ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ.




 

2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУКИ.

 

Цель моей работы заключается в подготовке руки ребенка к письму и развитии навыков письма с помощью развития мелкой моторики руки и пальцев рук.

 

ЗАДАЧИ РАБОТЫ:

 

- изучение и анализ психолого–педагогической литературы;

 

- диагностика уровня развития подготовки руки ребенка к письму;

 

- разработка системы по развитию мелкой моторики;

 

- сравнительный анализ результатов проведенной работы с детьми;

 

 

2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

 

Работа проводилась на базе МБДОУ № 1О3 Канавинского района в течении 2-х лет с детьми старшего дошкольного возраста.

На первом этапе выявлялся уровень развития мелкой моторики руки детей.

Опираясь на исследования Кольцовой М.М., Триггер Р.Д., Владимировой Е.В., Цвынтарного В.В., Гаврилиной С.Е. и др. я выделила критерии развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста:

 

- умение выполнять пальчиковую гимнастику сопровождая ее стихотворной речью;

 

- умение работать с разными видами бумаги;

 

- умение ориентироваться на листе бумаги;

 

- умение работать с ножницами;

 

- умение работать с пластилином.

 

На основе данных критериев я выделила три уровня подготовки руки ребенка к письму.

 

Высокий уровень – у ребенка графический навык сформирован достаточно хорошо, характер линий ровный, прямой; размер и форма элементов соответствует эталону, последовательность больших и маленьких элементов воспроизведена правильно.

 

Средний уровень – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений.

 

Низкий уровень – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

 

Для обследования были выбраны дети среднего уровня умственного развития в составе 15 человек. Обследование проводилось в форме индивидуальных и групповых занятий.

С целью выявления уровня подготовки руки к письму и развития мелкой моторики мною использовались тесты предложенные Солнцевой В. и Беловой Т., а так же наблюдения за детьми во время образовательной деятельности и в режимных моментах.

 

 

За основу были взяты 5 серий заданий:

 

1серия заданий – пальчиковые упражнения:

- пальчиковая гимнастика с сопровождением стихотворной речи;

- пальчиковые упражнения с использованием предметов (карандаш, катушка, шишки, мячик с шипами и т.д.)

 

2серия заданий – игры с использованием мозаики:

- составление пазлов;

- собирание бус;

- сортировка горошин (мелких камней, пуговиц, палочек и др.)

 

3серия заданий – работа с ножницами:

- вырезывание ножницами;

- конструирование из бумаги (оригами);

- аппликация путем обрывания.

 

4 серия заданий – работа с карандашом (ручкой):
- графические упражнения, штриховка;

- раскрашивание картинок в книжках-раскрасках;
- рисование простым и цветными карандашами;

 

5 серия заданий – занятия с пластилином;

 

Детям было предложено выполнить 5 заданий.

При определении уровня развития мелкой моторики руки у старших дошкольников я использовала следующие критерии:


-высокий уровень– 3 балла;
- средний уровень – 2 балла;
- низкий уровень – 1 балл.

 

Результаты выполнения заданий представлены в таблице (приложение №1)

 

Таблица №1

Результаты определения уровня развития мелкой моторики руки у детей.

 

Диаграмма №1

 

35-65

 

Как видно из таблицы №1 и диаграммы №2 детей с высоким уровнем развития мелкой моторики оказалось меньше, чем детей с низким уровнем развития.

На основании проведенного обследования был сделан следующий вывод:


У детей отмечается низкий уровень подготовленности руки к письму и недостаточное развитие тонкой моторики.

Это указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей.

 

 

2.3 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

После проведенных обследований детей была поставлена цель: разработать систему работы по развитию мелкой моторики руки и пальцев рук детей 6-7 лет.

И поставлены следующие задачи:

 

1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста движение руки при письме.

2. Формировать у детей умение использовать карандаш (ручку) в качестве рабочего инструмента.

3. Формировать зрительное и слуховое внимание.

4. Формировать у детей умение управлять мышцами кисти руки.

5. Развивать гигиенические навыки при письме.

 

 

Работа по развитию мелкой моторики проводится в трех направлениях.

 

1. использование развития мелкой моторики в непосредственно-образовательной деятельности;

2. развитие мелкой моторики в режимных моментах;

3. взаимосвязь с родителями.

 

 

Работа по развитию тонкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста велась поэтапно:

1 этап – использование пальчиковой гимнастики с предметами и с сопровождением стихотворной речи.

В образовательной деятельности пальчиковая гимнастика применяется как организационный момент, вводная часть, физкультминутка, заключительная часть НОД.

- Упражнение «Самомассаж ладоней и пальцев »;

-Игровой массаж «МОШКА»;

-Физкультминутка «РЫБКИ – ШАЛУНИШКИ».

-Упражнение - рисовалка «Божья коровка»;

-Упражнение – речедвигательная гимнастика «Шла собака через мост»;

-Упражнение – игровой массаж «Веселые свинки», «Очень вкусно»;

-Упражнение «Помощники»;

-Упражнение «Солнышко для мамы»;

-Упражнение «Две лисички, два зайчонка»;

-Упражнение «В гостях у белочки»;

-Массаж пальцев «Рукавицы»;

-Пальчиковая игра «Кря! Кря! Кря!».

2 этап – использование развития мелкой моторики в непосредственно-образовательной деятельности.

О.О. «Художественное творчество»

- работа с бумагой в конструировании, в конструировании по типу с оригами, - в аппликации (использование техник объемной и отрывной аппликации), конструирование из природного материала, конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов);

- в лепке использование разнообразных материалов (пластилин, масса, тесто, глина), также использование дополнительных материалов (семена, фольга, бисер и т.п.);

- в рисовании применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (акварель, тушь, гелиевые ручки, уголь, перо, кисти разных размеров, трафареты).

 

3 этап – использование развития мелкой моторики, как часть образовательной деятельности.

О.О.«Познание»: использую традиционную технологию - выкладывание из палочек цифр, геометрических фигур, отсчет раздаточного материала, так же и нетрадиционную технологию - написание цифр по крупе, выкладывание из ракушек, из мелких камушек, из семян растений, выкладывание из пуговиц, пластмассовых крышечек и др.

О.О. «Коммуникация»: использованную традиционную технологию - выкладывание букв из палочек, при работе со схемами моделями; так же нетрадиционную технологию - написание букв по крупе, выкладывание из ракушек.

 

4 этап – развитие мелкой моторики в режимных моментах.

- Разнообразные игры с мозаикой, лото, домино;

- использование здоровьесберегающих технологий (песочная терапия);

- разнообразные игры по развитию мелкой моторики: шнуровка, подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, букв, пуговиц, застегивание (расстегивание) пуговицы, складывать матрешек, мять руками поролоновые шарики, губки.

 

Взаимодействие с родителями.

 

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев, и подготовке ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

После проведения диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики и координации движения рук, проводится индивидуальная беседа с родителями для налаживания контактов, определение степени понимания ребенка взрослым.

Для знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики, они приглашаются поучаствовать в занятии в вечернее время, где знакомятся с методами и приемами работы. В последствии родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком и с доверием относятся к рекомендациям воспитателей.

Для родителей, затрудняющихся помочь своим детям, проводятся обучающие семинары практикумы, где с их же детьми я провожу пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, знакомлю с необходимыми для письма гигиеническими правилами.

В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаю, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов и приглашаю на открытое занятие или «посиделки». Так же использую и наглядные папки – передвижки на темы:
«Первые шаги в освоении письма»
«Гимнастика для рук»
«Загадочные предметы и др.»

В них родители знакомятся с задачами текущего периода обучения, с методами и приемами работы с детьми, всевозможными рекомендациями.

Ориентация на индивидуальность ребенка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей, предлагающего активное участие родителей в педагогическом процессе. У нас в группе работает семейный клуб «Мамина школа», где проводятся круглые столы, викторины («Счастливый случай», «Что, где, когда?») по интересующим вопросам родителей. На занятия приглашаются медик, психолог, физрук, так же проводится совместная работа с детьми, проведение конкурсов, выставки, праздников, развлечения. Как показывает опыт, работа с родителями должна рассматриваться, как неотъемлемая часть

 

 

2.4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ.


После проведенной системы работы было проведено повторное обследование детей. Результаты выполнения заданий занесены в таблицу №2 (приложение №3).

 

По результатам диагностики большая часть детей продемонстрировала средний уровень развития мелкой моторики руки - %.

Часть детей показали высокий уровень развития - %.

 

Результаты уровня развития мелкой моторики руки у детей.

Таблица №2

 

 

Диаграмма№2

 

 

 

 

Сравнительная диаграмма сформированности у детей мелкой моторики рук.

 

 

 

 

Мною был проведен сравнительный анализ результатов по выявлению уровня развития тонкой моторики пальцев рук в экспериментальной группе до проведения работы с детьми и после.

 

ВЫВОДЫ

 

Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Мы увидели качественный скачок в развитии детей. Разные виды деятельности, используемые мной в работе, при целеноправленном применении определили успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствовали развитию мелкой моторики, координированным движениям пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

Хочется сказать еще о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеют огромное значение для правильного и своевременного развития движения рук. Результаты проведенной работы подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этой темы.

 

 

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

 

Приложение

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: