Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи




Михайловка,

Г.

Урок № 3

Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи

Цель урока: познакомить с плесневыми грибами и их ролью в природе и народном хозяйстве.

Задачи урока:

- изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей;

- раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве.

Образовательные:

1) Сформировать знания об особенностях строения и процессах жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей.

2) Показать их роль в природе и жизни человека.

3) Развивать умение работать с текстом и рисунками учебника, слушать и рецензировать ответы товарищей.

Воспитательные:

На конкретных примерах научных открытий, успехов отечественной медицины убеждать учащихся в материальности и познаваемости мира, приучить соблюдать гигиену, в целях трудового воспитания, использовать лабораторные работы.

Развивающие:

Продолжать развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путём организации на уроках напряженной умственной работы (постановка проблемных вопросов, анализ, сравнение, самостоятельное формулирование выводов из фактов самонаблюдения в результате просмотра фильма и проведения лабораторной работы).

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Обучающиеся должны иметь представление о плесневых грибах на примере мукора и пеницилла.

Обучающиеся должны уметь узнавать (в природе, на рисунках, на таблице) плесневые грибы и дрожжи.

Оборудование: методическое пособие по курсу, рабочая тетрадь для учащихся, таблицы с изображением плесневых грибов и дрожжей, таблицы «Шляпочные грибы», «Съедобные и ядовитые грибы», образцы плесени на продуктах: на хлебе, фруктах, мультимедийный проектор.

Ход урока:

Урок начинается с проверки знаний учащихся, полученных при изучении шляпочных грибов.

4 человека работают на листках по карточкам:

Карточка № 1

Из перечисленных ниже шляпочных грибов выпишите в 2 столбика сначала номера съедобных грибов, а затем – номера ядовитых грибов.

1. Белый гриб; 2. Рыжик; 3. Бледная поганка; 4. Лисички; 5. Подберёзовик; 6. Подосиновик; 7. Мухомор; 8. Желчный гриб; 9. Маслёнок; 10. Ложная лисичка; 11. Ложный опёнок; 12. Опёнок; 13. Шампиньон

Карточка № 2

Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов.

I. Какие вещества поглощает гриб из корней деревьев?

1. Минеральные вещества;

2. Органические вещества;

3. Воду.

II. Какие вещества получают корни деревьев от грибов?

1. Минеральные вещества;

2. Органические вещества;

3. Воду.

III. Какие способы питания характерны для грибов?

1. Сапрофитный;

2. Фотосинтез;

3. Паразитический.

IV. Какие меры борьбы с грибами-паразитами культурных растении:

1. Выведение сортов культурных растений, устойчивых к грибам-паразитам;

2. Протравливание семян культурных растений ядовитыми препаратами;

3. Посев культурных растений незаражёнными семенами.

В это время у доски 1 учащийся выходит и зарисовывает строение шляпочного гриба, указывая плодовое тело, нижнюю сторону шляпки трубчатых и пластинчатых грибов, грибницы.

 

Пока учащиеся готовятся у доски, остальные дети отвечают на листах (фронтальный опрос). Учитель зачитывает предложения, а дети на разовые оценки заканчивают предложения. (эту работу можно сделать на компьютере).

1) Клетки грибов не содержат…

2) Мёртвыми органическими веществами питаются грибы - …

3) Питаются за счёт живых организмов грибы…

4) Шляпочные грибы состоят из …

5) Плодовое тело гриба образовано … и …

6) Главная часть каждого гриба - …

7) Нити грибницы состоят из …

8) Грибы размножаются …, которые созревают в трубочках или пластинках шляпки.

9) Между корнями дерева и грибницей гриба устанавливается полезная связь - …

10) Бледная поганка, ложные опята, желчный гриб, мухомор – это грибы…

11) Назовите двойников ядовитых грибов…

12) Перечислите правила сбора грибов.

После письменной работы, ответов у доски, работы по карточкам учащимся выставляют оценки в журнал.

Для актуализации знаний ребятам предлагается фрагмент документального фильма «Плесень», где рассказывается об открытии плесени (фильм прилагается).

Затем учитель сообщает классу, что на уроке будут изучаться плесневые грибы и дрожжи. Мы узнаем об их строении, размножении, питании, значении в природе и жизни человека.

Учитель демонстрирует кусочки заплесневевшего хлеба, и рассказывает что этот хлеб пролежал в тёплом влажном месте, закрытый целлофановым пакетом. На кусочке есть белый пушистый налёт, но в некоторых местах он уже потемнел – это говорит о том, что в головках гриба - мукора уже созрели споры.
Слайд № 1


 

Учащимся предлагается работа с учебником. Задание: Прочитайте статью на странице 42 – 43 в учебнике к § 9 и ответьте на вопросы: 1. Где обитает гриб мукор? 2. Каково его строение? 3. Как он размножается? Затем, опираясь на знания учащихся учитель вычерчивает на доске строение одноклеточного гриба – мукора.
Слайд № 2

 
 

 


Строение плесневого гриба – мукора:

грибница
головка со спорами

Слайд № 3

Слайд № 4

 

В качестве закрепления проводится лабораторная работа по инструктивной карточке на стр. 43. Лабораторная работа: «Рассматривание мукора под микроскопом».

Оборудование: белая плесень, мукор на хлебе в чашках Петри, микроскоп, предметное стекло, вода, препаровальные иглы, микроскоп.

Ход работы:

1) Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид (белый пушок).

2) Приготовьте микропрепарат белой плесени мукора под микроскопом при увеличении в 56 раз. Что представляет собой грибница плесневого гриба?

3) Рассмотрите микропрепарат при увеличении в 300 раз. Найдите на концах грибницы плесени чёрные головки со спорами. Рассмотрите их. Найдите лопнувшие головки мукора, из которых высыпались споры. Рассмотрите споры.

4) Уточните в рисунке грибницу, головки, споры.

5) Сделайте вывод о том, какое строение имеет мукор, как он размножается.

Вывод: мукор – это сильно разросшаяся, разветвлённая клетка со множеством ядер в цитоплазме. В головках созревают споры с помощью которых гриб размножается.

Ещё один плесневый гриб имеет большое экономическое значение – это гриб пеницилл. Из него в 1928 г. Английский учёный А.Флемминг получил пенициллин, это вещество убивало болезнетворные микробы.

Но обратимся к исторической справке (сообщение учащегося, где рассказывается о создании лекарства – пенициллина, видеосюжет об учёном – микробиологе из г. Фролово Ермольевой Зинаиде Виссарионовне, которая создала советский пенициллин).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: