Михайловка,
Г.
Урок № 3
Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи
Цель урока: познакомить с плесневыми грибами и их ролью в природе и народном хозяйстве.
Задачи урока:
- изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей;
- раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве.
Образовательные:
1) Сформировать знания об особенностях строения и процессах жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей.
2) Показать их роль в природе и жизни человека.
3) Развивать умение работать с текстом и рисунками учебника, слушать и рецензировать ответы товарищей.
Воспитательные:
На конкретных примерах научных открытий, успехов отечественной медицины убеждать учащихся в материальности и познаваемости мира, приучить соблюдать гигиену, в целях трудового воспитания, использовать лабораторные работы.
Развивающие:
Продолжать развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путём организации на уроках напряженной умственной работы (постановка проблемных вопросов, анализ, сравнение, самостоятельное формулирование выводов из фактов самонаблюдения в результате просмотра фильма и проведения лабораторной работы).
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны иметь представление о плесневых грибах на примере мукора и пеницилла.
Обучающиеся должны уметь узнавать (в природе, на рисунках, на таблице) плесневые грибы и дрожжи.
Оборудование: методическое пособие по курсу, рабочая тетрадь для учащихся, таблицы с изображением плесневых грибов и дрожжей, таблицы «Шляпочные грибы», «Съедобные и ядовитые грибы», образцы плесени на продуктах: на хлебе, фруктах, мультимедийный проектор.
Ход урока:
Урок начинается с проверки знаний учащихся, полученных при изучении шляпочных грибов.
4 человека работают на листках по карточкам:
Карточка № 1
Из перечисленных ниже шляпочных грибов выпишите в 2 столбика сначала номера съедобных грибов, а затем – номера ядовитых грибов.
1. Белый гриб; 2. Рыжик; 3. Бледная поганка; 4. Лисички; 5. Подберёзовик; 6. Подосиновик; 7. Мухомор; 8. Желчный гриб; 9. Маслёнок; 10. Ложная лисичка; 11. Ложный опёнок; 12. Опёнок; 13. Шампиньон
Карточка № 2
Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов.
I. Какие вещества поглощает гриб из корней деревьев?
1. Минеральные вещества;
2. Органические вещества;
3. Воду.
II. Какие вещества получают корни деревьев от грибов?
1. Минеральные вещества;
2. Органические вещества;
3. Воду.
III. Какие способы питания характерны для грибов?
1. Сапрофитный;
2. Фотосинтез;
3. Паразитический.
IV. Какие меры борьбы с грибами-паразитами культурных растении:
1. Выведение сортов культурных растений, устойчивых к грибам-паразитам;
2. Протравливание семян культурных растений ядовитыми препаратами;
3. Посев культурных растений незаражёнными семенами.
В это время у доски 1 учащийся выходит и зарисовывает строение шляпочного гриба, указывая плодовое тело, нижнюю сторону шляпки трубчатых и пластинчатых грибов, грибницы.
Пока учащиеся готовятся у доски, остальные дети отвечают на листах (фронтальный опрос). Учитель зачитывает предложения, а дети на разовые оценки заканчивают предложения. (эту работу можно сделать на компьютере).
1) Клетки грибов не содержат…
2) Мёртвыми органическими веществами питаются грибы - …
3) Питаются за счёт живых организмов грибы…
4) Шляпочные грибы состоят из …
5) Плодовое тело гриба образовано … и …
6) Главная часть каждого гриба - …
7) Нити грибницы состоят из …
8) Грибы размножаются …, которые созревают в трубочках или пластинках шляпки.
9) Между корнями дерева и грибницей гриба устанавливается полезная связь - …
10) Бледная поганка, ложные опята, желчный гриб, мухомор – это грибы…
11) Назовите двойников ядовитых грибов…
12) Перечислите правила сбора грибов.
После письменной работы, ответов у доски, работы по карточкам учащимся выставляют оценки в журнал.
Для актуализации знаний ребятам предлагается фрагмент документального фильма «Плесень», где рассказывается об открытии плесени (фильм прилагается).
Затем учитель сообщает классу, что на уроке будут изучаться плесневые грибы и дрожжи. Мы узнаем об их строении, размножении, питании, значении в природе и жизни человека.
|
|
|
|
Строение плесневого гриба – мукора:
|
|

Слайд № 3
Слайд № 4
|

В качестве закрепления проводится лабораторная работа по инструктивной карточке на стр. 43. Лабораторная работа: «Рассматривание мукора под микроскопом».
Оборудование: белая плесень, мукор на хлебе в чашках Петри, микроскоп, предметное стекло, вода, препаровальные иглы, микроскоп.
Ход работы:
1) Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид (белый пушок).
2) Приготовьте микропрепарат белой плесени мукора под микроскопом при увеличении в 56 раз. Что представляет собой грибница плесневого гриба?
3) Рассмотрите микропрепарат при увеличении в 300 раз. Найдите на концах грибницы плесени чёрные головки со спорами. Рассмотрите их. Найдите лопнувшие головки мукора, из которых высыпались споры. Рассмотрите споры.
4) Уточните в рисунке грибницу, головки, споры.
5) Сделайте вывод о том, какое строение имеет мукор, как он размножается.
Вывод: мукор – это сильно разросшаяся, разветвлённая клетка со множеством ядер в цитоплазме. В головках созревают споры с помощью которых гриб размножается.
Ещё один плесневый гриб имеет большое экономическое значение – это гриб пеницилл. Из него в 1928 г. Английский учёный А.Флемминг получил пенициллин, это вещество убивало болезнетворные микробы.
Но обратимся к исторической справке (сообщение учащегося, где рассказывается о создании лекарства – пенициллина, видеосюжет об учёном – микробиологе из г. Фролово Ермольевой Зинаиде Виссарионовне, которая создала советский пенициллин).