Тропынина Светлана Герасимовна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 103 «Теремок»
Роль развития мелкой моторики пальцев рук в подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму
ВВЕДЕНИЕ.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.2.ВЗГЛЯД ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ПРОБЛЕМУ ПО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ.
2.ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ПРИ ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ.
2.1.ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ.
2.2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫПО ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ.
2.3.РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫРАБОТЫПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.4.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУКИ (ДОМИНАНТНОЙ).
ВЫВОДЫ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Истоки творческих способностей детей и их дарований –
на кончиках пальцев...»
В.А.Сухомлинский.
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связанно с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя.
Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода.
Им необходима специальная система занятий дома. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь в школе и дома, позволяют не осложнять и без того нелегкий процесс формирования навыка письма, оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения.
В педагогической литературе проблеме подготовки руки к письму уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г., Щербинина С.В. в книге,,Развиваем руки, чтобы учиться писать красиво и красиво рисовать, (Ярославль,1997г.) пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Детям 5- летнего возраста для развития ручной умелости авторами предлагаются освоение различных видов плетений из бумаги и тесьмы, работы с ножницами по вырезыванию фигурок, шитье. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В.Цвынтарный в пособии, «Играем пальчиками и развиваем речь» (С.П.б., 1996г.) указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь.
Все эти авторы ссылаются на широко известные исследования профессора Кольцовой М.М., которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук.
Следовательно, уровень речевого развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую память, но и подготовленную руку, владел зрительно- моторной координацией.
Триггер Р.Д. и Владимирова Е.В. в пособии, Я учусь писать.,,(М.,1994г.) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т.д., таким образом, основывая подход к развитию кисти руки к комплексному и заблаговременному.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В настоящее время у значительной части детей наблюдается слабость развития зрительно - двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие тонкой моторики, графического навыка.
Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в первом классе, показывает, что у многих из них движения недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Как следствие этого большие сложности вызывает освоение предметных действий. Современная выработка у детей тонкой моторики, точной координации, формирование у них синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма.
Механизмы формирования навыка письма сложны, его структура многокомпонентна, на успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе умение ребенка управлять мышцами кисти руки, качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий:
1)умение ощущать движения мышц;
2)достаточной эластичности мышц;
3) достаточном уровне сформированности переключаемости движений, которая зависит от своевременного дифференцировочного торможения в коре головного мозга;
4) осознанном выполнении движений;
5) достаточном зрительно - моторном контроле.
Все эти условия взаимосвязаны.
Процесс написания каждой буквы – это процесс приведения в действие сформированного мыслительно –моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие. Сигналы запуска алгоритма цепочки последовательных моторных действий при написании буквы идут из центра к периферии, т.е. из коры головного мозга к мышцам кисти руки. Этих центральных сигналов при написании одной буквы подается ровно столько, сколько у буквы элементов. Написание только одной буквы требует частой переключаемости от одного стереотипа к другому, что обусловлено своевременной сменой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Если торможение возникает преждевременно, то элемент буквы при ее написании окажется укороченным (недописанным), а если торможение,,запоздает,,, то элемент буквы будет длиннее, чем это нужно. Так как мышцы пальцев рук являются исполнителями сигналов из центра, то упражнять в переключаемости следует именно мышцы.
Таким образом, причинами некачественного написания элементов букв (плохого почерка) при нормальной работе зрительного анализатора являются:
- недостаточно сформированная переключаемость движений, связанная со слабостью процессов дифференцированного торможения, а именно с несвоевременной подачей афферентных (обратных) сигналов с периферии в центр;
- снижение кинестетических ощущений от мышечных движений пальцев кисти руки;
- недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения мысли при выполнении движений;
- недостаточная эластичность мышц, ослабленный мышечный тонус (вялость мышц) – ограничивают объем движений;
- недостаточная сила мышц – снижает выносливость при нагрузке во время письма, которая увеличивается при необходимости удерживать ученическую ручку.
Поскольку трудности обучения письму могут быть вызваны разными причинами недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и др., то и дети с трудностями обучения письму представляют собой достаточно разнородную группу. И хотя происхождение трудностей, их причины, а так же проявление и характер различны, несомненно одно: чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создается функциональная база для работы соответствующих анализаторов.
1.2. ВЗГЛЯД ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ПРОБЛЕМУ ПО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ.
Письмо - сложный координационный навык, требующий сложной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, под – над, около – внутри и т.д.
Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки:
-правильное обращение с письменными принадлежностями;
-координация движений руки при письме;
-соблюдение гигиенических правил письма;
Графические навыки:
-правильное изображение букв;
-соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д.
Орфографические навыки:
-обозначение звуков соответствующими буквами;
-соблюдение орфографических правил.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказывается на овладении графическими навыками и, более того, на развитии обучении ему. Важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаются сразу две задачи:
1)косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка; 2) готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.