 2-6 часов 6-10 часов более 10 часов
УрФУ 68,7 22,2 7,6 1,6
УрГУ 57,6 33,3 6,1 3,0
УрГЮА 76,0 20,0 0,0 4,0
УрГПУ 64,5 27,4 4,8 3,2
ГУ 52,4 28,6 4,8 14,3
ЕВАКУ 51,7 20,7 8,6 19,0
УрГЭУ 65,0 22,5 3,7 8,7
УрАГС 54,8 35,5 6,5 3,2
УГЛТУ 47,7 33,8 11,9 6,6
НТГСПА 34,1 59,1 6,8 0,0

 

В большинстве вузов основной массив студентов тратит на волонтерскую деятельность до двух часов в неделю. Исключением стали студенты НТГСПА, где большая часть студентов тратит 2-6 часов (59,1 %). Так же отличились студенты ГУ и ЕВАКУ. В этих вузах процент студентов, которые тратят на волонтерскую деятельность более 10 часов в неделю, оказался значительно выше ГУ (14,3 %), ЕВАКУ (19 %) в сравнении с остальными вузами (0-8,7 %). Данные ответы говорят о том, что более оптимальное время, имеющееся у студентов для волонтерской деятельности, это 2-6 часов в неделю.

Позицию студенчества в отношении личной ответственности за участие или не участие в волонтерской деятельности также позволило определить проведенное исследование. На вопрос, кто должен заниматься волонтерской деятельностью респонденты ответили следующим образом: 76,8 % опрошенных считают, что волонтерской деятельностью должны заниматься студенты. 64,1 % считают, что должны заниматься школьники. 30,9 % опрошенных студентов полагают, что волонтерской деятельностью должны заниматься работающие граждане и 19,9 % возлагают волонтерскую деятельность на пенсионеров. Можно сделать вывод, что студенты понимают, что именно они должны стать главным субъектом организации волонтерской деятельности. Школьники выгодно отличаются от студентов обилием свободного времени, любовь к труду (особенно безвозмездному) легче прививать в юном возрасте.

Среди вузов существует различие в отношении к ответственности за участие в волонтерской деятельности (таблица 5). Так, большинство студентов УрФУ, УрГУ, УрГЮА, ГУ, ЕВАКУ, УГЛТУ и НТГСПА считают, что должны заниматься волонтерской деятельностью студенты, большинство студентов УрГПУ, УрГЭУ и УрАГС, считают, что должны заниматься волонтерской деятельностью школьники.

 

Рис. 7. Распределение респондентов по отношению к ответственности за участие в волонтерской деятельности

 

Таблица 5.

Распределение респондентов по вузам в отношении ответственности за участие в волонтерской деятельности», % от числа опрошенных

Вуз Кто, по вашему мнению, должен заниматься волонтерской деятельностью?
  Школьники Студенты Работающие граждане Пенсионеры
УрФУ 19,4 25,0 10,4 7,6
УрГУ 4,2 7,4 1,5 0,7
УрГЮА 2,4 2,7 0,7 1,1
УрГПУ 6,5 6,2 3,0 1,9
ГУ 1,7 2,1 0,8 0,6
ЕВАКУ 3,6 5,3 1,7 0,5
УрГЭУ 11,0 10,8 5,4 2,4
УрАГС 3,2 2,9 1,2 1,2
УГЛТУ 9,9 13,6 4,9 3,6
НТГСПА 3,4 4,2 1,9 0,7

 

Большинство опрошенных респондентов считает, что участие в волонтерской деятельности позволяет развивать, такие личностные качества как организованность, лидерство, умение работать в коллективе (59,6 %), а так же способствует формированию общекультурных и для некоторых специальностей профессиональных компетенций (52,7 %). Данные об отношении выбранных утверждений и вузов приведены в таблице 6.

 

Рис. 8. Распределение ответов респондентов по согласию с утверждениями

Таблица 6.

Распределение студентов по согласию с утверждениями по вузам, % от числа опрошенных

Вуз Отметьте утверждения, с которыми вы согласны
  Волонтерство –движение, присущее социалистическому строю, в странах с рыночной экономикой не развивается и не нужно для общества Молодежи некогда заниматься волонтерством, так как надо думать о личном материальном благополучии Волонтерское движение позволяет развить такие личностные качества как организованность, лидерство, умение работать в коллективе, коммуникативность Работа в волонтерской организации во время учебы в вузе способствует формированию общекультурных и для некоторых специальностей профессиональных компетенций
УрФУ 6,9 23,3 52,6 53,7
УрГУ 4,4 27,5 68,1 34,1
УрГЮА 12,0 20,0 50,0 34,0
УрГПУ 3,5 12,8 75,6 54,7
ГУ 0,0 7,4 85,2 37,0
ЕВАКУ 6,8 11,0 60,3 42,5
УрГЭУ 4,5 16,1 69,7 53,5
УрАГС 8,5 14,9 48,9 57,4
УГЛТУ 3,6 1,8 56,4 73,9
НТГСПА 4,1 4,1 81,6 67,3

Большинство студентов ГУ (85,2 %), НТГСПА (81,6 %), УрГПУ (75,6 %) отметили, что участие в волонтерской деятельности позволяет развивать личностные качества; наиболее низким данный показатель оказался у студентов УрАГС (48,9 %). Большинство студентов УГЛТУ (73,9 %), НТГСПА
(67,3 %), УрАГС (57,4 %) отметили о формировании компетенций в рамках волонтерской деятельности. Стоит так же отметить, что 12 % студентов УрГЮА считают волонтерство не нужным для общества. Этот показатель значительно выше в сравнении с другими вузами.

Учитывая, что студенчество – особая категория молодежи, волонтерская деятельность которой имеет ограничения, то мы выделили следующие мотивы, которые могли бы способствовать развитию студенческого волонтерского движения:

− решение существующей важной социальной проблемы;

− оплата труда, в небольшом объеме;

− включенность волонтерской деятельности в учебный график;

− гарантии более успешного трудоустройства.

Результаты исследования мотивации приведены на рис. 10.

 

Рис.10. Распределение респондентов по мотивам участия в волонтерской деятельности.

 

Студенты отметили, что ведущими мотивами, которые побуждают заниматься волонтерством, являются мотив поощрения и гарантии более успешного трудоустройства. Это говорит о том, что молодежь серьезно задумывается о своей дальнейшей жизни и не хочет участвовать в деятельности, которая не отразится в их будущем. 35,5 % согласились бы участвовать в волонтерской деятельности, если бы она решала реальную социальную проблему, это говорит о высоком моральном и духовном развитии студентов.

Проанализировав мотивированность студентов различных вузов (таблица 8), можно сказать, что студенты УГЛТУ, НТГСПА и УрГЭУ более мотивированы на решение значимых социальных проблем, на оплату больше всего рассчитывают студенты УрФУ, УрГУ, УрГЮА и УрГПУ. Значительная часть студентов УрФУ (42,1 %), УрГУ (38,5 %) и ЕВАКУ (32,8 %) занялись бы волонтерской деятельностью при условии, если бы она входила в учебный график. Наибольшую мотивацию в области трудоустройства проявили студенты вузов УрФУ, УрАГС и УрГУ.

 

Таблица 7.

Распределение респондентов по мотивам волонтерской деятельности в зависимости от вуза, % от числа опрошенных

Вуз Чтобы вас подвигло заниматься волонтерской деятельностью?
Если бы моя волонтерская деятельность решала существующую важную социальную проблему Если бы мне, хотя бы в небольшом обьеме, оплачивали данный труд Если бы это входило в учебный график Если бы я имел гарантии более успешного трудоустройства с рекомендациями волонтерской организации, где работал Что еще
УрФУ 23,9 72,8 42,1 58,5 0,6
УрГУ 23,1 60,4 38,5 48,4 5,5
УрГЮА 25,6 38,5 23,1 28,2 2,6
УрГПУ 43,6 38,5 30,8 39,7 2,6
ГУ 44,4 25,9 29,6 25,9 0,0
ЕВАКУ 29,9 35,8 32,8 25,4 3,0
УрГЭУ 50,0 21,4 22,1 31,4 5,0
УрАГС 36,6 26,8 14,6 48,8 0,0
УГЛТУ 70,7 33,3 22,7 32,0 0,0
НТГСПА 70,2 14,9 21,3 23,4 4,3

 

В целом, студентов активно поддерживающих и участвующих в волонтерской деятельности 36,9 % (рис. 9). Категорически не приемлют и относятся к волонтерской деятельности безразлично – 11,4 %. Данные ответы позволяют сделать вывод о том, что студенты являются социально активной частью молодежью, чувствуют свою гражданскую ответственность за изменения в обществе, за возможность решения социальных проблем. Исследование выявило противоречивость в ответах респондентов: студентов, принимающих участие в волонтерской деятельности – 78,3 %, а ответивших, что волонтерство ободряют, но в нем не участвуют – 50,5 %. Можно сделать вывод, что некоторые виды волонтерской деятельности, в которых массово принимают участие студенты (например, субботники), не являются для студентов-участников волонтерством, т.е. организаторы таковой деятельности используют другие технологии для мотивирования участия, которые не несут в себе соблюдение принципов волонтерства: добровольчества, личностное развитие.

 

Рис. 11. Распределение респондентов по личному отношению к волонтерской деятельности

 


Таблица 8.

Распределение респондентов по вузам в отношении личного отношения к волонтерской деятельности, % от числа опрошенных

Вуз Ваше личное отношение к волонтерской деятельности
Активно поддерживаю, участвую в волонтерской деятельности Одобряю, но сам не участвую Безразлично, для меня не имеет значения – есть волонтерская деятельность вокруг или нет Категорически не приемлю, т.к. считаю волонтерство бессмысленной тратой времени и бесполезным занятием для себя лично, общества
УрФУ 30,5 54,0 13,9 1,7
УрГУ 17,2 74,2 7,5 1,1
УрГЮА 16,0 64,0 18,0 2,0
УрГПУ 43,0 48,8 4,7 3,5
ГУ 37,0 51,9 11,1 0,0
ЕВАКУ 39,2 44,6 14,9 1,4
УрГЭУ 20,9 70,3 7,0 1,9
УрАГС 39,6 41,7 14,6 4,2
УГЛТУ 68,0 26,6 3,0 2,4
НТГСПА 80,0 20,0 0,0 0,0

 

Исследование показало, что наиболее активно волонтерской деятельностью занимаются студенты НТГСПА (80 %), УГЛТУ (68 %) и УрГПУ
(43 %), наименее активны студенты УрГЮА (16 %), УрГУ (17,2 %) и

Исследование показало, что студенты вузов Свердловской области активно вовлечены в волонтерскую деятельность, но необходима работа по мотивированию к участию и организации волонтерской деятельности с соблюдением международных, российских декларативных и нормативных документов.

Итоги исследования использованы для построения вузовской программы развития волонтерской деятельности.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: