Социально – экономические последствия.




Цифровая экономика и связанные с ней автоматизация и роботизация производств, несомненно, повлекут за собой кадровую революцию. Рынок труда существенно меняется уже сейчас, а впереди, по мере проникновения «цифры» в различные сферы экономической деятельности, его ждут глобальные перемены.

Столь резкие перемены на рынках требуют новых подходов к трудовым ресурсам. С одной стороны, нужно обеспечить развитие технического прогресса необходимым персоналом, а с другой — сохранить и преумножить существующий человеческий капитал, дать каждому человеку возможность не просто работать, но работать комфортно, получая удовлетворение.

Перемены на рынке труда будут сопоставим с тем, что происходило в сельском хозяйстве, где раньше работало более 80 процентов населения. Они произойдут за более короткий срок, но будут сопоставимы по масштабу. Новые производства будут очень малолюдными, так же как сельское хозяйство, где сегодня работает четыре-пять-шесть процентов людей. И требования к этим людям будут невероятно высоки.

В этом одна из главных проблем будущего рынка труда — людей ему будет нужно мало. Сначала люди будут создавать цифровое производство, и, создавая его, они, по сути, будут убивать собственную рабочую позицию. А на следующем этапе, когда их уволят, потому что они больше будут не нужны, этим людям нужно будет куда-то деваться. Наиболее успешные компании, тот же «Google», не дают роста рабочих мест. «Сбербанк» сократил персонал– на 3 тыс. человек.

По оценке оксфордских ученых, роботизация и внедрение киберфизических систем могут вытеснить в ближайшие 20 лет почти половину занятых в сферах рутинного труда. По прогнозам, в течение десяти лет в России примерно шесть с половиной миллионов рабочих мест исчезнет. Примерно для 25 миллионов рабочих мест будут значительно изменены требования к квалификации и навыкам людей. Если с этим ничего не делать, то мы через десять лет будем иметь, с одной стороны, колоссальную безработицу, а с другой — дефицит кадров.

Раньше человек мечтал, что «вкалывать» будут роботы, что именно им достанется черновая и опасная работа. Но на деле получается так, что искусственный интеллект вытесняет человека из областей, считающихся интеллектуальными: юристы, бухгалтеры, и так далее. Вместо автоматизации работы сотрудников, ответственных за работу с клиентами, теперь можно создавать системы самообслуживания, минимизируя количество посредников между клиентом и конечным сервисом или продуктом.

Уже сегодня в банковской сфере выяснилось, что чуть ли не 80% стандартных банковских процедур может осуществлять не сотрудник-операционист, а программа-робот. А быстро развивающийся мобильный банкинг, не требующий ни зданий, ни сотрудников (а лишь наличия грамотной ИТ-службы) тоже иллюстрирует, что же такое цифровая трансформация.

Получается, что для человека остается или низкоквалифицированный сектор, или, наоборот, очень высококвалифицированная работа. И это расслоение, происходит по всему миру.

Человеку придется адаптироваться к новым условиям. И, судя по всему, этот процесс будет постоянным. Тем не менее главным в цифровой экономике, все-таки остается человек. Так или иначе, а поддерживать и развивать цифровые процессы придется именно ему. Человек будет сосредоточен в основном на реализации новых возможностей и системной организации взаимодействия в экосистеме людей и машин, а рутинные операции будут выполнять машины. Для этого потребуется много высококвалифицированной рабочей силы. В процессе цифровизации будет стираться грань между различными бизнесами, что приведет к глобальной конкуренции за трудовые ресурсы между отраслями новой цифровой экономики.

Таким образом можно сделать вывод, что человек является главной составляющей зарождающейся цифровой экономики.

Поэтому необходимо постоянное обучение, что включено программой «Цифровая экономика», которой предусмотрено создание системы бесплатного переобучения через онлайн-сервисы. На эти цели планируется ежегодно выделять 5 миллиардов рублей. Планируется, что эти средства позволят каждый год переобучать около миллиона человек по онлайн-программам высшего образования. Почему онлайн? Во-первых, это дешевле, во-вторых, за компьютером быстрее осваиваются новые компетенции, связанные с цифровой экономикой. Специалисты, оказавшиеся на рынке труда из автоматизации, получат специальные ваучеры, по которым смогут пройти бесплатное обучение. Предусмотрен также механизм со финансирования: обучение специалиста оплатят совместно государство и будущий работодатель.

В результате развития цифровой экономики появятся новые профессии такие как: персональный бренд-менеджер; виртуальный адвокат; модератор платформы общения с представителями государственных органов; инфостилист; цифровой лингвист; тайм-брокер; дизайнер интерфе.

Крайне востребованными становятся коммуникативные навыки.

Поток информации, который обрушивается на каждого человека, настолько интенсивен, что умение быть услышанным обретает важность и цену.

Переход к цифровой экономике и связанные с ним вызовы – лишь один из аспектов развития цифрового мира. Пока экономисты и ИТ-специалисты обсуждают искусственный интеллект и блокчейн, гуманитарии обращают внимание на то, что происходит с человеком с точки зрения антропологической: люди захлёбываются в потоке информации, им сложно жить на таких скоростях, меняется модель мира, а вслед за ней меняется и сам человек.

Люди, проводящие слишком много времени в сети, перестают глубоко задумываться, читают по диагонали, мыслят клипами или короткими фразами, склонны складывать из этих лоскутков картинку – и, разумеется, нередко делают выводы, в корне отличные от реального положения вещей.

Прогресс это или регресс?

Образование

Программа «Цифровая экономика» предусматривает важное нововведение, касающееся вузов: предполагается, что с 2019 года студенты смогут в качестве дипломной работы предъявить самостоятельно созданный стартап. По замыслу авторов программы, это должно спровоцировать всплеск научной и предпринимательской активности, который пойдёт на пользу цифровой экономике. В порядке эксперимента такая практика уже действует в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

Одной из основных целей направления, касающегося кадров и образования, является: совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами. Государственный заказ на ИТ-специалистов с 2014 по 2016 годы вырос более чем на 70%, поднявшись с 25 тыс. до более чем 42,5 тыс. бюджетных мест в ВУЗах

Чтобы обеспечить всю Россию кадрами, которые смогут в течении всей жизни повышать свою квалификацию нужна существенная модернизация всего образования: от разработки новых дисциплин и учебных планов до создания системы профессиональной навигации и перехода к персональным образовательным маршрутам обучающихся.

Заключение

Построение цифровой экономики – это сложная, но достижимая цель, приоритетной подцелью которой на данный момент является подготовка кадров.

Развивая цифровую сферу, важно не забывать о человеке. Важно не терять смыслов и помнить, что спектр человеческих чувств и эмоций отнюдь не исчерпывается набором смайликов. Цифровой мир – всего лишь инструмент, и обращаться с ним нужно умеючи, да и использовать строго по назначению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: