В своей деятельности предприятие ТС «Ромашка» руководствуется в том числе следующим документом Правительства: «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу утв. Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р.
Цели и концепция программы
· развитие конкуренции в Российской Федерации;
· развитие финансовой инфраструктуры и системы финансового
· посредничества;
· развитие институциональных инвесторов;
· реформирование банковской системы;
· развитие фондового рынка и инвестиционных институтов.
Цели предприятия неразрывно связаны с экономической политикой государства, которая предполагает: Стимулирование инновационной активности, повышение качества корпоративного управления, сокращение избыточного и неэффективного производства товаров и услуг в секторе государственного управления позволят обеспечить повышение производительности труда на 14-17 процентов в течение трех лет.
Программа социально-экономического развития РоссийскойФедерации на среднесрочную перспективу направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этих целей возможно только при значительном повышении конкурентоспособности России, в том числе конкурентоспособности государственного управления, бизнеса и "человеческого капитала".
Средством достижения целей Программы является формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста.
Основное влияние природной среды прослеживается на структуре ассортимента товаров, в котором все большую долю занимают питьевая и минеральная воды; замороженные продукты, диетическая продукция. Характерна ситуация с питьевой водой осенью 2009 года, когда из-за плохой очистки воды городского водопровода горожане стали активно покупать очищенную питьевую воду, в результате чего ее продажи увеличились в 7-10 раз.
Научно-технический прогресс наиболее ярко отражается на методах оптимизации торгового процесса, в частности, это – автоматизация магазинов; появление новых продуктов питания, вырабатываемых по новейшим технологиям (молочная продукция «Данон», полуфабрикаты быстрой заморозки); ужесточение требований со стороны государственных органов к безопасности продуктов (запрет использования в производстве ряда консервантов).
Культурная среда включает в себя импортные новинки. Из ассортимента продуктов питания, они зачастую плохо «приживаются» в нашем городе из-за стойкой приверженности жителей традиционным ценностям; в последние годы растет процент людей, высоко ценящих физическую форму и здоровье, что ведет к увеличению объемов продаж так называемой «здоровой пищи» (минеральная вода, свежие овощи, фрукты, натуральные мясные полуфабрикаты и пр.). Люди все больше начинают ценить удобство, комфорт и быстроту обслуживания.
Маркетинговая деятельность торговой сети «Ромашка» обеспечивает единство подходов к разработке и реализации товарной политики предприятия, ориентированной на внешнюю среду.
Основной целью маркетинга предприятия является достижение оптимального объема прибыли в процессе купли-продажи, при которым удовлетворение спроса рассматривается как важнейший фактор достижения цели. Основной задачей маркетинга является обеспечение максимально возможной устойчивости деятельности предприятия, планомерности его развития и реализации стратегических целей бизнеса.
Функции маркетинга предприятия реализуются через товарную политику фирмы, систему ценообразования, коммуникации и сбыт. Важнейшими инструментами маркетинга при этом являются учет, анализ и прогнозирование спроса, анализ конъюнктуры рынка и реклама.
Базовый уровень обслуживания предусматривает: возможность парковки; поддержание чистоты; комфортную внутреннюю среду; покупательские тележки; оперативное обслуживание в кассе; приветливый, всегда готовый помочь персонал; систему оповещения посетителей о предлагаемых проводимых акциях; ненавязчивую фоновую музыку; широкий выбор сопутствующих товаров; стимулирование покупок, (купоны, рекламные акции и т.п.); услуги при реализации.
Процессы закупки и доставки продукции до магазина решаются в торговой сети «Ромашка» централизованно. Здесь хотелось бы охарактеризовать ситуацию по обслуживанию продаваемых товаров. Это зависит от:
· формата магазина;
· места расположения в городе и пресечение артерий городского общественного транспорта;
· местонахождение по отношению к жилым «спальным» массивам;
· наличие удобных парковок;
· модели сезонной торговли;
· внутримагазинных моментов (специальных выкладок, изготовлению по заказам).
Элементами ассортиментной политики являются товарный ассортимент и товарная номенклатура.
Ассортимент товаров магазинов составляет свыше 20000 наименований. Здесь представлены все группы продуктов питания, ассортимент сопутствующих товаров. В отличие от других магазинов самообслуживания здесь ассортимент гораздо шире за счет более широкого представления каждой из групп товаров. Основные принципы работы с ассортиментом:
· В продаже есть всегда ассортимент так называемой «потребительской корзины», в которую входят товарные позиции, имеющие самый большой оборот и приносящие самый большой доход предприятию. Например, это – хлеб, молоко, яйцо, сахарный песок, мука, крупа (рис, греча); водка «Поморская», сигареты «Прима» и т.д. Общее количество наименований – свыше 70.
· Использование «правила Парето» - 20% ассортимента товаров приносят 80% дохода предприятию, т.е. постоянное наличие ассортимента групп «А» и «В», являющихся структурными или базовыми (соответственно первые 5 и 15% ассортимента, образующих 20%). Среди таких групп можно выделить вина и спиртные напитки, свежие фрукты и овощи, молочная продукция, соки, сыры, кондитерские изделия собственного цеха. Ассортимент групп «А» и «В» включает ассортимент «потребительской корзины» и занимает самые лучшие выставочные площади.
· Позиционируя себя, магазины работают с ассортиментом, имеющим не столь значительную долю в ассортименте, но играющим важную роль в привлечении той категории покупателей, которые могут найти в одном месте все, что захотят. Это небольшой сегмент рынка, ног способный составить значительную долю в доходе предприятия. Поэтому, магазин стремится очень широко представить ассортимент дорогих вин и спиртных напитков, дорогих сувениров, морепродуктов, высококачественных чая и кофе. Здесь хорошо представлен ассортимент детского питания, кондитерских изделий, диетического и диабетического питания.
· Наличие продукции собственного производства – мясные полуфабрикаты, салаты, хлеб, торты и пирожные.
Товары в магазинах распределены по нескольким отделам: овощи и фрукты, мясо и мясопродукты, рыба. Бакалея, хлебобулочные и кондитерские изделия, замороженные продукты, молочные продукты, гастрономия и кулинария, вина и спиртные напитки, непродовольственные товары. По периметру торговых залов магазина размещены продукты, наиболее часто пользующиеся спросом, чтобы покупатели от входа продвигались через весь магазин.
В торговой сети «Ромашка» выдерживается единая ценовая политика, которая включает:
· принцип «зарабатывания» - достижения планируемой нормы прибыли;
· конкурентоспособность цен, установление на ассортимент «потребительской корзины» цены, привлекательные для покупателей;
· поддержание приверженности покупателей торговой сети с помощью дисконтных карт «Карты Друга» и «Блеск», благодаря которым покупатель получает постоянную 3-процентную скидку, накопительную скидку до 10%, специальные цены, возможность участия в розыгрышах и акциях, проводящихся не только в торговой сети «ромашка», но и у других предприятий-участников дисконтного клуба;
· психологический фактор.
Коммуникационная политика играет важную роль. Элементами коммуникационной политики являются:
· искусство личной продажи (в первую очередь важно в магазинах, торгующих через прилавок – гастрономия, мясо и мясопродукты, рыба, кондитерские изделия собственного производства);
· товарная реклама (внутримагазинная – объявления, листовки о планируемых акциях, дегустациях и пр.; внешняя – световой короб);
· Directmail – благодаря дисконтной системе прямая связь с покупателем;
· престижная реклама.
Руководство предприятия не остается безучастным к жизни города. Более семи лет в четырех административных округах: Октябрьском,Ломоносовском, Майская горка, Варавино-Фактория открыты отделы по обслуживанию малообеспеченных граждан.
В 2003 –2009 годах была оказана благотворительная помощь:
· Заостровская сельская администрация – спонсорская помощь в виде новогодних подарков для детей малоимущих семей, для чествования участников ВОВ;
· ОВД Соломбальского округа – спонсорская помощь для поощрения участковых уполномоченных милиции; финансовая поддержка в праздновании 45-летия Соломбальского ОВД;
· УВД Города Архангельска – оказание финансовой помощи;
· Комитет торговли и потребительского рынка – гуманитарная помощь;
· Редакция газеты «Правда Севера » – финансовая помощь для организации юбилейных мероприятий по поводу 85-летия газеты;
· Администрация Исакогорского и Цигломенского округов – спонсорская помощь для подготовки и проведения мероприятий по чествованию ветеранов ВОВ;
· Фонд содействия развитию налоговых реформ по Архангельской области – помощь в организации и проведения юбилея налоговой полиции;
· Архангельская областная служба спасения – финансовая помощь для проведения торжественных мероприятий 5-летнего юбилея;
Комитетом торговли и потребительского рынка администрации Архангельской области вручено Благодарственное письмо Генеральному директору Моисееву С.В. за активное участие и оказываемую помощь в проведении мероприятий, способствующих развитию и совершенствованию торгового процесса на потребительском рынке.
Во многом успех маркетинговой деятельности предприятия ТС «Ромашка» зависит от состояния и организации управления информационными ресурсами фирмы.
Анализ внешней среды
организация управление внешняя среда
От деятельности различных структур предприятия очень сильно зависит работа магазинов. Генеральным директором предприятия ставятся цели деятельности, в зависимости от которых осуществляется планирование и организация работы службы кадров, отдела закупок, маркетинга и рекламы, отдела информационных технологий, технического отдела. Соответственно, отдел кадров проводит обучение персонала, отдел закупок, маркетинга и рекламы разрабатывает ассортимент магазина, проводит соответствующую ценовую политику, организовывает мероприятия по стимулированию сбыта, отдел информационных технологий налаживает документооборот и учет, техническая служба проводит эксплуатацию торгового оборудования, своевременно устраняет неполадки, служба безопасности усиливает охрану в предпраздничные дни, часы-пик.
Внешняя среда предприятия ТС «Ромашка» характеризуется следующими элементами, оказывающими существенное влияние на деятельность: правовая система государства, политическая ситуация, физическая, географическая и технологическая среда, экономическое состояние и обстановка в обществе, социально-культурная среда, партнерская финансово-кредитная среда.
Поставщиками фирмы являются отдельные фирмы, оптовые организации, посредники, производители, общее количество которых насчитывается более 200. Хотя лишь 30 процентов из них поставляют товар непосредственно в магазины, однако их влияние значительно. От них зависит постоянство ассортимента, своевременность доставки, качество товаров, цены на продукцию, качество выкладки товаров, эксплуатационные характеристики торгового оборудования. Естественно, в данном случае, насколько зависит предприятие от поставщиков – это выстраиваемая работа самими магазинами.
Посреднические организации представляют собой фирмы, помогающие сети в продвижении и сбыте. В первую очередь, это – рекламное агентство «Новая линия», на договорной основе осуществляющее маркетинговую и рекламную деятельность сети; фирма «Сигнал» - занимается оформлением вывесок, указателей. Здесь можно говорить о Соломбальском отделении Сбербанка РФ, с которым у фирмы существуют кредитно-финансовые отношения.
Покупатели - это конечные потребители, приобретающие товары для личного потребления – жители жилых районов, в которых расположены магазины; горожане, работающие и пользующиеся услугами государственных и коммерческих предприятий близлежащих районов; горожане, имеющие автомобили.
Конкурентями выступают предприятия торговли, располагающиеся рядом с магазинами торговой сети «Ромашка». Для гипермаркета «Сигма» - это наиболее крупные торговые предприятия города, такие как гипермаркет «На Окружной» и супермаркет «Премьер».
Архангельск – город сетевой. Этот факт уже давно стал неоспоримым. На продовольственном рынке прочно закрепилась «большая четверка» - ТС «Ромашка», ТС «Сезон», ТС «Петровский», ТС «ФудМаркет», занимающая примерно 15% от общего количества продуктовых магазинов города и приносящая около 20% оборота местным оптовым компаниям.
Наиболее существенную роль в организации и эффективности деятельности ТС «Ромашка» играет экономическая обстановка в России. От нее во многом зависит общее состояние доходов и расходов граждан, вид и характер их потребностей, а также их возможности как покупателей.
Уровень покупательской способности повышается вместе с ростом доходов. Вместе с тем, по результатам проведенного анкетирования следует, что 50% покупателей оценивает, что денег на продукты питания хватает, но на приобретение одежды и обуви приходится откладывать, а 4% покупателей денег не хватает даже на продовольствие. Из-за изменений в налоговом законодательстве повышаются цены. Рост цен на нефть на мировом рынке тут же отражается на уровне цен на бензин, что удорожает транспортные расходы и приводит к росту оптовых и розничных цен на продукты питания.
Политическая ситуация в стране оказывает существенное воздействие на предприятие ТС «Ромашка» через экономическую обстановку, поскольку, как правило, правительство проводит свои политические цели и задачи при помощи экономических мероприятий. Развитие экономики и степень ее управляемости также находится в сильной зависимости от степени политизации всего общества и от наличия конструктивной оппозиции власти.
Заключение
Организационная структура – это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.
Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких – либо однозначных методов – либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирования структур (системного подхода) с большой экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала – цели, а затем – механизм их достижения.
Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем:
1) Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;
2) Выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функции, прав и ответственности по вертикали управления – от генерального директора предприятия до мастера участка (в нашем случае, от Ректора университета до ассистентов кафедр);
3) Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;
4) Обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.
В данной работе мы рассмотрели такую организацию как ТС «Ромашка». Все кажется структурированным и правильно спроектированным. Но это только с одной стороны. Недаром пишут, что менеджер должен разбираться в тонкостях организационной структуры, должен знать и уметь применять на практике при проектировании организации или при управлении ей, то какое место занимает тот или иной элемент в данной организации. Не зная этого, в дальнейшем нельзя будет должным образом, в соответствии с соблюдением всех правил и норм, эффективно осуществлять процесс управления.
Кадровый потенциал компании – важнейший стратегический фактор, определяющий ее успех. Качественные и количественные характеристики рабочей силы определяют возможности реализации экономических программ, структурной перестройки, расширения производства, повышения качества предоставляемых услуг и роста производительности труда. С работниками следует постоянно проводить обучение по специально разработанным современным учебным программам. Большое внимание необходимо уделять повышению уровня квалификации руководящего состава, развивая навыки взаимодействия и командной работы, повышая профессиональную компетентность за счет обмена опытом и развития практических умений и навыков в области продаж.
Список использованной литературы
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 312 с.
2. Герчикова И. Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1997.
3. Пилипенко Н.Н., Татарский Е.Л. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд.-М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 144 с.
Размещено на Allbest.ru