Проблема больших проблем




Первая и главная большая проблема заключена в важности и необходимости появления хорошего человека. Человечество должно стать лучше, иначе оно окажется стертым с лица земли или, если обойдется без катаклизмов планетарного масштаба, бу­дет вынуждено жить под постоянной угрозой исчезновения. Глав­ное-условие, своего рода sine qua поп, состоит в четком определе­нии того, что есть хороший человек, и я много раз повторял об этом в своих работах... Проблему создания хорошего человека можно с уверенностью назвать проблемой самоэволюции человека. Нам необходим такой человек, который был бы ответствен за себя и свое развитие, досконально знал самого себя, умел осознавать себя и свои поступки, стремился к полной актуализации своего по­тенциала и т. д. Во всяком случае, совершенно очевидно, что ника­кие социальные реформы, никакие, даже самые замечательные, конституции, планы и законы не будут работать до тех пор, пока люди не станут достаточно здоровыми, сильными, развитыми, пока они не познают самих себя и не выберут разумный, здоровый спо­соб существования.

Столь же важной и насущной, как и вышеназванная, является проблема создания хорошего общества. Хорошее общество и хо­роший человек не могут существовать одно без другого. Они необ­ходимы друг другу. Я отбрасываю в сторону вопрос о том. что пер-вично в данном случае - общество или человек. Ясно, что они раз­виваются одновременно и в тандеме. Невозможно улучшить одно, оставив другое без изменений. Говоря «хорошее общество», я имею в виду совокупность представителей одного биологического вида! В последнее время появляются утверждения, что решить эту проблему возможно при помощи исключительно социальных, не психологических, мер. В этот вопрос необходимо сразу внести яс­ность. Исходя из предпосылки, что человек как таковой не подле­жит переделке, и занявшись исключительно социальными преоб­разованиями, мы не можем быть полностью убеждены, на добрые или на злые дела подтолкнут наши действия этого самого челове­ка. Не следует преувеличивать значение всевозможного рода со­циальных и благотворительных программ, сами по себе они не мо­гут улучшить общее психическое здоровье общества, хотя мораль­ные качества человека в некоторой степени зависят и от социаль­ных институтов, в которые он включен.

Ключевая Идея социального синергизма состоит в том, что об­щество с примитивной культурой, равно как и общество с высоко­развитой индустрией, зиждется на общей социальной тенденции, на тенденции преодоления дихотомии между эгоизмом и бескоры­стием у каждого отдельного члена общества...

Невозможность удовлетворить базовые психологические по­требности, такие как потребность в безопасности, любви, уваже­нии, самоуважении, идентичности и самоактуализации, приводит к болезням и разного рода расстройствам, которые принято назы­вать неврозами и психозами. Однако даже люди, в полной мере удовлетворяющие свои базовые психологические потребности, люди, которых с полным основанием можно отнести к разряду са-моактуализирующихся личностей, которыми движет стремление к истине, добру, красоте, справедливости, порядку, законности и прочим высоким ценностям, эти люди также могут испытывать депривацию на метамотивационном уровне. Неудовлетворение этих высших, метамотивационных, потребностей, или утрата чело­веком ценностных ориентиров, приводит к расстройствам, которые я называю общей и частичной метапатологией: Я утверждаю, что эти заболевания продолжают тот же ряд проявлений недостаточ­ности, что и цинга, пеллагра, любовный голод и другие. Поясню. Человеку пришлось столкнуться с неизвестной болезнью, и чело­век стал искать причину этой болезни - именно таким образом бы­ла обнаружена потребность организма, например, в витаминах, минералах и аминокислотах. Значит, потребностью было сочтено то, недостаток чего привел к болезни. Продолжая эту мысль, я ут­верждаю, что описанные мною базовые потребности и метапот-ребности являются в прямом смысле биологическими потребно­стями и что их депривация приводит к разного рода заболеваниям. Именно поэтому я и употребляю придуманный" мною термин «инстинктоподобный»: на мой взгляд, факты убедительно доказы­вают, что эти потребности относятся к фундаментальным структу­рам человеческого организма, что под ними существует некое ге­нетическое основание, пусть даже и очень слабое. И я абсолютно убежден, что рано или поздно мы обнаружим биохимические, нев­рологические, эндокринные субстраты и органы в человеческом организме, которые объяснят нам на биологическом уровне проис­хождение этих потребностей и этих заболеваний...

Имеющиеся данные... уже позволяют нам утверждать, что практически в каждом человеке и уж наверняка в каждом новорож­денном ребенке заложено активное стремление к здоровью, зало­жена тяга к развитию, к актуализации человеческого потенциала. Но, постулировав подобный тезис, мы должны тут же с грустью оговориться, что лишь очень немногие люди реализуют свой по­тенциал. Лишь небольшая часть населения достигает точки само­идентичности, или «самости», точки полной самоактуализации -даже в нашем обществе, которое является одним из самых благо-

получных на земле. Вот он, величайший парадокс. В нас от роду заложен импульс к воплощению своей «человечности».

...для исследовательских целей концепция человечности мо­жет быть представлена как явление, поддающееся количественно­му определению. К примеру, можно представить человечность как реестр качеств, а именно, принять утверждение, что человек дол­жен характеризоваться способностью к абстрагированию, умением выражать свои мысли, способностью любить, иметь определенные ценности, уметь переступать через свое «я» (то есть не быть эгои­стичным) и прочее, прочее, прочее. При желании можно составить полный перечень обязательных человеческих качеств. Сама мысль о подобной затее может заставить нас содрогнуться, но она может оказаться и полезной, особенно если исследователь будет исхо­дить из предпосылки, что понятие «человечность», будучи одно­временно и описательным и количественным, должно сохранить также и нормативную составляющую, что с его помощью можно будет определить, что этот конкретный человек более человечен по сравнению с другим...

Пути к самоактуализации

Что означает движение к самоактуализации в смысле внешних проявлений, на поведенческом уровне? Я опишу восемь приемов, способных помочь человеку приблизиться к самоактуализации.

Во-первых, самоактуализация - это переживание, пережива­ние всепоглощающее, яркое, самозабвенное, с полной концентра­цией и абсолютной погруженностью в него. Это переживание, в ко­тором нет и тени юношеской робости, только в моменты таких пе­реживаний человек воистину становится человеком. Это мгновения самоактуапизации, мгновения,- когда человек проявляет свое «Я». В'жизни каждого человека случаются такие моменты. И наша зада­ча - помогать своим клиентам испытывать их как можно чаще. Мы в состоянии подтолкнуть их к полной поглощенности чем-то, и это заставит их забыть о привычных позах, о всех защитных масках, поможет не вспоминать о робости и смущении - словом, «сорваться с цепи». Мы обнаружим, каким приятным может быть это состояние для людей. На лице «крутого» молодца, только что напускавшего на себя вид циничного равнодушия, мы заметим бес­хитростное простодушие, даже некую детскость - лицо его озарит­ся невинностью и внутренним светом, он будет поглощен этим мо­ментом и переживанием его. Ключевое слово здесь «самозабвенность». Как часто нашей молодежи недостает ее, она слишком поглощена собой, слишком осознает себя.

Во-вторых, можно представить себе жизнь как бесконечную череду выборов, которые мы должны совершать один за другим. И в каждом случае это выбор между движением вперед и регрес­сом Можно выбрать путь в сторону большей защищенности, в на­правлении полной безопасности, и тягловой силой в этом путеше­ствии будет страх, но можно устремиться к росту и расцвету лично­сти. Если сегодня вы все свои выборы сделали в пользу развития, это значит, что сегодня вы сделали несколько шагов в сторону са­моактуализации. Самоактуализация - это процесс, он предпола­гает, что каждый раз, делая выбор, мы выбираем, что достойнее остаться честным, а не лгать, что честнее не красть, чем красть, или, обобщая, - каждый из вставших перед нами выборов мы со­вершаем в пользу личностного роста. Это и есть движение к само­актуализации.

В-третьих, уже в самом понятии «самоактуализация» заклю­чается утверждение, что есть некая «самость», подлежащая актуа­лизации. И в самом деле, человек не tabula rasa, не бесформенная каменная глыба, не ком глины или пластилина. В человеке всегда что-то заключено, в любой момент он уже состоялся, по крайней мере в своей «хрящевой» структуре. По крайней мере, как биологи­ческий индивидуум, со своим темпераментом, биохимическими ре­акциями и т. д., а следовательно, в нем уже есть некая «самость». То, что я называл «способностью чувствовать внутренние сигна­лы», позволяет постичь ее. Современный человек (особенно это относится к детям, к молодежи) привык прислушиваться не к своим внутренним сигналам, а к голосам других в себе - к голосу матери, отца, к голосу общества, к голосам старших, к голосу власти или традиций...

В-четвертых, если у вас есть выбор, будьте лучше честными, чем нет. Я вполне прикрылся этой оговоркой «если у вас есть вы­бор», так что нет нужды обвинять меня в неделикатности. Очень часто, даже имея выбор, мы предпочитаем слукавить. Пациенты психологов и психотерапевтов редко бывают искренни. Они пред­почитают продолжать привычные игры и что-то изображать из се­бя. Их не так-то просто заставить быть искренними перед собой. Попробуйте честно спросить с себя ответ за свои поступки и за свой выбор, и вы обязательно почувствуете и ответственность пе­ред собой. А это уже само по себе огромный шаг на пути к самоак­туализации...

В-пятых, до этого мы говорили о самозабвенном пережива­нии, о выборе в пользу развития, о необходимости слушать внут-

ренние сигналы и о пользе честности и ответственности. Все это помогает нам приблизиться к самоактуализации и помогает нам вернее принимать решения. Человек, который, делая выбор, каж­дый 'раз выполняет все эти малые условия, вскоре обнаружит, что он тем самым обогащает возможности своего главного выбора и приближается к тому, что ему предписано его судьбой Он поймет, какова его предназначение, кого ему держаться, а кого сторонить­ся, какова его миссия. Невозможно быть мудрым в главном, не умея прислушиваться к себе, к своему Я, в каждый конкретный мо­мент жизни, не решаясь твердо сказать себе: «Я не люблю то-то и то-то»...

В-шестых, самоактуализация - это не только конечная стан­ция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и да­же лишь предощущаемых возможностей. Например, вы обязатель­но станете более смышлеными, когда узнаете, на что способен ваш интеллект. Самоактуализация непременно задействует интел­лектуальные способности человека. Вам не обязательно совер­шать героические поступки, но нужно быть готовым к ежедневному и кропотливому труду выявления и вскрытия собственных возмож­ностей. Когда пианист мучает гаммы и тянет пальцы в сложных ак­кордах - он самоактуализируется. Самоактуализация - это работа над тем, к чему вы стремитесь. Решение стать рядовым врачом -не лучший выбор для самоактуализирующейся личности Обяза­тельно нужно стремиться стать самым лучшим врачом, нужно хо­теть в наибольшей степени раскрыть свои возможности.

В-седьмых, высшие переживания - лишь мимолетный момент самоактуализации. Это миг удачи, который нельзя купить, который невозможно организовать, которого не стоит ждать. Человек, по словам Левиса, должен быть «настигнут радостью». Но человек может стремиться стать таким, чтобы как можно чаще переживать эти мгновения высшего торжества. Освобождаясь от иллюзий, от­казываясь от ложных идей, постигая свои возможности и свою ог­раниченность, он лучше поймет самого себя.

В жизни каждого человека обязательно были мгновения выс­ших откровений, но не каждому было дано прочувствовать их. Бы­вает так, что люди просто не обращают внимания на эти мимолет­ные мистические праздники души..

Восьмое. Осознав, кто вы такой и что из себя представляете, что вы любите и чего не любите, что хорошо для вас и что плохо, к чему вам нужно стремиться и в чем ваше призвание, - одним словом, вскрыв свою сущность, - вы обнажите и собственную психо­патологию. Вы поймете свои защитные механизмы и соберете все свое мужество, чтобы отказаться от них. Это болезненный процесс, потому что эти механизмы помогают нам не замечать того, что нам неприятно. Но ради результата стоит стерпеть боль. Если психо­анализ чему-то и научил нас, так это тому, что репрессия не луч­ший путь решения проблемы...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: