Западная музыка в Японии




История западной музыки в Японии начинается в XVI веке, когда в Японию португальскими иезуитами был привезен орган. Еще ранее начали использоваться старинные западные струнные инструменты виола и ребек, на которых исполнялись религиозные и светские произведения. Ребек стал прообразом японского инструмента кокю.

В конце XVI века португальцем Айресом Санчезом была основана музыкальная школа, а в 1591 г. перед Тоётоми Хидэёси выступал португальский ансамбль из клавира, лютни, арфы и ребека. С 1606 по 1613 г. в Нагасаки и Арима производились органы.

Развитие западной музыки в это время можно восстановить, в основном, по записям иезуитов до того момента, когда оно было прервано гонениями на христианских миссионеров и закрытием страны. Музыкальное влияние голландских поселений на острове Дэдзима (искусственно созданный остров во время периода закрытия Японии, использовался как торговый порт с Голландией, единственное место, где разрешалось жить голландским торговцам) стало заметно только в 1830 г., когда там был организован ударно-духовой ансамбль по голландскому образцу.

С началом реставрации Мэйдзи в музыкальную культуру Японии начала активно внедряться западная музыка. Первый учитель западной музыки из Великобритании преподавал в Иокогаме и создал там духовой оркестр. Японские студенты отправлялись в Европу обучаться музыке, и в 1880-х гг. один из них, Сюдзи Идзава, основал Токийскую музыкальную школу, которая теперь является Токийским университетом музыки и искусства. Западная музыка была впервые исполнена при дворе в 1881 г. В Токийской музыкальной школе преподавались и западная, и японская традиционная музыка, но предпочтение отдавалось западной. Были попытки объединить оба направления: ёгаку – европейскую музыку и хогаку – японскую музыку, например, в детских песнях, в военных песнях гунка и в музыке для сямисэна. Однако полного смешения не произошло, и вернее будет сказать, что оба направления развивались параллельно.

После создания Токийской музыкальной школы были созданы и другие музыкальные учреждения западной направленности: Музыкальное объединение Мэйдзи, Императорское музыкальное объединение и др.

Однако до эпохи Тайсё (1912-1926) большая часть населения не имела доступа к концертам западных музыкантов: западная музыка исполнялась, в основном, преподавателями музыки или их учениками. После Первой мировой войны и Русской революции эта ситуация изменилась. Многие беженцы, в том числе и из России, попали в Японию на пути в Америку, и среди них были музыканты, исполнявшие музыку своих стран. После 1917 года стали приглашаться иностранные исполнители.

Первым и единственным симфоническим оркестром был оркестр Токийской школы музыки, в 1914 г. было сформировано Токийское объединение филармонической музыки, но оно быстро ушло со сцены. Кроме этого, классическая музыка исполнялась многими военными оркестрами. В 1922 г. был создан Токийский симфонический оркестр, а в 1925 – Ассоциация японской симфонической музыки под руководством Ямада Косаку, основоположника японской современной симфонической музыки, известнейшего композитора и дирижера. В 1927 г. создан Новый симфонический оркестр.

Проникновение западной музыки также происходило через радиовещание: в 1926 г. началось вещание классических концертов. Япония стала крупнейшим в мире рынком граммофонных пластинок: они создавались дочерними японскими компаниями из иностранных. В 1920-30-х гг. повысился интерес к западной опере, и многие японские исполнители преуспели на этом поприще.

В период Тайсё возникает жанр под названием рюкока, или «популярные песни» – светлые, жизнерадостные песни довоенных лет, вобравшие в себя многие элементы западной музыки под аккомпанемент. Также западные мотивы проникают и в традиционную музыку, более всего в музыку для кото.

Безусловно сейчас современные японские музыканты по большей части служат популярным направлениям и, хотя довольно часто их работы имеют ярко выраженный национальный колорит, больше они все же ориентируются на создание мелодий в жанрах, которые принадлежат к сфере развлечений, нежели к сфере традиционной культуры. Это не удивительно в век высоких технологий, развития телевидения и интернета. Серьезную роль играет создание музыки для художественных фильмов, различных теле-шоу и, конечно же, аниме. Многие современные японские музыканты пробовали себя в качестве композиторов или исполнителей музыкального оформления различных мультфильмов-аниме, коих производится в Японии очень и очень много. В интернете достаточное количество сайтов, где можно ознакомиться с творчеством японских музыкантов за любой исторический промежуток времени. Особенно много таких, которые предлагают послушать или скачать музыку J-rock, J-pop и Visual Kei исполнителей, а так же аниме ОСТы (саундтреки к аниме).

 

 


 

Живопись Японии

Неопытному взгляду может показаться, что японская живопись неотличима от китайской. Но это только поверхностное впечатление. Хотя, как и многое другое, художественное искусство японцы заимствовали у китайцев, но оно быстро обрело собственный, неповторимый характер. Вернее, японский характер выразился через искусство. Как нигде в мире, в Японии история искусства теснейшим образом связана с историей, точнее, с историей правящих династий. Основные периоды развития японской живописи:

· Ямато (VI – VII век);

· Нара (середина VII – VIII век);

· Хэйан (конец VIII – XII век);

· Камакура (конец XII – первая половина XIV века);

· Муромати (первая половина XIV – первая половина XVI века);

· Адзути-Момояма (вторая половина XVI века);

· Эдо (XVII – XIX век);

· Мэйдзи (конец XIX – начало XX века);

· современная японская живопись.

 

Каждый из периодов отличается по способу художественного выражения мира, манере письма, но неизменным остаётся преобладание пейзажей: это сквозной мотив искусства Японии. Каждый художник этой страны, от древнейших до современных, исполнен глубокого почитания природы как вечного источника жизни. Наиболее интересны в художественном плане периоды Ямато, Муромати и Момояма.

Ямато

Это время зарождения японского искусства, период изучения Китая, перенимания его достижений. Именно тогда в Японию было завезено множество произведений китайской живописи, и японские художники смело осваивали непривычные приёмы. Древняя живопись обрела новый источник вдохновения в буддизме, который проник в страну на исходе эпохи Ямато и быстро распространился по всей территории.

Муромати

Этот период составляет величайшую славу японского искусства. Пронизанное философией дзен-буддизма, японское мироощущение нашло воплощение в двух ключевых направлениях: суми-э, в рамках которого зародилась знаменитая художественная школа Кано, и укиё-э.

Суми-э

Эта техника рисунка тушью на рисовой бумаге, привезенная в XIII веке китайскими монахами, иначе называется еще суйбоку, суйбокуга. Японские художники довели её до совершенства: монохромные пейзажи кажутся написанными акварелью. Типичные сюжеты суми-э – горы и водоемы.

Ярчайшие представители направления:

· Дзёсецу. Монах, считающийся основоположником суми-э. Самое известное произведение – «Ловля рыбы тыквой».

· Тоё Сэссю. Его работы – эталон этой техники, яркий образец которой – «Пейзаж в стиле хабоку».

· Сэссон. Интересен не только творчеством, но и происхождением: он был самураем. В его пейзажах часто присутствуют животные, как, например, на картине «Обезьяны на скалах и деревьях».

· Хосэгава Тохаку. Благодаря ему стиль суми-э приобрел необыкновенную популярность. Одна из вершин его творчества – «Сосны».

Укиё-э

Так называются гравюры на дереве, характерные для городского искусства Японии. Их содержание перекликалось с сюжетами городской литературы. В центре внимания художников – люди: гейши, артисты театра кабуки, борцы сумо. Пейзажи в укиё-э появились гораздо позже. Наивысшего расцвета этот вид ксилографии достиг уже в XVII веке, а в XVIII появилась техника цветной печати.

Художественная школа Кано

Её влияние выходит далеко за пределы Муромати: 300 лет род Кано почти безраздельно царил в японской живописи. Этому немало способствовала поддержка сегуната, официальными художниками которого были представители школы, начиная с основателя – Кано Масанобу (1434–1530). Он разработал собственный оригинальный стиль, взяв за основу суйбокуга и добавив легкую подсветку минеральными красками.

Создателем же фирменного стиля Кано стал сын Масанобу – Мотонобу (1476–1559). Он соединил письмо тушью и использование красок, но самое главное – в его творчестве получила развитие национальная традиция ямато-э. Мотонобу оказался ещё и удачливым предпринимателем: он открыл сеть художественных студий, которая разрасталась год от года.

Внука Монотобу – Эйтоку (1543–1590), можно, пожалуй, считать лучшим мастером школы Кано. Ширмы – неотъемлемый элемент японских интерьеров – в его исполнении стали символом изысканной роскоши Момояма и живописным стандартом на годы вперед. Сложный, тщательно прописанный на золотом фоне пейзаж насыщен множеством тончайших деталей, ускользающих от беглого взгляда, но завораживающих при внимательном рассмотрении.

Последний выдающийся представитель Кано – Сансецу (1589–1651), который работал уже в эпоху Эдо, когда модной стала строгая простота. И хотя он по-прежнему занимался золотыми росписями, славу ему принесли картины, выполненные тушью.

Школа Кано представляет собой цельное явление, несмотря на огромное количество художников, принадлежащих к ней. Тематика картин охватывает все традиционные мотивы – пейзажи, животных, бытовые сценки. Превосходны выполненные мастерами Кано монохромные росписи по шелку, для которых характерно сочетание реалистичного переднего плана и отвлеченного – второго: на нём изображались облака, волны, туман.

В XIX веке, когда Япония перестала быть замкнутой в себе и скрытой от мира, она некоторое время находилась под сильным европейским влиянием. В искусстве это проявилось конкуренцией традиционного и западного стиля. Но эта борьба довольно быстро угасла, и классическая японская живопись снова заняла центральное место в культуре страны.



 

Культурные достопримечательности

Гора Фудзияма

Большинство национальных символов в мире — рукотворные: статуя Свободы, Эйфелева башня, Кремль, Великая Китайская стена... В Японии же это природное явление, хотя благодаря его почти полной симметрии заснеженный даже летом конус Фудзиямы настолько гармонично сложен, что скорее представляется произведением бесконечно терпеливого ландшафтного дизайнера, а не следствием вулканической деятельности. Величественный одинокий пик возносится к небесам на высоту 3776 м. Словом, он просто красив. Здесь более чем в любом храмовом саду или на территории древнего замка становится понятно, почему японцы предпочитают размытые грани между природой и искусством.

Считается, что название вулкана произошло от слова из языка айну, означающего «огонь». Вулкан Фудзияма последний раз извергался в 1707 г., и ныне через его кору лишь время от времени прорываются клубы пара, подобные размеренному дыханию спящего великана. Сон его кажется крепким — к счастью для сотен тысяч людей, ежегодно поднимающихся на вершину. Для одних подъем — священнодействие, ведь гора почитается как обитель древних японских богов. Для других это акт укрепления самодисциплины и способ физического очищения. У третьих восхождение не вызвано никакими религиозными импульсами, и они приезжают сюда во время отпуска, чтобы потом сказать, что побывали здесь, хотя уезжают, к удивлению, для самих себя, с ощущением сильного духовного подъема. Никакой туристический буклет не в силах сделать Фудзияму банальным туристическим аттракционом, и даже самые пресытившиеся красотами мира путешественники не останутся безучастными к тому, что предстанет перед их взором.

Хаконе

Хаконе — национальный парк и курортная зона к юго-востоку от Фудзиямы — пользуется огромной популярностью у токийцев как место отдыха в выходные дни. Здесь масса озер и горячих источников, святилищ и художественных музеев, а близость к Токио делает парк чудесным местом для краткого визита, если вдруг захочется отдохнуть от шумной городской жизни. Парк можно осмотреть за один день, но намного интереснее провести хотя бы одну ночь в традиционной японской риокан (гостинице) или в модном отеле, наслаждаясь отдыхом в одной из купален на термальном источнике.

 


 

Святилище Ицукусима
Святилище Ицукусима — одно из популярнейших в Японии туристических мест, находится на острове Миядзима. Даже если считаете, что видели достаточное число японских храмов, вас, без сомнения, не оставит равнодушным потрясающая красота выполненной из камфорного дерева ярко-красной арки святилища Ицукусима. Она на 16 м вырастает из воды перед низкими зданиями сияющего алого цвета, которые приподняты над водой, опираясь на сваи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: