Объекты неживой и живой природы и их коллекции




К классу информационных ресурсов «объекты неживой и живой

природы и их коллекции» относятся любые объекты, созданные в про-

цессе производства, и являющиеся овеществленным результатом науч-

ной и производственной деятельности людей, а также любые объекты

живой и неживой природы, используемые человеком в его практиче-

ской деятельности:

- промышленные образцы;

- технические системы (объекты);

- стандартные образцы (в метрологии);

- конструкционные материалы;

- эталонные объекты;

- предметы, собранные при археологических работах;

- любые предметы, образцы, вещества, материалы и их фрагмен-

ты, используемые в научной и следственной практике (например, пуле-

гильзотеки, орудия преступления и пр.);

- программные продукты;

- технологии;

- токсические вещества;

- биологические объекты.

Выделение указанных объектов в самостоятельный класс информа-

ционных ресурсов имеет принципиальное значение, т.к. никакое описа-

ние объекта (языковое, лингвистическое, научное описание объектов,

модельное описание) не способно отразить всей сущности любых ре-

альных объектов, даже в том случае, когда объект создан человеком.

Еще более это относится к объектам живой и неживой природы, воз-

никших как с участием, так и без участия человека.

Объекты не могут быть заменены информационными описаниями,

независимо от уровня их сложности, точности, достоверности, соответ-

ствия уровню научного знания, положенного в основу этого описания.

Описание не всегда понятно и максимально полно. Психологически

легче воспринимается в виде объекта (программные продукты, минера-

лы, растения).


 

Особенности данного класса:

1. Промышленные образцы, программные продукты, технологии

отражают достигнутый в данный момент времени уровень удовлетворе-

ния потребностей, методы их достижения, ограничения всех видов, на-

лагаемые на их создание и использование, функциональные возможно-

сти, обеспечивающие реализацию потребностей, взаимосвязанное мно-

жество совместимых физических принципов действия; методических,

математических и алгоритмических подходов, используемых техниче-

ских решений, правовые и социальные нормы.

2. Это точка совмещения потребности (в широком смысле) с воз-

можностями науки, техники и производства в данный момент времени.

3. Каждый объект данного класса – своеобразный эталон для объ-

екта, идущего ему на смену.

Коллекция – одна из форм существования информационных ре-

сурсов класса объект неживой и живой природы.

«Всякая научно организованная коллекция – это высокоорганизо-

ванная система, хранящаяся долго и доступная для многократного ис-

следования», а не «отработанные» материалы, хранящиеся в виде

«свалки отходов научного производства».

Основное назначение коллекции – она является одним из важней-

ших источников первичной информации о действительном разнообра-

зии техносферы (и живого для биологических коллекций). Поскольку

все сведения, содержащиеся в публикациях или базах данных, даже ес-

ли они имеют чисто описательный характер, есть вторичная, преобразо-

ванная информация.

Включение объектов неживой и живой природы и их коллекций в

состав национальных информационных ресурсов – важнейшая и труд-

нейшая задача. Ее решение осложняется многими факторами.

Факторы, осложняющие включение данного класса информацион-

ных ресурсов в состав национальных информационных ресурсов:

- преодоление «человеческого фактора», связанного с недооцен-

кой места и значения данного класса информационных ресурсов в лю-

бом виде деятельности;

- отсутствием научно обоснованных подходов к созданию кол-

лекций по многим объектам;

- объем предметов коллекционирования и отсутствие подходов к

отбору «представительных образцов», характеризующих конкретные

подмножества объектов.

- материальные и кадровые затраты на создание, содержание и

функционирование коллекций в «работоспособном состоянии». Особенно

если учесть, что для этого необходимы кадры очень высокой квалифика-

ции тех категорий (от научных работников до специалистов производст-

венно-эксплуатационных профессий).


 

В коллекцию должны включаться только действующие (несломан-

ные) образцы, чтобы они являлись информационным ресурсом.

Научный инструментарий

Научный инструментарий – это образцы (объекты), созданные спе-

циально для получения новой информации (знаний), позволяющей уточ-

нять, совершенствовать внешний мир и глубже познавать окружающий

мир.

С одной стороны – это обычный промышленный образец или про-

граммный продукт, но с другой – это возможность создания новой ин-

формации и информационного ресурса.

Научный инструментарий определяет техническую и методологи-

ческую вооруженность персонала и их способность к выполнению (ре-

шению) возложенных на них задач в конкретных проблемных областях

с требуемой эффективностью и уровнем сложности.

Особое место в научном инструментарии занимают эталоны, авто-

матизированные системы научных исследований (АСНИИ), автомати-

зированные рабочие места (АРМ) научных работников и проектиров-

щиков, экспертные системы (ЭС), базы знаний (БЗ), системы автомати-

ческого проведения эксперимента и т.п.

Большую роль в научном и инженерном творчестве играют различ-

ные методы, процедуры и правила. Особенно, если они реализуются в

рамках исследовательских программных продуктов, а также образуют

специализированные базы и банки данных.

Организационные единицы

Организационные единицы – научные, производственные, управ-

ленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техниче-

скими, производственными, материальными, финансовыми и прочими

возможностями для решения определенного круга проблем и задач.

Организационные единицы как информационный ресурс обладают

следующими основными системными свойствами:

- сложившейся, относительно устойчивой и юридически оформ-

ленной организационной структурой, обеспечивающей функционирова-

ние организационных единиц (структура, как правило, динамически

перестраивается в зависимости от реализуемых задач);

- наличием специализированных документальных информацион-

ных ресурсов, отражающих все аспекты деятельности организации в

проблемных для нее отраслях деятельности и накопленные в данной

организации методологические, научные, технологические, организаци-

онные и технические подходы к решению задач в тех или иных облас-

тях деятельности;


 

- наличием персонала заданной квалификации, объединенного в

рамках постоянных или временных групп, обеспечивающих решение

стоящих перед организацией задач;

- необходимым уровнем обеспеченности производственным и

технологическим оборудованием, средствами исследования (научным

инструментарием) и рабочими помещениями;

- эффективной системой внутренних и внешних связей, обеспе-

чивающих информационное взаимодействие со всеми доступными для

данной организации информационными ресурсами и научно-произ-

водственными ресурсами, а также производственных и экономические

связей, которые необходимы для успешного решения задач, стоящих

перед организацией.

Организационными единицами, сконцентрировавшими в себе ос-

новные информационные ресурсы (мировые, национальные, ведомст-

венные, фирменные, производственные), являются:

- академии наук;

- научно-технические и профессиональные общества;

- научные фонды;

- частные благотворительные фонды;

- высшие учебные заведения и элементы их организационных

структур;

- консультативно-экспертные фирмы;

- специализированные научно-исследовательские фирмы;

- элементы информационных служб, органов и систем (библиоте-

ки информационные центры, банки данных, информационные системы

различного уровня);

- коллекции промышленных образцов и других объектов (музеи,

банки биологически активных препаратов и веществ, коллекции культур

и др.);

- правительственные учреждения;

- производственные объединения.

Вершиной организационной единицы являются наукограды (ака-

демгородки, «закрытые города», национальные и международные науч-

ные центры).

Жизненный цикл организации:

Стадия 1. Возникновение и развитие.

Стадия 2. Образование структуры научных подразделений (инку-

бационный период).

Стадия 3. Устойчивое развитие.

Стадия 4. Умирание:

- медленное по «исчерпанию потенциала»;

- «силовое (административное)» воздействие, иногда в расцвете

своей деятельности;


 

- распад коллектива, школы;

- потеря лидера.

Из всех классов информационных ресурсов этот класс является

наиболее просто поддающимся учету, т.к. имеет организационную

структуру и документы.

Учет организационных единиц ведется на международном, госу-

дарственном (национальном) уровне как официальными (государствен-

ными) органами, так и на уровне информационных органов различных

форм собственности. Наиболее эффективными и оперативными источ-

никами информации по организационным единицам являются в на-

стоящее время базы данных.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям: «факт», «знания», «информация»,

«информационный ресурс».

2. Обозначьте момент, в который знание становится информаци-

ей?

3. Что должно производиться с информацией, не удовлетворяю-

щей принятым параметрам и критериям и почему?

4. Перечислите особенности информационного ресурса конкрет-

ного человека, персонала.

5. Перечислите основные функции информационных групп класса

информационных ресурсов «Персонал».

6. Назовите основной критерий включения человека в класс ин-

формационных ресурсов «Персонал».

7. Назовите основное отличие документированной информации от

информационного ресурса конкретного человека.

8. Перечислите свойства документа.

9. Приведите примеры класса информационных ресурсов «Объек-

ты живой и неживой природы и их коллекции».

10. Назовите основную особенность класса информационных ре-

сурсов «Объекты живой и неживой природы».

11. Дайте определение коллекции.

12. Назовите критерии и показатели значимости коллекции.

13. Приведите примеры класса «научный инструментарий».

14. Дайте определение класса «организационные единицы»

15. Приведите примеры организационных единиц.

16. Перечислите стадии жизненного цикла организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: