Этапы развития изобразительной деятельности в онтогенезе




Рисование - сложная синтетическая деятельность, которой обнаруживается формирующаяся личность ребенка и которая сама оказывает существенное влияние на формирование личности. Рисование выступает как искусство, особый способ познания мира и решения проблем. Взаимная зависимость когнитивных и двигательных навыков со всей наглядностью предстает в детском изобразительном творчестве. В нем развитие тонкой моторной координации происходит одновременно с перцептивным, когнитивным и эмоциональным развитием. Уровень развития в каждой из этих отдельных областях становится виден в конечном продукте деятельности. Но даже важен не конечный результат, а сам процесс творческого поиска - мазки, пятна, каракули и, наконец, рисунок, на котором что-то изображено.

Первоначально графическая деятельность ребенка даже не является собственно рисованием. Это так называемый доизобразительный этап графической деятельности. Карандаш и бумага первоначально не выступают для ребенка специфическими орудиями. И не удивительно их использование не по назначению. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Впрочем, важным выступает и механизм подражания: наблюдая действия старших, ребенок пытается их копировать.

Самой ранней стадией развития детского рисунка является стадия лишенных смысла штрихов. С их помощью ребенок еще не пытается выразить какое-либо определенное содержание. Главное для него - след на бумаге. Этот след ребенок оставляет сам, осуществляя по сути едва ли не первые свои продуктивные действия. Он испытывает удовлетворение уже оттого, что чувствует себя виновником появления некоего продукта. Правда, движения его еще не ловки, карандаш часто «не слушается», порой не совсем ясно, ведет ли рука карандаш или наоборот.

Данная стадия часто именуется стадией «марания», «каракулей». Она характеризуется В.В.Зеньковским как доэстетическая - не красоте подчинен детский рисунок, поскольку еще отсутствует эстетическая задача как таковая. Часто стадию каракулей считают сходной с гулением ребенка, возникающем очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладевающий «звуковой материей» порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. К.Бюлер даже назвал эту стадию «фонетикой рисования».

Стадия каракулей продолжительна и неоднородна. А.А.Смирнов отмечает:

«Сначала эти штрихи идут более или менее в одном направлении, но по мере того, как рука приобретает большую уверенность, они понемногу меняют его, перекрещиваются друг с другом, принимают форму ломаных или закругленных линий. В силу этого из их хаотической массы получаются иногда такие случайные сочетания, которые напоминают ребенку какие-либо реальные предметы...за этой же первой стадией, падающей обычно на начало третьего года жизни, следует близкая к ней по объективным результатам,но резко отличная по переживаниям самого ребенка стадия бесформенных изображений. Сейчас уже ребенок определенно стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии, без помощи самого «художника», определить смысл нарисованного» [ с.28].

Таким образом, марание есть своеобразная моторная игра с графическими движениями. Дети овладевают несколькими графическими формами и они без конца варьируют их.

Через несколько лет эти отправные элементы постепенно превращаются в изображения знакомых объектов, которые ребенок выполняет уже сознательно. Стадия «марания», как уже говорилось, является доизобразительный. Ниже же будут приведены 4ступени или стадии, выделенные Кернштейнером, для процесса развития детского рисунка.

Если начать с той поры, когда у ребенка появляется рисунок в собственном смысле слова, мы застаем ребенка на 1 ступени или ступени схемы. Она тянется очень долго, и в ней, в свою очередь, можно наметить ряд ступеней в зависимости от того, как примитивные поначалу схемы постепенно наполняются все более существенным содержанием. Например,изображение человека. Поддерживаемое большинством мнение состоит в том, что ребенок рисует человека посредством изображения наиболее важных его черт. Даже младенца ничто так не интересует, как лицо с глазами, которыми человек смотрит, ушами, которыми он слышит, ртом, которым говорит и улыбается. Очарованный его круглой формой, он выбирает именно эту часть тела для изображения человека. Следующий этап - попытка снабдить ее «приложениями», которые передвигают ее с места на место. Отсюда - смешная фигура, которую рисуют дети 4-5 лет. Она вполне соответствует своему названию - «головастик», «головоног», т.е. маленький человечек, у которого голова плавно переходит в ноги, который так нереален, но в котором уже безошибочно узнается человек. [ с.18-23].

Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего -туловище и руки. Туловище может иметь самую различную форму - квадратную, овальную, в виде удлиненной полоски и т.д. Иногда его обособление от ног достигается тем, что две линии, идущие непосредственно от головы, перечеркиваются в середине небольшой горизонтальной линией. Руки часто изображаются с пальцами, которые однако бывают очень велики и напоминают при этом совершенно иные предметы; количество их часто превышает действительное.

Там, где из общей массы туловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо, фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. В большинстве случаев появляются глаза, рот, намек на нос. Уши и брови появляются на детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например - зубы, выступают довольно часто.[ с.65-69].

Существенным отличием этой стадии является то, что ребенок рисует по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о вещи, то, что ему кажется в вещи наиболее существенным, а вовсе не то, что он видит или что он представляет о ней.

Эти несовершенные «портреты» ребенок, как правило, старается снабдить «эмблемами», соответствующими статусу человека. Особенно такой эмблемой выступает шляпа или сигарета у мужчины, пышная прическа с крупным бантом у женщины.

«Если он хочет нарисовать одетого человека, - говорит Бюлер,- то он действует как при одевании куклы: он рисует его сначала обнаженным, потом вешает на него одежду, так, что все тело просвечивает, в кармане виден кошелек, и в нем даже монеты».[ с.67-82].

Получается то, что правильно называется рентгеновским рисунком. Другим явным доказательством того, что на этой ступени ребенок рисует по памяти, является внешняя несообразность и неправдоподобность детского рисунка. Такие большие части человеческого тела, как туловище, часто вовсе отсутствуют в рисунке ребенка, ноги растут прямо из головы, а иногда и руки; части соединены совершенно не в том порядке, в каком ребенок наблюдает их на чужой человеческой фигуре. Это схематические изображения человека. Бюлер указывает, схемы ребенка весьма целесообразны, потому что схемы, как и понятия, содержат только существенные и постоянные признаки предметов. Как уже говорилось, ребенок, рисуя передает на рисунке то, что знает о предмете, а не то, что он видит. Поэтому он часто на рисунке рисует лишнее, такое, чего он не видит; часто, наоборот, опускает в рисунке многое такое, что он несомненно видит, но что для него является несущественным в изображаемом предмете. И действительно можно объяснить эти вещи: пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы о нем рассказывал.

Следующую ступень называют ступенью возникающего чувства формы и линии. То есть ребенок не только перечисляет конкретные признаки описываемого предмета, но и передает формальные соотношения и взаимоотношения частей. На второй ступени развития детского рисунка мы замечаем смесь практического и схематического изображения. Рисунок, на котором разные части тела не приклеены друг к другу, как на схеме, а органично переходят одна в другую без резкой границы, принято называть пластическим.[ с.16-22].

Это еще рисунки-схемы, но уже с зачатками изображения, похожего на действительность. Эта стадия связана с предыдущей очень тесно, но она характеризуется гораздо большим числом подробностей, более правдоподобным размещением отдельных частей предмета: весь рисунок приближается уже к действительному виду предмета.

Третьей ступенью, по Кернштейнеру, является ступень правдоподобного изображения, при котором схема уже исчезает из детского рисунка вообще. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримый размер, плечи - округлость. Большее внимание уделяется изображению одежды. Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность.[ с.123-128].

Несмотря на значительное несовершенство рисунков этой стадии, ребенок, не обладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт, сходных с уже отмеченными.. Но если ребенок получает систематические указания на несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он достигает четвертой стадии - стадии пластического изображения. На этой ступени отдельные части представлены выпукло, при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передается движение и более или менее полное пластическое представление и впечатление от предмета. [с.32-37].

На этой стадии мы встречаемся с рисунками различной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальных художественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо общую закономерность. При этом изображения утрачивают свою «детскость», то есть те специфические особенности, которые присущи именно детскому рисунку.[с.76-84].

Таким образом, ожидалось, что рисование по наблюдению легче, чем рисование по памяти. Однако экспериментальные данные показывают, что рисование по наблюдению, реальное изображение - это высшая и последняя стадия, которой достигают редкие дети.

Чем объяснить это? В последнее время исследователь детского рисунка профессор Бакушинский попытался дать объяснение этому явлению. Первый период в развитии ребенка выдвигает на первый план в восприятии ребенка двигательно-осязательную форму и тот же способ ориентировки в окружающем мире. Они являются первичными при сравнении со зрительными впечатлениями, и эти последние являются подчиненными двигательно-осязательным способам ориентации ребенка. Ребенок весь в непосредственном реальном движении. Действие физическое преобладает над аналитическими процессами сознания. Продукты творчества отличаются предельным схематизмом и представляют собой обычно самые общие символы вещей.

Главнейшее направление эволюции ребенка заключается в том, что роль зрения в деле овладения миром начинает все возрастать, осязательно-зрительный аппарат подчиняется зрительному.

Любопытны данные другого исследователя детских рисунков - Левинштейна, показывающего, чем ребенок в разном возрасте наделяет человеческую фигуру при схематическом изображении: туловище встречается всего 50 раз у четырехлетнего и 100 раз у тринадцатилетнего ребенка; веки и брови встречаются в 92% у тринадцатилетних и в 9 раз реже встречаются у четырехлетнего ребенка. Общий вывод: ноги, руки, головы встречаются на самых ранних стадиях развития детского рисунка, другие части тела, детали, одежда нарастают по мере увеличения детского возраста.[с.44-49].

Таким образом, рисование детей - синтетическая деятельность, характеризующаяся:

1) проявлением разных сторон психического развития;

2) использованием опыта, приобретенного в различных видах детской деятельности;

3) усвоением разнородных элементов социального опыта, человеческой культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: