В процессе осуществления предпринимательской деятельности объективно возникает необходимость в объединении или разделении капитала. Правовой формой, опосредующей указанные мероприятия, является реорганизация, которая представляет собой прекращение деятельности коммерческой организации (кроме случаев выделения) с переходом прав и обязанностей реорганизуемой организации к иным субъектам предпринимательской деятельности.
Осуществление реорганизации происходит посредством следующих форм:
- слиянию;
- присоединению;
- разделению;
- выделению;
- преобразованию.
Реорганизация может быть добровольной и принудительной. В первом случае она проводится по решению учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного на принятие такого решения учредительными документами. Во втором случае решение о реорганизации принимается уполномоченным государственным органом, в т.ч. судом.
В зависимости от формы реорганизации в ходе ее проведения составляется разделительный баланс (разделение, выделение) или передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование). Указанные документы должны содержать сведения по всем обязательствам реорганизуемой коммерческой организации в отношении всех ее кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, и утверждаться учредителями (участниками) коммерческой организации или органом, принявшим решение о реорганизации коммерческой организации.
Обеспечению интересов кредиторов служит положение ст.56 ГК, устанавливающее обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемая коммерческая организация, и возмещения причиненных этим убытков.
|
Особо следует отметить гарантию прав кредиторов в случае невозможности определения правопреемника реорганизованной коммерческой организации по разделительному балансу.
11. Лицензирование как способ государственного регулирования предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 13 Конституции РБ «государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом». Одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является институт лицензирования.
Основными актами законодательства Республики Беларусь, регулирующего вопросы лицензирования, являются:
1. Гражданский кодекс РБ;
2. Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Помимо указанных нормативных правовых актов существует ряд актов законодательства, регулирующих отношения в области лицензирования отдельных видов деятельности.
Лицензии – это специальные разрешения на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемые лицензирующим органом соискателю лицензии.
Право на получение лицензии имеют:
- юридические лица Республики Беларусь;
|
- индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы в Республике Беларусь, если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и (или) услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица;
- иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь, если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и (или) услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица Республики Беларусь или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов.
Государственная пошлина за выдачу лицензии составляет 8 базовых величин.
Срок рассмотрения документов на выдачу лицензии составляет 15 календарных дней.
С 1 марта 2016 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь №475 от 26.11.2015 г., который вносит изменения в правила лицензирования, в том числе и деятельности в области автомобильного транспорта по перевозке пассажиров и грузов.
Главным нововведением стало то, что вводится бессрочный характер действия специальным разрешениям (лицензиям) выданным в Республике Беларусь (ранее срок действия лицензий ограничивался десятью годами). Такой же принцип применяется и к ранее выданным специальным разрешениям (лицензиям) – действующие лицензии на дату официального опубликования Указа 28.11.2015 г. сроком действия не ограничиваются.
|
Нововведения касаются также юридических лиц, реорганизованных путем преобразования. Если ранее предприятие или организация, сменившее организационно-правовую форму, должно было получить новую лицензию, то на основании изменений, предусмотренных Указом №475, сейчас достаточно будет внести изменения или дополнения в лицензию.
Выдача субъектам хозяйствования независимо от форм собственности лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, производится:
- министерствами;
- государственными комитетами и ведомствами;
- исполкомами местных Советов депутатов по месту регистрации субъектов хозяйствования.
Если же субъект хозяйствования зарегистрирован за пределами территории Республики Беларусь, лицензия выдается ему исполкомом Совета депутатов по месту осуществления вида деятельности или министерством, государственным комитетом, ведомством. Порядок выдачи лицензий предусмотрен Положением о лицензировании отдельных видов деятельности.
Действие лицензии может быть прекращено:
- по нарушению срока обращения для внесения изменений и дополнений;
- по решению суда либо регистрирующего органа.