К классу информационных ресурсов «объекты неживой и живой
природы и их коллекции» относятся любые объекты, созданные в про-
цессе производства, и являющиеся овеществленным результатом науч-
ной и производственной деятельности людей, а также любые объекты
живой и неживой природы, используемые человеком в его практиче-
ской деятельности:
- промышленные образцы;
- технические системы (объекты);
- стандартные образцы (в метрологии);
- конструкционные материалы;
- эталонные объекты;
- предметы, собранные при археологических работах;
- любые предметы, образцы, вещества, материалы и их фрагмен-
ты, используемые в научной и следственной практике (например, пуле-
гильзотеки, орудия преступления и пр.);
- программные продукты;
- технологии;
- токсические вещества;
- биологические объекты.
Выделение указанных объектов в самостоятельный класс информа-
ционных ресурсов имеет принципиальное значение, т.к. никакое описа-
ние объекта (языковое, лингвистическое, научное описание объектов,
модельное описание) не способно отразить всей сущности любых ре-
альных объектов, даже в том случае, когда объект создан человеком.
Еще более это относится к объектам живой и неживой природы, воз-
никших как с участием, так и без участия человека.
Объекты не могут быть заменены информационными описаниями,
независимо от уровня их сложности, точности, достоверности, соответ-
ствия уровню научного знания, положенного в основу этого описания.
Описание не всегда понятно и максимально полно. Психологически
легче воспринимается в виде объекта (программные продукты, минера-
лы, растения).
Особенности данного класса:
1. Промышленные образцы, программные продукты, технологии
отражают достигнутый в данный момент времени уровень удовлетворе-
ния потребностей, методы их достижения, ограничения всех видов, на-
лагаемые на их создание и использование, функциональные возможно-
сти, обеспечивающие реализацию потребностей, взаимосвязанное мно-
жество совместимых физических принципов действия; методических,
математических и алгоритмических подходов, используемых техниче-
ских решений, правовые и социальные нормы.
2. Это точка совмещения потребности (в широком смысле) с воз-
можностями науки, техники и производства в данный момент времени.
3. Каждый объект данного класса – своеобразный эталон для объ-
екта, идущего ему на смену.
Коллекция – одна из форм существования информационных ре-
сурсов класса объект неживой и живой природы.
«Всякая научно организованная коллекция – это высокоорганизо-
ванная система, хранящаяся долго и доступная для многократного ис-
следования», а не «отработанные» материалы, хранящиеся в виде
«свалки отходов научного производства».
Основное назначение коллекции – она является одним из важней-
ших источников первичной информации о действительном разнообра-
зии техносферы (и живого для биологических коллекций). Поскольку
все сведения, содержащиеся в публикациях или базах данных, даже ес-
ли они имеют чисто описательный характер, есть вторичная, преобразо-
ванная информация.
Включение объектов неживой и живой природы и их коллекций в
состав национальных информационных ресурсов – важнейшая и труд-
нейшая задача. Ее решение осложняется многими факторами.
Факторы, осложняющие включение данного класса информацион-
ных ресурсов в состав национальных информационных ресурсов:
- преодоление «человеческого фактора», связанного с недооцен-
кой места и значения данного класса информационных ресурсов в лю-
бом виде деятельности;
- отсутствием научно обоснованных подходов к созданию кол-
лекций по многим объектам;
- объем предметов коллекционирования и отсутствие подходов к
отбору «представительных образцов», характеризующих конкретные
подмножества объектов.
- материальные и кадровые затраты на создание, содержание и
функционирование коллекций в «работоспособном состоянии». Особенно
если учесть, что для этого необходимы кадры очень высокой квалифика-
ции тех категорий (от научных работников до специалистов производст-
венно-эксплуатационных профессий).
В коллекцию должны включаться только действующие (несломан-
ные) образцы, чтобы они являлись информационным ресурсом.
Научный инструментарий
Научный инструментарий – это образцы (объекты), созданные спе-
циально для получения новой информации (знаний), позволяющей уточ-
нять, совершенствовать внешний мир и глубже познавать окружающий
мир.
С одной стороны – это обычный промышленный образец или про-
граммный продукт, но с другой – это возможность создания новой ин-
формации и информационного ресурса.
Научный инструментарий определяет техническую и методологи-
ческую вооруженность персонала и их способность к выполнению (ре-
шению) возложенных на них задач в конкретных проблемных областях
с требуемой эффективностью и уровнем сложности.
