Понятие «культура» в контексте гуманитарного знания.




ДИСЦИПЛИНА «ДРЕВНЕРУССКОЕ ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»

Раздел 1. Культурно-исторические истоки и сущность древнерусской певческой традиции

Лекция 1: Вклад древнерусской певческой традиции в сокровищницу мировой духовной и народной музыки.

1. Понятие «культура» в контексте гуманитарного знания.

2. Культура Древней Руси периода язычества.

3. Принятие христианства (Х в.) – новый этап развития культуры.

https://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/4074/

Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVII вековМ. — Л.: Изд-во АН СССР, 1961. — 141 с.

4. Жанры певческой культуры Древней Руси:

- музыка княжеских покоев: культура скоморохов;

- певческая культура христианской церкви: влияние Византии;

- народная певческая культура;

- дружинная музыка.

 

Понятие «культура» в контексте гуманитарного знания.

https://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1667.pdf

 

По трудам Д.Лихачева: https://gup.kz/sites/gup.kz/files/files/articles/d.s._lihachev_izbrannye_trudy_po_russkoy_i_mirovoy_kulture_.pdf

Культура никогда не была для Д. С. Лихачева результатом механического «обобщения», арифметической суммой фактов, сведений, имен — он видел ее как сущностное проявление человека в мире, как многообразие форм такого проявления. «Мне представляется чрезвычайно важным, — писал ученый, — рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания… Мне представляется необходимым рассматривать культуру как определенное пространство, сакральное поле, из которого нельзя, как в игре в бирюльки, изъять одну какую-либо часть, не сдвинув остальные. Общее па дение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной ее части»*. Д. С. Лихачев рассматривал каждый отдельный феномен культуры как «зеркало», отражающее культурную систему в ее системном единстве. Искусство и язык, религиозно-философские взгляды, быт и нравы, обычаи и право — все, что создано руками и разумом человека, есть предмет лихачевской культурологии, обращение к которому позволяет полнее и глубже понять специфику культурного целого. При этом академик конструирует свое особое виѳдение внутреннего морфологического строения культуры, выделяя своего рода культурные комплексы и исследуя их взаимовлияние и эволюцию. Тогда целостность культуры, характерная для всех форм ее бытия, проявляется в единстве стиля, предстает пред нами в своих различных и в то же время взаимо дополняющих «измерениях» — временноѳм, пространственном, стилистическом, образном, символическом, сюжетно-событийном и др. Целостность культуры обретается путем органичного соединения ее частей вокруг главного, вокруг того, что становится ценностной сердцевиной, «душой» — некоей объединяющей субстанцией: «Культура занимает место среди культур мира только благодаря тому самому высокому, чем она обладает»**. Но культура — не просто «целостность». У нее есть вектор развития, направление, скрепляющий ее внутренний стержень. Целостность культуры распадается либо остается чисто формальной, если ее не скрепляет единая идея. Для Д. С. Лихачева это ее нравственная составляющая как необходимое условие полноценного человеческого бытия. Вопрос о том, что такое культура, перерастает в вопрос, что делает (или не делает) культура, как она воздействует (или не воздействует) на личность. Конечно же, ученый видел в культуре и идеальное измерение человеческого бытия, его духовную составляющую: «Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации»*. Дмитрий Лихачев шел в русле тех тенденций российской гуманитарной науки ХХ в., для которых культуроцентризм был имманентно присущей характеристикой, а потребность выходить на широкие культурологические обобщения вытекала из самой логики научного поиска, противостоя дифференциации научного знания. Традиция целостного постижения культуры, выдающимся представителем которой является Д. С. Лихачев, в высшей степени при суща оте чественной философской мысли, а возможно, и является главной ее отличительной чертой. Однако во второй половине ХХ в., оформ ляясь как самостоятельная область знания, отечественная культурология находилась под чрезмерным влиянием зарубежной социальной и культурной антропологии, склонной к этнографическому, этнологическому пониманию культуры, к изучению ее как совокупности «обычаев и нравов». Д. С. Лихачев возвращает в изучение культуры русскую традицию целостного постижения, объемного виѳдения мира.

Бесспорная заслуга Д. С. Лихачева — разработка и совершенствование самой методологии историко-культурного исследования, уточнения и обновления научных оценок исторических эпох. Анализируя динамику культурных процессов, Д. С. Лихачев пришел к выводу, что культура не только (а может быть, и не столько) меняется, эволюционирует, сколько накапливается, усваивается (или не усваивается), создается (или утрачивается). В целом же прошлое не уходит бесследно, не «заменяется» настоящим, а продолжается в нем, лишь обновляя формы, принимая другие обличья. С этими представлениями было связано виѳдение ученым древнерусской культуры — эпицентра его интересов в первой половине научной биографии. Академик показывает, что «забвение» древнерусской литературы в определенный период было относительным, что, по сути дела, традиция древнерусской культуры, древнерусского искусства никогда не умирала, она продолжала жить и влиять, более того, ее значение все более явственно «проступало» в истории Нового времени. Древняя Русь продолжала жить не только в фольклоре, в быте, в обычаях, в лубочных изданиях, но и, скажем, в архитектуре Петербурга. Достойна особого внимания идея академика о том, что начиная примерно с XIV в., в Руси нарастают ренессансные явления (рост личностного начала, распад патриархального быта, трансформации художественного творчества, секуляризация культуры и т. д.), но сам Ренессанс в силу ряда исторических причин в нашей стране не происходит. И еще один интересный момент: Д. С. Лихачев считал, что закономерности культурного развития охватывают, прежде всего, «средний уровень», саму «толщу» исторической эволюции, слой, где протекают «массовые процессы». Именно здесь наилучшим образом можно проследить культурные изменения, в том числе и прогрессивные. «Прогресс — не в талантах и гениях, а именно в средних возможностях, в совершенствовании их и в расширении и усложнении художественной сущности литературы»***. Выдающиеся же личности выходят за рамки традиции и пределы нормы, выступая генератором бесконечного духовно-смыслового расширения творческих возможностей культуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: