В зависимости от носителей информация, информационные ресур-
сы делятся на пять основных классов [3]:
- персонал (память людей), обладающий знаниями и квалифика-
цией в различных областях науки и техники;
- объекты неживой и живой природы и их коллекции, к ним
относятся любые объекты, созданные в процессе производства и яв-
ляющиеся овеществленным результатом научной и производственной
деятельности людей, а также семенной материал, линии животных,
микроорганизмы, биологические материалы и т.д.;
- документы всех видов и их собрания, на любых видах носите-
лей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в
вычислительной технике и технике средств связи);
- научный инструментарий (в том числе: автоматизированные
системы научных исследований, автоматизированные рабочие места
научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы
знаний, измерительные и испытательные комплексы и т.д.);
- организационные единицы – научные, производственные, уп-
равленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техни-
ческими, производственными, финансовыми и прочими возможностями
для решения определенного круга проблем и задач.
Персонал
Персонал (кадры) – класс информационных ресурсов, включаю-
щий лиц (специалистов), которые владеют комплексом специальных
теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в ре-
зультате профессиональной подготовки и опыта.
Без персонала, обладающего определенным уровнем знаний, навы-
ков и умений, информация, содержащаяся на остальных видах носите-
лей, всех остальных классов информационных ресурсов становится бес-
полезной. Это очень важный, связующий класс информационных ре-
сурсов.
[3] Веревченко А.П., и др. Указ. соч.
Персонал как класс информационных ресурсов имеет ряд особен-
ностей:
- Персонал – наиболее мобильный носитель информации. Через
него осуществляется активный и действенный межорганизационный
обмен знаниями и технологиями. Информация, зафиксированная в па-
мяти специалиста, является уникальным информационным ресурсом
конкретного человека, реализуется только им и безвозвратно утрачива-
ется одновременно с прекращением его деятельности в той или иной
сфере.
- Непрерывная изменяемость. Скорость изменения колеблется в
значительных пределах: от постепенного эволюционного накопления
информации до «взрывного» изменения («озарения», приводящего к
коренному пересмотру всего накопленного «знания» по конкретной
проблеме).
- Персонал (кадры) – это ресурс с коротким «жизненным цик-
лом», по длительности совпадающим с временем «дееспособной дея-
тельности» конкретного человека. В разных видах деятельности этот
срок различен, но его максимальный верхний предел редко превышает
40-60 лет.
Как носитель информационных ресурсов человек (специалист) обла-
дает особыми свойствами: он выступает одновременно как носитель,
создатель, потребитель и интерпретатор информационных ресурсов.
Чтобы сохранить информацию в определенной области знаний, не-
обходим определенный минимум персонала, владеющего специализа-
цией в данной проблемной области.
В классе информационных ресурсов «персонал» выделяют две раз-
личные составляющие: отдельные специалисты и информационные груп-
пы (коллективы специалистов), объединенные в рамках конкретных ви-
дов деятельности и/или решаемых задач.
Критерий выделения персонала как класса информационных ресур-
сов – уровень признания группой специалистов в конкретной области.
Документы и их собрания
Документированная информация (документ) – зафиксированная
на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими
ее идентифицировать.
Документ – главное средство закрепления различным способом на
специальном материале (носителе) информации, получаемой в процессе
развития науки и практической деятельности людей.
Основная функция документа – обеспечение передачи информации
в пространстве и времени между различными пользователями. Скорость
передачи и условия доступа зависят от материального носителя.
Основной тенденцией развития документальных ресурсов является
перенос все большей их части на машиночитаемые носители, что прин-
ципиально изменяет условия доступа к документальным информацион-
ным ресурсам (рис. 1.2). Перенос информации на машиночитаемые но-
сители имеет две прямо противоположных тенденции: с одной стороны,
это создаются условия прямого доступа к неограниченным мировым
документальным информационным ресурсам и их автоматизированной
обработки. С другой стороны, создаются условия полного закрытия не-
контролируемого доступа к информационным ресурсам, а также созда-
ются условия для жестко контролируемого информирования и дезин-
формирования. Пользователь получает только ту информацию, которую
держатель информационных ресурсов считает нужным предоставить, а
не ту, которую он рассчитывает получить. Это явление становится сред-
ством информационных войн.
Жизненный цикл документа превосходит жизненный цикл кон-
кретных технических средств, программных продуктов. Отсюда выте-
кает проблема конвертации и потери данных при конвертировании.
Каждый документ независимо от числа экземпляров (единственный
или тысяча) после своего создания включается в конкретное проблем-
ное собрание и/или собрание документов. С этого момента начинается
его «жизненный цикл» в информационном процессе, а содержащаяся в
нем информация оказывает воздействие на всю систему знания, вклю-
ченного в коммуникационный процесс.
Влияние информации может быть положительным, нейтральным,
вредным.
Особенности документа как информационного ресурса:
- Информация, включенная в документальный оборот, неистре-
бимо циркулирует в коммуникационной системе, даже при полном ис-
чезновении первоисточника, включившего эту информацию в коммуни-
кационный процесс.
- В различных собраниях один и тот же документ отображается
по-разному, образуя различные связи и отношения. При вводе в то или
иное собрание он получает различное описание. Это создает условия
для построения различного по структуре и свойствам справочного аппа-
рата от традиционных каталожных до системы печатных указателей и
электронных каталогов и баз данных. В результате создаются принци-
пиально различные условия как доступа к документу, так и распростра-
нения содержащейся в нем информации.
Анализ документальных информационных ресурсов нужно прово-
дить на различных уровнях: международном, национальном (государст-
венном), региональном, ведомственном и отдельных организаций. Только
в этом случае можно правильно оценить полноту обеспечения инфор-
мацией при решении конкретных задач. Например, патентный поиск
ведется на базе мирового патентного фонда (собрания). При решении
проектных задач необходимо знать, требуется ли ознакомление с ин-
формационными материалами всех основных стран (организаций), за-
нимающих ведущие позиции в заданной области деятельности.
С 80-х гг. машиночитаемые документальные информационные ре-
сурсы становятся определяющим фактором при оценке информацион-
ной мощи государства.