Особое место в научном инструментарии занимают эталоны, авто-
матизированные системы научных исследований (АСНИИ), автомати-
зированные рабочие места (АРМ) научных работников и проектиров-
щиков, экспертные системы (ЭС), базы знаний (БЗ), системы автомати-
ческого проведения эксперимента и т.п.
Большую роль в научном и инженерном творчестве играют различ-
ные методы, процедуры и правила. Особенно, если они реализуются в
рамках исследовательских программных продуктов, а также образуют
специализированные базы и банки данных.
Организационные единицы
Организационные единицы – научные, производственные, управ-
ленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техниче-
скими, производственными, материальными, финансовыми и прочими
возможностями для решения определенного круга проблем и задач.
Организационные единицы как информационный ресурс обладают
следующими основными системными свойствами:
- сложившейся, относительно устойчивой и юридически оформ-
ленной организационной структурой, обеспечивающей функционирова-
ние организационных единиц (структура, как правило, динамически
перестраивается в зависимости от реализуемых задач);
- наличием специализированных документальных информацион-
ных ресурсов, отражающих все аспекты деятельности организации в
проблемных для нее отраслях деятельности и накопленные в данной
организации методологические, научные, технологические, организаци-
онные и технические подходы к решению задач в тех или иных облас-
тях деятельности;
- наличием персонала заданной квалификации, объединенного в
рамках постоянных или временных групп, обеспечивающих решение
стоящих перед организацией задач;
- необходимым уровнем обеспеченности производственным и
технологическим оборудованием, средствами исследования (научным
инструментарием) и рабочими помещениями;
- эффективной системой внутренних и внешних связей, обеспе-
чивающих информационное взаимодействие со всеми доступными для
данной организации информационными ресурсами и научно-произ-
водственными ресурсами, а также производственных и экономические
связей, которые необходимы для успешного решения задач, стоящих
перед организацией.
Организационными единицами, сконцентрировавшими в себе ос-
новные информационные ресурсы (мировые, национальные, ведомст-
венные, фирменные, производственные), являются:
- академии наук;
- научно-технические и профессиональные общества;
- научные фонды;
- частные благотворительные фонды;
- высшие учебные заведения и элементы их организационных
структур;
- консультативно-экспертные фирмы;
- специализированные научно-исследовательские фирмы;
- элементы информационных служб, органов и систем (библиоте-
ки информационные центры, банки данных, информационные системы
различного уровня);
- коллекции промышленных образцов и других объектов (музеи,
банки биологически активных препаратов и веществ, коллекции культур
и др.);
- правительственные учреждения;
- производственные объединения.
Вершиной организационной единицы являются наукограды (ака-
демгородки, «закрытые города», национальные и международные науч-
ные центры).
Жизненный цикл организации:
Стадия 1. Возникновение и развитие.
Стадия 2. Образование структуры научных подразделений (инку-
бационный период).
Стадия 3. Устойчивое развитие.
Стадия 4. Умирание:
- медленное по «исчерпанию потенциала»;
- «силовое (административное)» воздействие, иногда в расцвете
своей деятельности;
- распад коллектива, школы;
- потеря лидера.
Из всех классов информационных ресурсов этот класс является
наиболее просто поддающимся учету, т.к. имеет организационную
структуру и документы.
Учет организационных единиц ведется на международном, госу-
дарственном (национальном) уровне как официальными (государствен-
ными) органами, так и на уровне информационных органов различных
форм собственности. Наиболее эффективными и оперативными источ-
никами информации по организационным единицам являются в на-
стоящее время базы данных.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятиям: «факт», «знания», «информация»,
«информационный ресурс».
2. Обозначьте момент, в который знание становится информаци-
ей?
3. Что должно производиться с информацией, не удовлетворяю-
щей принятым параметрам и критериям и почему?
4. Перечислите особенности информационного ресурса конкрет-
ного человека, персонала.
5. Перечислите основные функции информационных групп класса
информационных ресурсов «Персонал».
6. Назовите основной критерий включения человека в класс ин-
формационных ресурсов «Персонал».
7. Назовите основное отличие документированной информации от
информационного ресурса конкретного человека.
8. Перечислите свойства документа.
9. Приведите примеры класса информационных ресурсов «Объек-
ты живой и неживой природы и их коллекции».
10. Назовите основную особенность класса информационных ре-
сурсов «Объекты живой и неживой природы».
11. Дайте определение коллекции.
12. Назовите критерии и показатели значимости коллекции.
13. Приведите примеры класса «научный инструментарий».
14. Дайте определение класса «организационные единицы»
15. Приведите примеры организационных единиц.
16. Перечислите стадии жизненного цикла организации.