Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних № 6




Психологическая готовность к школе. Что это такое?

Скоротечное лето заканчивается. Не за горами новый учебный год. Вчерашние дошколята, а теперь первоклассники приступят к занятиям. Все ли дети готовы к новому для них этапу в жизни? Давайте попробуем разобраться, что нужно уметь ребенку перед поступлением в школу. Важно помнить, что под «готовностью к школе» подразумеваются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, все основные элементы которого должны присутствовать, хотя уровень их развития может быть разным.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего:

· мотивационная готовность («внутренняя позиция школьника»);

· волевая готовность;

· интеллектуальная готовность;

· достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Хочет ли ребенок в школу? (мотивационная готовность)

Большинство родителей почти сразу ответят, что, конечно, их дети хотят в школу. Но гораздо важнее вопрос о том, почему ребенок хочет в школу.

Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, или потому, что к школе он получит новый красивый рюкзак, пенал и другие подарки. Все новое привлекает детей, а в школе практически все — и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться.

Ребенок может стремиться в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права и закрепленные за ним обязанности. Он знает и принимает тот факт, что теперь нужно делать уроки, носить форму, выполнять задания учительницы. Все это обеспечивает ему новое статусное место и привилегии, которых нет у дошкольника. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника». Это самая главная составляющая психологической готовности к школе, основа того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации.

Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Нужно ли уметь читать? (интеллектуальная готовность)

Теперь давайте разберемся, что представляет собой интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее — это обучение детей навыкам письма, чтения и счета.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагае т наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения). Главное — это наличие у ребенка высокого уровня психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Важно, чтобы ребенок понимал, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, например, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки — заместители машинок. Поиграйте с ребенком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Можете рисовать эти придуманные обозначения, и постепенно один знак будет вбирать в себя все большее количество материала. Можно так зашифровать и распорядок дня или порядок решения какой-то задачи.

Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, организации деятельности, мышления детей. Так они учатся выделять главное в предметах окружающего мира, то есть фактически у них формируется операция обобщения, одна из основных операций логического мышления.

Умеет ли ребенок слушать? (волевая готовность)

Еще один важный компонент, который необходим для нормальной адаптации детей к школьным условиям – это волевая готовность. Речь идет в первую очередь об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинить ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого нужно, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просите детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли.

Для тренировки волевой готовности подойдут графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.

«Слышит» ли рука глаз? (зрительно-моторная координация)

Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы «слышали» ту информацию, которую им дает глаз.

О трудностях координации говорит такой интересный факт, многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваивается и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Чтобы научить этому ребенка, можно давать ему задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр, а также конструирование по заданному образцу.

Итак, для превращения дошкольника в школьника необходимо нечто большее, чем просто сам факт поступления в первый класс. Разница между дошкольником и школьником — не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она отношением ребенка к другим людям — взрослым и сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: