Классы информационных ресурсов




В зависимости от носителей информация, информационные ресур-

сы делятся на пять основных классов [3]:

- персонал (память людей), обладающий знаниями и квалифика-

цией в различных областях науки и техники;

- объекты неживой и живой природы и их коллекции, к ним

относятся любые объекты, созданные в процессе производства и яв-

ляющиеся овеществленным результатом научной и производственной

деятельности людей, а также семенной материал, линии животных,

микроорганизмы, биологические материалы и т.д.;

- документы всех видов и их собрания, на любых видах носите-

лей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в

вычислительной технике и технике средств связи);

- научный инструментарий (в том числе: автоматизированные

системы научных исследований, автоматизированные рабочие места

научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы

знаний, измерительные и испытательные комплексы и т.д.);

- организационные единицы – научные, производственные, уп-

равленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техни-

ческими, производственными, финансовыми и прочими возможностями

для решения определенного круга проблем и задач.

Персонал

Персонал (кадры) – класс информационных ресурсов, включаю-

щий лиц (специалистов), которые владеют комплексом специальных

теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в ре-

зультате профессиональной подготовки и опыта.

Без персонала, обладающего определенным уровнем знаний, навы-

ков и умений, информация, содержащаяся на остальных видах носите-

лей, всех остальных классов информационных ресурсов становится бес-

полезной. Это очень важный, связующий класс информационных ре-

сурсов.

 

[3] Веревченко А.П., и др. Указ. соч.


 

Персонал как класс информационных ресурсов имеет ряд особен-

ностей:

- Персонал – наиболее мобильный носитель информации. Через

него осуществляется активный и действенный межорганизационный

обмен знаниями и технологиями. Информация, зафиксированная в па-

мяти специалиста, является уникальным информационным ресурсом

конкретного человека, реализуется только им и безвозвратно утрачива-

ется одновременно с прекращением его деятельности в той или иной

сфере.

- Непрерывная изменяемость. Скорость изменения колеблется в

значительных пределах: от постепенного эволюционного накопления

информации до «взрывного» изменения («озарения», приводящего к

коренному пересмотру всего накопленного «знания» по конкретной

проблеме).

- Персонал (кадры) – это ресурс с коротким «жизненным цик-

лом», по длительности совпадающим с временем «дееспособной дея-

тельности» конкретного человека. В разных видах деятельности этот

срок различен, но его максимальный верхний предел редко превышает

40-60 лет.

Как носитель информационных ресурсов человек (специалист) обла-

дает особыми свойствами: он выступает одновременно как носитель,

создатель, потребитель и интерпретатор информационных ресурсов.

Чтобы сохранить информацию в определенной области знаний, не-

обходим определенный минимум персонала, владеющего специализа-

цией в данной проблемной области.

В классе информационных ресурсов «персонал» выделяют две раз-

личные составляющие: отдельные специалисты и информационные груп-

пы (коллективы специалистов), объединенные в рамках конкретных ви-

дов деятельности и/или решаемых задач.

Критерий выделения персонала как класса информационных ресур-

сов – уровень признания группой специалистов в конкретной области.

Документы и их собрания

Документированная информация (документ) – зафиксированная

на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими

ее идентифицировать.

Документ – главное средство закрепления различным способом на

специальном материале (носителе) информации, получаемой в процессе

развития науки и практической деятельности людей.


 

Основная функция документа – обеспечение передачи информации

в пространстве и времени между различными пользователями. Скорость

передачи и условия доступа зависят от материального носителя.

Основной тенденцией развития документальных ресурсов является

перенос все большей их части на машиночитаемые носители, что прин-

ципиально изменяет условия доступа к документальным информацион-

ным ресурсам (рис. 1.2). Перенос информации на машиночитаемые но-

сители имеет две прямо противоположных тенденции: с одной стороны,

это создаются условия прямого доступа к неограниченным мировым

документальным информационным ресурсам и их автоматизированной

обработки. С другой стороны, создаются условия полного закрытия не-

контролируемого доступа к информационным ресурсам, а также созда-

ются условия для жестко контролируемого информирования и дезин-

формирования. Пользователь получает только ту информацию, которую

держатель информационных ресурсов считает нужным предоставить, а

не ту, которую он рассчитывает получить. Это явление становится сред-

ством информационных войн.

Жизненный цикл документа превосходит жизненный цикл кон-

кретных технических средств, программных продуктов. Отсюда выте-

кает проблема конвертации и потери данных при конвертировании.

Каждый документ независимо от числа экземпляров (единственный

или тысяча) после своего создания включается в конкретное проблем-

ное собрание и/или собрание документов. С этого момента начинается

его «жизненный цикл» в информационном процессе, а содержащаяся в

нем информация оказывает воздействие на всю систему знания, вклю-

ченного в коммуникационный процесс.

Влияние информации может быть положительным, нейтральным,

вредным.

Особенности документа как информационного ресурса:

- Информация, включенная в документальный оборот, неистре-

бимо циркулирует в коммуникационной системе, даже при полном ис-

чезновении первоисточника, включившего эту информацию в коммуни-

кационный процесс.

- В различных собраниях один и тот же документ отображается

по-разному, образуя различные связи и отношения. При вводе в то или

иное собрание он получает различное описание. Это создает условия

для построения различного по структуре и свойствам справочного аппа-

рата от традиционных каталожных до системы печатных указателей и

электронных каталогов и баз данных. В результате создаются принци-

пиально различные условия как доступа к документу, так и распростра-

нения содержащейся в нем информации.

 


 

Анализ документальных информационных ресурсов нужно прово-

дить на различных уровнях: международном, национальном (государст-

венном), региональном, ведомственном и отдельных организаций. Только

в этом случае можно правильно оценить полноту обеспечения инфор-


 

мацией при решении конкретных задач. Например, патентный поиск

ведется на базе мирового патентного фонда (собрания). При решении

проектных задач необходимо знать, требуется ли ознакомление с ин-

формационными материалами всех основных стран (организаций), за-

нимающих ведущие позиции в заданной области деятельности.

С 80-х гг. машиночитаемые документальные информационные ре-

сурсы становятся определяющим фактором при оценке информацион-

ной мощи государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: