Задание к контрольной работе №1
Динамическая анатомия положений, циклических, ациклических и вращательных движений тела человека
Студенты заочного отделения выполняют письменную контрольную работу по теме «Динамическая анатомия положений, циклических, ациклических и вращательных движений тела человека», а затем в устной форме отвечают на вопросы. Работа выполняется с целью приобретения навыка проведения самостоятельного анатомического анализа физических тех или иных упражнений, положений и движений спортсмена, она помогает глубже понять сущность упражнения, оценить качество его выполнения, определить особенности функционирования двигательного аппарата, наметить пути совершенствования выполнения упражнений, определить эффективность их воздействия на организм, обеспечивая оптимизацию учебно-тренировочного процесса и совершенствование спортивной техники.
Для успешного выполнения контрольной работы и сдачи зачета студентам необходимо обратится к учебно-методическому пособию «Анатомический анализ положений, циклических, ациклических и вращательных движений тела человека» Шеромовой Н.Н., 2005, а также использовать при ответах и другую литературу. Студенты должны выбрать одну из предложенных тем в методическом пособии, рассматривающих (одно) положение спортсмена вне движения, а затем выполняющего (одно) циклическое движение, или ациклическое, или вращательное.
1.Анатомический анализ строевой стойки.
2. Анатомический анализ положения пловца на старте.
5. Анатомический анализ низкого старта.
3. Анатомический анализ высокого старта.
4. Анатомический анализ стойки фектовальщика.
6. Анатомический анализ стойки борца.
|
7. Анатомический анализ стойки боксера.
8.Анатомический анализ упора на брусьях.
9.Анатомический анализ упора лежа.
10.Анатомический анализ виса на перекладине.
11.Анатомический анализ виса на кольцах.
12.Анатомический анализ стойки на кистях.
13.Анатомический анализ гимнастического моста.
14.Анатомический анализ борцовского моста.
15.Анатомический анализ ходьбы.
16.Анатомический анализ бега.
17.Анатомический анализ спортивной ходьбы.
18.Анатомический анализ прыжка в длину с места.
19.Анатомический анализ сальто назад с места.
Зачет по дисциплине «Анатомия» включает знание материала тем: «Остеология, артрология, миология и д инамическая анатомия положении, ациклических и вращательных движений тела человека». Для успешной его сдачи необходимо выполнить контрольную работу, включающую в себя содержание этих тем и ответить на вопросы.
Литература к контрольной работе:
1.Анатомия человека / Под ред. В.И.Козлова. – М.: Физкультура и спорт, 1978, – 462с.
2.Анатомия человека / Под ред. А.А.Гладышевой. – М.: Физкультура и спорт, 1977, – 342с.
3.Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. – М.: Физкультура и спорт, 1985.,– 544с.
4.Методические указания к выполнению контрольной работы по анатомии для студентов – заочников / Составитель к.м.н., доцент Вихрук Т.И. – Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, 1994, – 13с.
5.Никитюк В.А., Гладышева А.А. Анатомия и спортивная морфология (практикум). – М., Физкультура и спорт, 1989,- 176с.
6.Шеромова Н.Н. Анатомический анализ положений, циклических, ациклических и вращательных движений тела человека: учебно-методическое пособие. - Н.Новгород, 2005,-25с.
|
Задание к контрольной работе №2
Методика и техника проведения антропометрических и параметрических измерений
Студенты заочного отделения выполняют письменную контрольную работу по теме «Методика и техника проведения антропометрических и параметрических измерений». Работа выполняется с целью приобретения навыка проведения самостоятельных исследований и измерений некоторых параметров при ходьбе. При написании работы будущие специалисты овладевают новыми знаниями и умениями в вопросах структурных перестроек, происходящих в организме при занятиях физической культурой.
Прежде чем приступить к изучению адаптационных изменений отдельных органов и систем организма, необходимо освоить основные методы исследования, применяемые в спортивной морфологии. Пользуясь указанной литературой, в последовательном порядке студентам-заочникам необходимо получить необходимые показатели по двум испытуемым лицам любого возраста и пола.
1.Измерить тотальные размеры тела испытуемых в см:
1.1 продольные: а) рост, б) длина корпуса (рост сидя), в) длина нижней и верхней конечностей, г) ширина рук в размахе, д) длина кисти, е) длина стопы.
1.2 обхватные размеры (окружности): а) окружность запястья, б) окружность шеи, в) окружность талии, г) окружность грудной клетки на вдохе и выдохе, в положении «задержка дыхания»- ОГ.
