Карл Юнг (1875-1961)
Caм Фрейд одно время считал Юнга своим приемным сыном и наследником психоаналитического движения... После того, как их дружба полностью распалась в 1914 году, Юнг начал разрабатывать собственный вариант аналитической психологии, как он ее называл, полностью противоположный фрейдовской системе...
Аналитическая психология
Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдов-ского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга это жизненная энергия вообще, в которой секс присутствует только как один из компонентов. По Юнгу. я жизненная энергия либидо проявляется в росте и размно-жении,а также в других видах деятельности - в зависимости от того в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека..
Еще одно существенное различие между позициями Фрейда и Юнга касается представления о направленности сил, определяю-щих личность человека. С точки зрения Фрейда, человек есть про- дукт своих детских переживаний, Для Юнга же человек определя- ется не только прошлым, но в равной мере и своими целями ожи-даниями и надеждами на будущее. По его мнению формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может ме-няться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни. Третье различие между позициями Фрейда и Юнга заключается в том, что Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Он добавил еще одно измерение в понимание бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное).
Коллективное бессознательное
Юнг выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится личное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события легко могут быть восстановлены в сознании.
Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей - идеи силы или идеи неполноценности - и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.
Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень - коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного.
Архетипы
Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, получившие название архетипов, являются внутренними детерминантами психической жизни человека. Они направляют действия человека в определенное -русло, в чем-то схожее с тем. каким образом вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетипы обнаруживают себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений Они обычно связаны с такими важнейшими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, основные стадии жизненного пути (детство, юность), а так-же с реакцией на смертельную опасность...
Четыре... архетипа встречаются чаще других - это персона, анима и анимус, тень и Я.
Персона - это та маска, которую каждый из нас надевает, об- щаясь с другими людьми. Она представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество. Персона может не сов-пасть с подлинной личностью индивида. Понятие персоны у Юнга анолагично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы говорим так, как, полагаем, другие люди ожидают, чтобы мы дей-действовали в тех или иных ситуациях.
Архетипы анима и анимус отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима отражает женские черты в мужском характере, а анимус - мужские (москулинные) характеристики в женском. Как и большинство дру-гих архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщи-ны осваивали определенные эмоциональные и поведенческие тен-денции противоположного пола.
'Архетип тени -.это некая обратная, темная сторона Я. Она наиболее глубоко укоренена в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни. Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Юнг писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшед-шее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наибо-лее примитивная часть нашей природы. Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она - источник спонтанности, творческого по-рыва. внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормаль-ная, полноценная человеческая жизнь также невозможна.
Но наиболее важным архетипом Юнг считал Я. Сочетая и гармонизируя все аспекты бессознательного, Я создает единство и стабильность личности. Таким образом, задача Я - интеграция различных подсистем личности. Юнг сравнивал Я с порывом или стремлением к самоактуализации, что определяет гармоничность и целостность, наиболее полное раскрытие возможностей личности...