Э К С П О З И Ц И Я
В переводе – показ (латинское «expositio» означает «выставление напоказ»; «изложение»). Показ чего? Показ партий, первую из которых зовут ГЛАВНАЯ, а вторую – ПОБОЧНАЯ.
Г Л А В Н А Я П А Р Т И Я
В главной партии есть две темы. У них тоже есть свои имена. Какие? Главная тема и связующая тема (можно говорить связующая часть).
Главная тема
а) Она может быть ЗАМКНУТАЯ (реже) и РАЗОМКНУТАЯ (чаще). Замкнутая главная тема имеет чёткую остановку на устойчивой гармонии, то бишь на тонике. Разомкнутая главная тема либо не имеет остановки вообще, а плавно перетекает в связующую часть. Либо она остановку имеет, но на неустойчивой гармонии.
б) Она может быть ОДНОРОДНАЯ (реже) и КОНТРАСТНАЯ (чаще). Однородная главная тема не содержит в своём составе «элементов», т. е. вся звучит в одном характере. Контрастная главная тема дробится на «кусочки», «элементы», из которых один, как правило, более активный, наступательный, а второй – более мягкий.
Вот вам картинка, соответствующая первому и второму элементам главной темы: |
И вот анекдот про два элемента главной темы: Жена грозно спрашивает мужа: ГДЕ ДЕНЬГИ???? Муж робко отвечает: КАКИЕ ДЕНЬГИ??? |
Связующая тема
Как правило, она начинается с повтора главной темы. Но этот повтор быстро размыкается. Почему? Потому что основное дело связующей части – привести нас в ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. А другая тональность – это другие знаки (кстати, в ключе остаются прежние знаки, только в самом нотном тексте добавляются диезы/бемоли/бекары). Кроме того, связующая тема должна не только тонально, но ещё и эмоционально, интонационно подготовить побочную тему. Поэтому часто бывает, что в конце связующей появляются какие-то намёки на побочную тему, короткие мотивчики из того, что будет.
|
Критерии сравнения | Главная партия | Побочная партия |
Мажорная сонатная форма | Началась в До мажоре; затем связующая часть нас переводит в доминантовую тональность. | Соль мажор |
Минорная сонатная форма | Началась в до миноре; затем связующая часть нас переводит либо в параллельный мажор, либо в доминантовую тональность. | Напоминаю, что доминанта в миноре –мажорная. Таким образом, часто (не всегда) получается, что побочная тема будет в любом случае мажорной: Ми бемоль мажор(параллельная тональность) или Соль мажор (доминантовая тональность). |
Здесь надо остановиться и ОБЯЗАТЕЛЬНО (!!!) проделать упражнение. Представьте, что вы сочиняете Ре мажорную сонату. В какую тональность вам надо перейти через связующую часть???? А теперь представьте, что вы сочиняете соль минорную сонату. Какие два варианта тональностей могут подойти для побочной темы?
П О Б О Ч Н А Я П А Р Т И Я
В побочной партии есть две темы. У них тоже есть свои имена. Какие? Побочная тема и заключительная тема (можно говорить заключительная часть).
Побочная тема
Непременно начинается с другой тональности – чаще всего, с тоники новой тональности, но, возможно, с доминанты к основной, хотя тоника всё равно скоро прозвучит – нам же показывают, что мы перешли через границу, попали в другой мир.
Побочная тема обычно по объёму превышает главную. Чаще всего, её пишут так: сперва дважды повторяется основной элемент побочной темы, а потом она, широко развиваясь, «разливаясь», подхватывает ещё какие-то мотивы в свой широкий поток, т. е. получаются, так сказать, «подтемы».
|
Заключительная тема
А тут всё будет наоборот! Никакого широкого развития, наоборот, всё лапидарно, коротко, ёмко: или по звукам трезвучия, или гамма вверх/вниз, или повтор нот, или повтор мотивов. В общем, заключительная тема (кстати, можно говорить «заключительная часть») – короткая, «простая» (не с точки зрения исполнения, но с точки зрения запоминаемости).
Что касается тональности, в заключительной теме чаще всего (не всегда) закрепляется та же тональность, что и в побочной теме (они же из одной партии, т. е. у них один лозунг, один флаг).
Обычно (не всегда) экспозиция звучит дважды. Почему? Потому что дальше с персонажами экспозиции будут происходит всякие приключения. Если мы не запомним персонажей, то как мы поймём про приключения? Это всё равно как читать запутанный иноземный детектив с трудными именами и большим количеством персонажей. Вот и приходится время от времени листать страницы назад – а кто такой Хесдорф? А-а, это который стоял на крыльце с газетой… Какой такой Хемрин? А-а, ну да, помощник сыщика… В любом случае получается, что вы дважды (а то и больше) повторяете «основных персонажей» (в смысле основные темы). |
Р А З Р А Б О Т К А
Сперва скажу неправильно: в ней не бывает новых тем, в ней разрабатываются только старые. Почему неправильно? Потому что есть такой особый случай, который называется «эпизод в разработке», когда в разработке вдруг появилась совершенно новая тема (как бы новый герой). Но это случай редкий, о нём речь пойдёт (если пойдёт) не сейчас. А сейчас нам надо по основной дороге бодренько шагать, на случайности не бум обращать внимание)))
|
Как анализировать разработку?
1. Виды развития.
В разработке разрабатываются (это намеренная тавтология) старые темы. Как именно разрабатываются (в смысле развиваются)? Существуют разные виды развития:
а) Мотивное развитие (встречается очень часто). Как это??? Тема дробится на кусочки, звучит не полностью, из неё вычленяются отдельные мотивы. Что с ними происходит, с мотивами-то? А чаще всего есть секвенция на мотивчиках вверх/вниз…
Разновидность мотивного развития – мотивно-полифоническое развитие. Как это? А мотивы перекликаются – у высокого инструмента/у низкого инструмента, в правой руке/в левой руке…
б) Вариационное развитие (встречается реже). Как это??? Тема звучит полностью (ну, или почти полностью), но с искажениями, изменениями, причём очень заметными, как будто намеренно «фальшивыми».
Разновидность вариационного развития –вариационно-полифоническое развитие (встречается редко). Как это? А темы перекликаются – у высокого инструмента/у низкого инструмента, в правой руке/в левой руке… И ещё бывает, что на какой-то из тем построена целая фуга – тема звучит у высоких струнных, затем её подхватили деревяшки, потом вступили «в бой» контрабасы… Фуга – это, конечно, высший пилотаж, но бывает же! Вспоминайте финал 2-го концерта для фп. с оркестром Рахманинова – там в 3-й части в разработке как раз фуга на главной теме... Стало быть, Рахманинов – хороший композитор!)))
Все типы развития могут сочетаться, к примеру, в главной теме присутствовало мотивное развитие, в побочной – вариационное. Или так: сперва в главной было вариационное развитие, а потом оно перешло в мотивное. |
2. Тональный план.
Ну, вообще-то, никакого особого «плана» в разработке нет. Но всё ж существуют более или менее часто встречающиеся чередования тональностей. Какие?
а) по секундам (тогда говорят: «секундовый тональный план»). Например, взят какой-то мотив – и пошли его гонять в До мажоре-Ре бемоль мажоре-ми бемоль миноре-Фа мажоре и т. д. Мажоры/миноры, большие и малые секунды – всё возможно, правила никакого тут нет.
б) по квартам/квинтам (тогда говорят: «кварто-квинтовый тональный план»; надеюсь, все понимают, что кварта вверх и квинта вниз – это один и тот же интервал?). Например, взят какой-то мотив – и пошли его гонять в До мажоре-Фа мажоре-си бемоль миноре-Ми бемоль мажоре и т. д. Мажоры/миноры – всё возможно, правила никакого тут нет.
В конце разработки обычно бывает настойчивое, явное звучание доминанты. Называется такое дело «доминантовый предыкт» (латинское слово «ictus» означает «удар», «толчок»; «пред + икт» = перед ударом, в смысле перед точкой, перед тоникой). Это сигнал к тому, что блуждание по разным тональностям закончилось, вот вам доминанта к основной тональности, извольте ждать тонику.
3. Разделы.
Это совсем просто, сколько тем – столько разделов. Например, говорят: первый раздел разработки построен на главной теме, а второй – на побочной. А может быть так: вся разработка построена на побочной теме. НЕ ЖДИТЕ, ЧТО В РАЗРАБОТКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫПРОЙТИ ВСЕ ТЕМЫЭКСПОЗИЦИИ! РАЗРАБОТКА МОЖЕТ БЫТЬ ВСЯ ПОСТРОЕНА НА КАКОЙ-ТО ОДНОЙ ТЕМЕ! Что касается предыкта, не надо в нём искать конкретную тему (или мотивы из неё). Цель этого раздела – вернуть нас в основную тональность, разработка закончилась, в предыкте уже ничего не разрабатывается. Если предыкт большой, то можно считать его отдельным разделом. Т. е. можно говорить так: в разработке три раздела: первый – на побочной теме, второй – на главной, третий – доминантовый предыкт.
Р Е П Р И З А
В переводе означает – повтор.
В СОНАТНОЙ ФОРМЕ НЕ БЫВАЕТ ТОЧНОЙ РЕПРИЗЫ! В чём неточность? В тональностях! СОНАТНОЙ ФОРМОЙ ДВИЖУТ ТОНАЛЬНОСТИ! |
В отличие от экспозиции, где главная и побочная партии непременно звучат в разных тональностях, в репризе они непременно звучат в одной тональности.
РЕПРИЗА – ЭТО ВЫВОД! Как это??? А вот так: в экспозиции нам показали два разных лагеря (разные тональности), в разработке они «воевали», «варились» – и что? И сварились, пришли к одному мнению, т. е. к одной тональности.
Критерии сравнения | Экспозиция | Реприза |
главная тема и побочная тема | главная тема и побочная тема | |
Тональный план для мажорной сонатной формы | До мажор – Соль мажор. ТОНИКИ ОБЯЗАТЕЛЬНО РАЗНЫЕ! | До мажор – До мажор. Произошло ТОНАЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ ПОБОЧНОЙ ТЕМЫ,ТОНИКИ стали ОДИНАКОВЫМИ! |
Тональный план для минорной сонатной формы | до минор – Соль Мажор (или Ми бемоль мажор). ТОНИКИ ОБЯЗАТЕЛЬНО РАЗНЫЕ! | до минор – До Мажор (произошло ТОНАЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ ПОБОЧНОЙ ТЕМЫ, ТОНИКИ стали разными, но ЛАД не подчинился: побочная как была в экспозиции мажорной, такой и осталась в репризе. |
Тональный план для минорной сонатной формы (особый случай!!!) | до минор – Соль Мажор (или Ми бемоль мажор). ТОНИКИ ОБЯЗАТЕЛЬНО РАЗНЫЕ! | до минор – до минор. Произошло И ТОНАЛЬНОЕ, И ЛАДОВОЕ ПОДЧИНЕНИЕ ПОБОЧНОЙ ТЕМЫ: не только ТОНИКИ, но и ЛАДЫстали ОДИНАКОВЫЕ. |
Здесь надо остановиться и ОБЯЗАТЕЛЬНО (!!!) проделать упражнение. Представьте, что вы сочиняете Соль МАЖОРНУЮ сонату. Сочинили экспозицию (главная – в соль мажоре, побочная – в ре мажоре). Сочинили разработку и начали репризу. Главная тема – понятное дело, снова в Соль мажоре. А побочная – в какой она будет тональности?
А теперь представьте, что вы сочиняете МИНОРНУЮ сонату (ну, настроение у вас грустное – вирус, страшно, тоскливо). Взяли трагическую тональность ре минор, сочинили экспозицию (главная – в ре миноре, побочная – в Фа мажоре). Сочинили разработку и начали репризу. Главная тема – понятное дело, снова в ре миноре. А побочная – в какой тональности? Причём вариант такой – вы точно знаете, что всё будет хорошо и нужно сделать только ТОНАЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ.
А теперь снова представьте, что вы сочиняете минорную сонату. Опять же взяли трагическую тональность ре минор, сочинили экспозицию (главная – в ре миноре, побочная – в Фа мажоре). Сочинили разработку и начали репризу. Главная тема – понятное дело, снова в ре миноре. А настроение у вас – совсем никуда. И вы хотите сделать не только тональное, но и ладовое подчинение. В какой же тональности пойдёт побочная тема?
А что происходит в репризе с заключительной темой? Ну, разумеется, она ТОЖЕ ПЕРЕХОДИТ В ОСНОВНУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ, т. е. тоже подчиняется главной теме. И с ладовым подчинением – всё так, как в побочной теме: оно может быть, а может не быть.
ИНЫМИ СЛОВАМИ, В РЕПРИЗЕ ВСЯ ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ (т. е. побочная тема + заключительная тема) В РЕПРИЗЕ ПРИНИМАЕТ ТУ ЖЕ ТОНИКУ (ТОНИКУ, НЕ ЛАД), ЧТО И ГЛАВНАЯ. А ЛАД? А ТУТ УЖ КАК РЕШИЛ КОМПОЗИТОР. Может лад измениться, может не изменяться (см. таблицу). |
К О Д А
В переводе означает «хвост». Хвост – он отдельно приделан к животному или является продолжением позвоночника? Ответ понятен. Следовательно, могут ли в коде быть новые темы? Сперва скажу неправильно: не могут, а может быть только закрепление старого (потому что «продолжение позвоночника»). А почему неправильно? А потому что есть исключения, когда кода построена на совершенно новом материале. Таких примеров мало! Но уж один-то вы все знаете – увертюра «Эгмонт» Бетховена, где из фа минора вдруг попали в Фа мажор и вся кода идёт на совершенно новой музыке, новом настроении… Почему? А потому что там есть сюжет: да, Эгмонт погиб, но восстание победило, Голландия стала свободной страной, испанское владычество скинули.
Кода может быть построена по-разному. Она может быть короткой – несколько аккордов (доминанта – тоника, доминанта – тоника). А может быть, что в коде будет звучать какая-то тема экспозиции (чаще главная, но не всегда). Тогда говорим: «кода построена на главной теме».
Особый случай – бетховенские коды, которые принято называть «кода-разработка»: там опять есть мотивное развитие, движение по секундам и т. д. – читайте раздел про разработку.
Про некоторые признаки коды вы помните («прощание регистров», органный пункт тоники). В сонатной форме они тоже действуют, они характерны вообще для любой коды, в любой форме. Если в коде есть уходы в другую тональность, то, как правило, в субдоминантовую сферу – во II или IV ступени.
Сейчас буду думать про музыкальные (аудио и ноты) примеры – как с этим быть…