2. Вычислить парциальные размеры тела испытуемых:
а) подсчитать индекс «скелии по Мануврие», т.е.пределить длину нижней конечности по отношению к длине корпуса в %. Оценка данного показателя свидетельствует о сравнительно нормальных, коротких или длинных конечностях человека.
|
Длина н.конечности
ИС = ----------------------------- Х 100%
Длина корпуса
Значение индекса скелии (ИС) соответствуют: до 84,9 % - брахискелия (коротконогость), 85,0 – 89,9 – мезоскелия (средненогость), выше 90% - макроскелия (длинноногость).
б) определить % соотношение длины кисти и стопы к росту путем вычисления. В норме у человека этот показатель равен для стопы – 12%-16%, для кисти 9,8%-12,1%.
в) описать «пальцевые формулы» кисти и стопы. Соотношение продольных размеров пальцев выражается «пальцевой формулой», например для кисти - III > IУ > II > У > I (отсчет идет в направлении укорочения пальцев). Существуют так называемые, «ульнарный – IУ > II» и «радиальный - II>IУ» варианты строения кисти. Для стопы – «египетский - I>II» и «греческий - II>I» варианты строения.
г) вычислить экскурсию грудной клетки (мах.вдох - мах.выдох) в см, в норме показатель взрослого человека равен 7-9 см, менее 7 см – маленький объем легких, более 10 - хороший. Пользуясь показателем ОГ в момент задержки дыхания можно рассчитать индекс пропорциональности развития грудной клетки Эрисмана (ИЭ). ИЭ = ОГ - (Рост: 2). Для женского пола ИЭ колеблется от +2,0 до+ 7,5, для мужчин – от +3,0 до +6,0.
д) сравнить показатели окружностей запястья, шеи и талии. По древнегреческим «канонам красоты», предложенным философом Поликлетом (5-й век до н.э.), удвоенное запястье равнялось шее, а удвоенный показатель окружности шеи был талией.
е) схематично представить испытуемых с распростертыми в сторону руками в «квадрате древних», рост и ширина размаха рук должны быть сторонами квадрата или прямоугольника. Масштаб рисунка - 1:2 или 1:3. Указать пол и возраст испытуемых.
3.Выполнить отпечаток стопы испытуемых с помощью старой помады, штемпельной краски и т. д., подсчитать степень плоскостопия по Штритеру.
4.Исследовать параметрические показатели при движении шагом:
а)вычислить среднюю длину шага правой и левой ноги в см. Для этого измерить расстояние длиной 10м, обозначив границы мелом. Надеть на ноги сырые носки и пройти это расстояние, делая первый шаг ведущей ногой. Быстро сделать отметки шагов. Подсчитать количество шагов, выполненных правой ногой и количество шагов, выполненных левой. Измерить их длину, записать в таблицу. Вычислить средние показатели для правой и левой ноги, существует ли различие между шагом, выполненным правой и левой ногой. Измерить величину угла разворота стопы для правой и левой стопы и ширину расстановки стоп или ширину шага. Показатели величина угла разворота правой и левой стопы измерить с помощью транспортира. Для его вычисления вначале берут показатель ширины расстановки стоп путем соединения крайних медиальных плюсневых и пяточных точек правой и левой стоп. Пространство, называемое шириной шага, делят пополам и выводят прямую линию направления движения. Относительно этой прямой осуществляют вычислить отклонения стопы. Полученный показатель является углом разворота стопы. Ширину шага измерить в см между крайними медиальными плюсневыми точками.
5.Написать вывод-резюме относительно полученных данных. Какие показатели, на ваш взгляд, указывают на пропорциональный характер размеров тела, какие диспропорции указывают на возрастные или половые особенности. Какие показатели в строении тела сочетаются негармонично и почему?
Наблюдаете ли вы какие-либо особенности параметрических показателей при движении шагом? Какое объяснение можно дать этим особенностям?
Какие антропометрические показатели могут влиять на длину и ширину шага?
Литература к контрольной работе:
1.Анатомия человека / Под ред. В.И.Козлова. – М.: Физкультура и спорт, 1978, – 462с.
2.Анатомия человека / Под ред. А.А.Гладышевой. – М.: Физкультура и спорт, 1977, – 342с.
3.Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. – М.: Физкультура и спорт, 1985.,– 544с.
4. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М., Физкультура и спорт, 1982, 197с.
5.Никитюк Б.А., Гладышева А.А. Анатомия и спортивная морфология (практикум): учебное пособие для институов физической культуры. М.,Физ-ра и спорт, 1989,175с.