В аспекте идей тьюторства особый интерес представляет такая форма как образовательное событие.
Образовательное событие (ОС) – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм (по Б.Д. Эльконину).
По мнению Е.Н. Ивановой, сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создаётся определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, – но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности. То есть образовательное событие выступает средством расширения пространства возможностей для субъектного действия каждого обучающегося.
Анализ работы А.И. Шевелевой, Л.В. Кобзевой и Е.А. Клымчук позволяет сформулировать вывод о личностной направленности образовательных событий, поскольку они направлены «на формирование определенных техник работы, помогающих осваивать пространства неизвестного – не лежащего в опыте или неосмысленного опыта. Событие несет функцию сопровождения человека в обозначенной теме, её проживания и переживания, «пропускания через себя», когда ощущаются прежние границы представлений о себе и нащупываются новые… Образовательное событие – это пространство для самоизмерения, поиска идентичностей, самоопределения. Мера себя, координаты и параметры действия и мышления, собственные пределы и границы не явлены нам натурально, мы можем их испытывать и преодолевать, лишь взаимодействуя с другими и познавая Другое…». В процессе образовательного события происходит переосмысление себя и переосмысление Другого, с которым «вместе входите в пространство совместных размышлений, «играете» на одном поле… В ходе образовательного события, проживая ситуацию «движения в теме» и осуществления пробы ответственного и осмысленного действия, направленного на себя самого, в публичном пространстве происходит работа по построению такой человеческой компетентности, как социальная толерантность. Социальная толерантность здесь понимается как умение ощущать границы себя и границы Другого, умение распознавать это Другое и принять его, сохраняя собственную целостность. При этом толерантность проявляется не через «терпение» (отчуждение), а, наоборот, через принятие и понимание Другого.». [6] Таким образом, образовательное событие – это средство развития и саморазвития его участников на основе личностной и коммуникативной рефлексии.
|
Т.М. Ковалёва и М.Ю. Жилина М.Ю. понимают образовательное событие как изменение, оцениваемое человеком как значимое, для его образования и активно включённое в межсобытийные связи. Образовательные события, рассматриваемые как часть целостного образовательного процесса, являются результатом предшествующих событий и причиной последующих, – чем больше таких связей, тем более событие значимо. Событие становится способом создания условий, которые максимально повышают вероятность появления индивидуальных образовательных программ и проектов у его участников. Событие как дидактическая единица имеет в своей структуре составляющие:
|
– организационную (как устроено потенциальное образовательное событие);
– педагогическую (как работает педагог);
– результирующую (что происходит с человеком, специальным образом включённым в потенциальное образовательное событие).
Заслуживает внимания следующее определение: «образовательное событие (учебное занятие, праздник, тьюториал, деятельностная игра и т.п.) – это ограниченное в пространстве и времени социальное явление, направленное на реализацию задач образования с ориентацией на субъектность обучающихся, учёт их образовательного запроса и личностных возможностей»
Образовательное событие – способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности.
В процессе проектирования необходимо учитывать специфику событийных образовательных форматов:
1. В ОС моделируется определённая сфера деятельности / культуры (идеальная форма)…
2. Участники вовлечены в активную деятельность, ориентированную на получение продукта. ОС разворачивается как пространство компетентностных проб.
3. Задачность и режим ОС имеет принципиально «недоопределённый» характер, оставляя место для субъектного поведения участников.
|
4. Высокая интенсивность и открытость событийных режимов задаёт энергетику, «вызов», инициирующие возникновение субъектов дальнейшей образовательной деятельности…
5. Экстремальность задаётся и удерживается за счёт не только содержания, но и формата: разновозрастные группы участников, собранные из разных городов и школ, новые «особые» взрослые, особые места, расписание дня, использование IT и пр.
Образовательное событие в отличие от воспитательного мероприятия имеет сутью и целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ и проектов.
Особенности организации и проведения образовательного события:
− оно соответствует культурному образцу (праздник, экспедиция, инициация, карнавал, аукцион и т.д.);
− тесно связано с другими элементами и историей жизни сообщества, участников; имеет, с одной стороны, развернутый этап подготовки, с другой, – привлекательную перспективу;
− включает различные виды деятельности и позиции;
− кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.);
− в ходе события возможна и уместна коммуникация, импровизация, проба.
Работа с событиями может вестись не только для одного тьюторанта, но и для группы; она строится по-разному в зависимости от того, организуют ли его сами тьюторанты и их педагоги. К ожидаемым результатам регулярной тьюторской работы в форме событий можно отнести:
– обращение тьюторантов к проблематике творчества, исследования, самовоспитания и самообучения человека, к проблематике социального взаимодействия;
– развития мотивации личностного развития, образования;
– решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности; повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы);
– социализация, успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.).
Кроме того, события дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию учителя (консультанта, руководителя).
Список использованных источников:
1. Электронный научный журнал«Международный студенческий научный вестник». ТЬЮТОРСТВО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ СИСТЕМЫОБРАЗОВАНИЯ В РОСИИ. Логинов Д.А.
2. Аверков М.С., Ермаков С.В., Попов А.А. Событие как единица образовательного проектирования (электронный ресурс) https://opencu.ru/dcs/spaw2/uploads/files/eventop.pdf
3. Иванова Е.Н. Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса (электронный ресурс) - https://lyceum-44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69
4. Ковалёва Т.М., Жилина М.Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований. – 2010. - № 1 (43). – С. 94-101
5. Шевелева А. И., Кобзева Л. В., Клымчук Е. А. Образовательные события как практика понимания и принятия [электронный ресурс]. - https://www.thetutor.ru/open/article12.html
6. Шевелева А. И., Кобзева Л. В., Клымчук Е. А. Образовательные события как практика понимания и принятия [электронный ресурс]. - https://www.thetutor.ru/open/article12.html