с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)




Адаптационные возможности детей

Не важно, какой у человека диагноз. Важно относится к нему с уважением,

и дать возможность достойно жить.

Мария Цыбульская.

 

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: незнакомое помещение, строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуа­цию, которая может привести к невротическим реакциям: капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии и т. п. С каждым годом в детский сад приходит все больше детей с низким уровнем нервно-психического развития, что связано с особенностями воспитания в семье и биологиче­скими факторами (осложнения в пре-, пере- и постнатальный периоды, болезни в младенчестве). Все больше детей с отклонениями в поведении (гипервозбу­димость,малоэмоциональность, неконтактность, повышенная агрессивность, тревожность), психоматическими заболеваниями (энурез, нервные тики) испытывают трудности при адаптации к детскому саду. Дети с ОВЗ часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно.

Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к невротическим реакциям.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду:легкую (1—16 дней), среднюю (16—32 дня) и тяжелую (32—64 дня).

Перечень достаточно широкий, следовательно, и ответ на вопрос: «ОВЗ – что это такое?» - требует достаточно детального изучения всех современных отклонений от нормы в развитии ребенка.

Особые малыши – кто они? Всё чаще педагоги дошкольных образовательных учреждений в своей практике сталкиваются с детьми, которые в силу каких-то своих особенностей выделяются в социуме сверстников. Как правило, такие ребята с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях. Не так давно в педагогический словарь добавилось определение "дети с ограниченными возможностями здоровья", но уже сегодня обучение и воспитание этих малышей стало актуальной проблемой.

Специалисты, занимающиеся изучением контингента детей в образовательных учреждениях, утверждают, что практически в каждой группе детского садаесть дети с ОВЗ. Что это такое, становится понятно после детального изучения особенностей современного ребёнка. В первую очередь, это дети, имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению ребёнком образовательной программы. Категория таких ребят достаточно разнообразная: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций. Кроме того, к ним относятся гиперактивные дети, дошкольники с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, фобиями и проблемами с социальной адаптацией.

При поступлении ребёнка с ОВЗ в дошкольное учреждение в первую очередь специалисты обращают внимание на степень выраженности отклонений. Если патологии развития выражены сильно, то помощь детям с ОВЗ становится приоритетной деятельностью соответствующих специалистов детского сада. В первую очередь, педагог-психолог планирует и проводит специальное изучение ребёнка, на основе результатов которого разрабатывается индивидуальная карта развития. В основу изучения малыша включаются такие направления, как индивидуальная беседа с родителями, изучение медицинской карты, обследование психического и физического развития ребёнка. К работе психолога подключаются специалисты определённого профиля, в зависимости от характера патологии. Воспитателя группы, которую посещает малыш с ограниченными возможностями здоровья, знакомят с полученными данными и индивидуальным образовательным маршрутом особого воспитанника.

Адаптационный период для ребёнка, не имеющего патологий в развитии, как правило, протекает с осложнениями. Естественно, что дошкольники с ОВЗ привыкают к условиям детского социума намного сложнее и проблематичнее. Эти малыши привыкли к ежеминутной опеке родителей, постоянной помощи с их стороны. Установление социальных контактов со сверстниками проходит затруднительно вследствие отсутствия опыта полноценного общения с другими детьми.

Родители! Все начинается с них, с работы в воспитание самих взрослых.

Итак, малыш пришел в детский сад. Это большой стресс для ребенка, но это стресс и для его родителей. Между мамой и малышом очень тесная связь, они представляют собой одно целое! На этом этапе очень важно знать, а готова ли семья отпустить ребенка в его первое «самостоятельное плавание», подго­товили ли они малыша к самостоятельной жизни в детском саду?

Здесь можно привести слова неизвестного автора:

...Все начинается с семьи...

Умение прощать, любить и ненавидеть.

Уменье сострадать и сложность жизни видеть...

Все начинается с семьи.

И, перенесши боль, печаль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться,

И так всю жизнь!

И только не сдаваться.

Все начинается с семьи.

 

Часто случается, что для многих родителей поступление в детский сад — это испытание на крепость: детские слезы, капризы, отказы идти в детский сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес детского сада.

Как помочь семье справиться с новой ситуацией? Взаимодействие психолога с родителями начинается до поступления ре­бенка в детский сад, с информирования.

Собрать информацию и получить прогноз адаптации ребенка поможет анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?» (Данилина Т.А.) С помощью анкеты можно собрать очень много информации о ребенке, о маме, о папе. Также предлагается написать мини-сочинение «Мой ребенок какой он?» или выполнить рисунок «Я, мой ребенок и детский сад». Проявить возможности родителей помогут:

- Беседы (индивидуальные и коллективные);

- Родительские собрания в форме тренинга, круглых столов, где родителям дается информация о этапах психологического развития ребенка организации окружающего пространства в семье для развития ребенка с ОВЗ, закономерностях аномального развития;

- Активное участие детей в конкурсах, праздниках, развлечениях детей с ОВЗ совместно с другими детьми детского сада;

- Участие родителей детей с ОВЗ в праздниках, развлечениях, индивидуальных и групповых занятиях вместе со своими детьми.

Здесь родители могут увидеть и другие семьи с детьми с ОВЗ, что убеждает их на примере других в активной родительской позиции для успешного развития из ребенка с ОВЗ, формирует адекватную самооценку, на занятиях родители узнают новые и эффективными методы и формы общения со своими детьми.

Как напутствие для родителей детей с ОВЗ хочется привести слова:

Чтобы меня понять,
Многое нужно знать,
Нужно меня любить,
Сердце свое подарить

Чтобы счастливым я рос
Нужно поменьше слез.
Нужно меня учить
Ползать, хватать, ходить.

 

Много хочу друзей,
Ясных безоблачных дней,
И чтобы все на Земле
Знали, что Я такой же
КАК ВСЕ!!!

Автор неизвестен.

 

Эти строки можно отнести не только к родителям, но и к воспитателям.

Очень важная часть подготовки детей к детскому саду — работа воспи­тателей, которая осуществляется совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом. Немаловажной составляющей в работе воспитателя является совмест­ный осмотр и подготовка групп, материально-технического оснащения, подбор мебели в соответствии с возрастом детей и его особенностями. В группах оформляются веселые пан­но, игровые зоны, семейные уголки (там располагаются вещи, любимые игруш­ки детей, принесенные из дома, альбомы с семейными фотографиями), подго­тавливаются наборы игрушек-забав, кукол би-ба-бо, места для игр с песком и во­дой, фонотека со спокойной музыкой, детскими песенками. Некоторым мамам по просьбе педагога-психолога и воспитателя записывают любимые колыбельные песенки детей с ОВЗ в собственном исполнении. Воспитатели и педагог-психолог мастерят книжки с «сонными сказками» Бориса Перли, иллюстрированные рисунками детей.

Во время участия в занятиях формируется адекватная самооценка ребенка с ОВЗ, в групповых занятиях ребенок учиться устанавливать и налаживать контакты с другими детьми своего возраста, на индивидуальных занятиях ребенок с ОВЗ осваивает новые знания, раскрывает свой потенциал, развивает свои творческие возможности.

Рассказывая о том, что детки с ОВЗ отличаются, нельзя не сказать об эмоциональном общение с ребенком, которое обязательно должно включить в себя контакт глаз, прикосновение, улыбку, ласковую интонацию. Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает ребенку с ОВЗ глубже понимать происходящее. Дети с ОВЗ испытывают большие трудности привыражении и понимании эмоции чем обычные дети. В период адаптации взрослые (родители и воспитатели) стремятся к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств ребенка ОВЗ: радости, нежности, сочувствия,гнева, страха и других переживаний. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. Несмотря на внешнюю бесчувственность, дети с ОВЗ испытывают такую бурю эмоций, как и дети ни имеющие проблем в развитии. Эти дети склоны считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность детей с ОВЗ. Взрослым необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка.

В заключение хочется еще раз отметить, что длительность адаптационно­го периода зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. В самом начале пути родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку. Общаться с таким ребенком необходимо мягко и спокойно. Ребенок с ОВЗ восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям.

В связи с этим проблема адаптации стоит настолько остро, что необхо­димость создания системы работы в этом направлении очевидна. Эта работа должна так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Речь идет не только о мероприятиях, проводимых педагогами для детей и их родителей. Как показывает опыт, заведующей, педагогу-психологу и стар­шему воспитателю нужно контролировать готовность воспитателей к приему новых детей с ОВЗ. Лишь с учетом этих требований привыкание детей к детскому саду пройдет максимально легко.

И как написал неизвестный автор:

 

Несправедлива жизнь, порой, бывает,
Как приговор — РЕБЁНОК-ИНВАЛИД.
В боль этих деток мало кто вникает,
Не слышат люди слёзных их молитв.
Так много говорим мы об аспектах,
Которые — моральными зовут,
Но помощь остаётся лишь в «конспектах»,
И детки эти сами «крест несут».
Как будто, ангелочки, только в сети
Попали… Ждут, чтоб кто-то им помог.
Но мир жестокий, даже не заметил…
Как жаль, что — это не сюжет кино.
О, общество! Они же — просто ДЕТИ,
Имеют и характер, и лицо…
Не только для здоровых солнце светит,
Свой первый лучик шлёт на их крыльцо.

 

Литература

1. Грабенко Т.К. Зинкевич –Евстегнеева Т.Д. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры. / / Детство-пресс, 2004 г. С 3-11.

2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. //Аресс-пресс, 2004 г. С 1-18.

3. Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. // Детство-пресс, 2013 г. С 5-23.

4. Лихачева Е. Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. // Детство- пресс 2013 г. С 5-18.

5. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. // Речь, 2003 г. С 54-66.

6. Марцинковской Т.Д. Детская практическая психология. //Гардарики, 2004 г. С 6-8, 54-57, 137-142.

7. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. //Феникс 2003г. С 348-354.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: