Национальный флаг Татарстана




Хужа Насредин

Фольклорный персонаж. У татар истории о Ходже Насреддине имеют большую популярность. Этому фольклорному персонажу даже посвящена телепередача на ТНВ. На настоящий момент не существует подтверждённых сведений или серьёзных оснований говорить о конкретной дате или месте рождения Насреддина, поэтому вопрос о реальности существования данного персонажа остаётся открытым.

Марджани

Марджани (1818—1889) — татарский богослов, шейх суфийского братства Накшбанди, философ, историк, просветитель. Марджани также известен в качестве этнографа, археографа, востоковеда и педагога.

Энциклопедичность его знаний можно сравнить с энциклопедизмом французских просветителей ХVIII века - Дидро и Руссо. Он был идеологом джадидизма. (Джадиди́зм — общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских) народов в Российской империи конца XIX — начала XX века.) Марджани известен далеко за пределами Татарстана и России. Обучался в Бухаре, Самарканде. В ходе паломничества посетил Стамбул, Измир, Александрию, Каир, Суэц и другие центры мусульманской культуры.

Марджани написал более 30 произведений, большая часть которых была издана в основном на арабском языке. Только некоторые сочинения написаны на татарском языке арабским шрифтом. Не все произведения, написанные ученым, еще обнаружены. Идейно-философские взгляды Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного деятеля, историка, просветителя, философа останутся заметным явлением в отечественной истории.

 

Габдулла Тукай

В раннем возрасте будущий поэт остается сиротой. По разным причинам несколько раз у него сменяются опекуны. Затем в свою семью его берет купец Галиаскар Усманов, где хозяйкой была его тетя. Учится будущий писатель в медресе семьи Тухватуллиных, параллельно посещает русский класс. В учебе проявляется его большая природная одаренность. К 16 годам формируются основные убеждения и черты поэта. Юноша превращается в очень образованного молодого человека, хорошо знающего европейскую, русскую, восточную культуры, несколько языков и много сказок.

В этом же году он переводит на родной язык Крыловские басни. Интересуется произведениями Лермонтова и Пушкина.

Тукай сотрудничает с такими газетами как «Аль-гаср аль-джадид», «Фикер» и печатает много стихов на темы, которые преподносит революция, участвует в многочисленных городских демонстрациях. В 1907 г. Тукай уходит из медресе Тухватуллиных и переезжает в Казань.

За 1909-10 гг. писатель создает сто стихов, две сказки, очерк в автобиографическом стиле «Что я помню о себе», статью о татарском творчестве, 30 рецензий и фельетонов, публиковает 12 книг. Много лет Тукай собирает народные песни. В 1910 г. писатель публикует некоторые собранные песни в книге «Национальные мелодии».

Поэзия и проза для детей занимает особое место в творчестве Тукая. Поэмы «Коза и баран», «Шурале» и 50 стихов, примерно 100 переводных басен он создает за пять лет. Большое место в литературе имеют творения «Призыв к труду», поэма «Шурале» и «Веселые странички», написанные по мотивам народных сказок. Тукай создал 2 хрестоматии по татарской литературе для школы. Поэта признают основоположником татарской литературы для детей.

Затем он совершает поездки в Астрахань, Уфу, Петербург, Троицк. Вернувшись в Казань, Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать. 15 апреля 1913 г. Габдулла Тукай погибает в расцвете таланта.

 

Матерь вод (су анасы)

В мифологии татар «Су анасы» - это дух воды. Есть поверье, что Су анасы моет своих детей выходя в полночь на мостик над водой. Людям Мать воды показывается на берегу реки, расчёсывая волосы гребнем. Считалось, что Су анасы может наслать засуху, болезнь, утопить человека. Поэтому молодая жена, впервые пошедшая в доме мужа за водой, в дар ей бросала в воду монетку. У тобольских татар она считалась главой злых духов, которая затаскивала за ноги людей в воду. Представляли ее в образе женщины с длинными седыми или зелеными волосами, обычными атрибутами считались золотые ведра или золотая гребенка. Су анасы является персонажем одной из сказок Тукая.

 

Ичиги (читек)

И́чиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником. Ичиги были широко распространены у татар и стали неизменным элементом татарского национального костюма. После взятия Казани Иваном Грозным татарам было запрещено носить ичиги. В настоящее время ичиги опять набирают популярность у татар.

 

Кул Гали (Кол Гали)

Кул Гали (1183—1236) — булгарский поэт, представитель средневековой волжско-булгарской литературы, предположительно погибший во время монгольского нашествия XIII века. Настоящее имя — Мухаммад-хаджи Гали ибн Мирхуджа. Кул Гали – автор поэмы «Сказание о Юсуфе» (Кыйсса-и Йосыф). Она написана по кораническим сюжетам о Юсуфе. Поэма написана на огузском языке, (некоторые исследователи относят его к булгарскому). Поэма посвящена борьбе против шайтана, за человеческое счастье. Поэма сыграла большую роль в культуре Волжской Булгарии и позднее в тюркской культуре.

7. Тюбетейка (Түбәтәй)

Тюбете́йка (Түбәтәй) — мужской головной убор. В русском языке слово «тюбетейка» произошло от татарского слова «түбәтәй», означающего круглую шапочку (тат. түбә — крыша, вершина).

По одной из версий, этот головной убор появился у татар в связи с необходимостью подшлемника для средневековых воинов. По другой считается, что его стали использовать из-за проникновения ислама в Поволжье, в соответствии с которым мужчинам следует покрывать голову как дома, так и в общественных местах. Шились они из разнообразных тканей — шелк, парча, бархат, хлопок и пр. Могли украшаться вышивкой, канителью, палетками, позументом и другими декоративными деталями. Распространенный тип — каляпуш (кәләпүш) – в виде низкого усеченного цилиндра, с твердым околышем (обод головного убора, та часть его, которая облегает голову) и плоским верхом. Материал изготовления — бархат (наиболее часто используемые цвета — черный, зеленый, хотя вполне возможно встретить и другой окраски), простеган обычно машинной строчкой, иногда украшен вышивкой или другими декоративными элементами.

8. Подушка (мендәр)

Подушка (мендәр) как символ присутствует на татарском никахе (Никах можно сравнить с венчанием). На никахе, после того, как молодые прошли ряд испытаний, происходит обряд "килен төшеру”: Жених должен на руках донести невесту до порога, где лежит заранее приготовленная подушка. На подушку жених ставит невесту (чтобы жизнь была мягкой и чтобы невеста вошла в дом мягкой поступью), и родители жениха угощают молодых маслом и медом.

 

9. Муса Джалилю (Муса Җәлил‎)

Муса Джалиль – татарский советский поэт, Герой Советского Союза (1956), Лауреат Ленинской премии (посмертно, 1957).

Родился Муса Джалиль 2 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской области в татарской семье. Образование в биографии Мусы Джалиля было получено в медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Джалиль с 1919 года является членом комсомола. Образование Муса продолжил в МГУ, где учился на литературном отделении. После окончания университета работал редактором журналов для детей.

Впервые произведение Джалиля было напечатано в 1919 году, а первый его сборник опубликовали в 1925 («Мы идем»). Спустя 10 лет было издано еще два сборника поэта: «Орденоносные миллионы», «Стихи и поэмы».Также Муса Джалиль в своей биографии был секретарем Союза писателей.

В 1941 году ушел на фронт, где не только воевал, а еще был военным корреспондентом. После попадания в плен в 1942 году, находился в концлагере Шпандау. Там организовал подпольную организацию, которая помогала пленным совершать побег. В лагере в биографии Мусы Джалиля все же находилось место для творчества. Там он написал целую серию стихотворений. За работу в подпольной группе был казнен в Берлине 25 августа 1944 года.

Памятник Мусе Джалилю — монументальный комплекс, установленный в 1966 году на площади 1 Мая в Казани в память о Герое Советского Союза, лауреате Ленинской премии — поэте - патриоте Мусе Джалиле, участнике антифашистского подполья, казнённого в нацистской тюрьме в 1944 году. В 1974 году памятник Мусе Джалилю был включён в список памятников культуры РСФСР, подлежащих охране как памятники государственного значения.

 

Татарская Кукла

Татарская кукла (Курчак) - неотъемлемый элемент национальной культуры. Раньше кукол вырезали из дерева, соломы, хлопка и других природных материалов. Татарская кукла одета в традиционный костюм: платье с воротником "изу", жилет головной убор "калфак", обувь "ичиги". Кукла вобрала в себя обычаи и традиции татарского народа. В настоящее время национальный костюм используется в основном в качестве сценического реквизита.

 

11. Национальная (Көрәш)

Национальная борьба (көрәш ) — традиционный вид борьбы. У татар она представляет собой борьбу на полотенцах, закидываемых на пояс противника, и является важным элементом сабантуя – татарского национального праздника

В 2016 году ЮНЕСКО, отметив влияние на укрепление отношений между общинами, основанных на принципах толерантности, доброй воли и солидарности, внесла “көрәш” в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Национальный флаг Татарстана

Флаг Татарстана, наряду с гербом и гимном, является государственным символом Республики Татарстан, выражающим суверенитет Республики Татарстан, самобытность и традиции народа Татарстана. Зеленый цвет означает весеннюю зелень, возрождение, белый олицетворяет чистоту, а красный знаменует жизненную силу, энергию, зрелость.

Флаг утверждён Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации.

Полумесяц со звездой

Полумесяц со звездой — служит символом ислама.

Несмотря на то, что данный символ сейчас однозначно связан с исламом, задолго до возникновения ислама он использовался жителям Малой Азии.

Стоит также отметить, ни Мухаммед, ни другие ранние исламские правители не использовали полумесяц как религиозный символ. В битвах времен раннего ислама в качестве знамен использовались прикрепленные к шесту однотонные куски материи.

 

 

Дракон Зилант

Коронованный дракон Зилант— официальный символ, изображенный на гербе города Казани, который был принят в 2004 году. Ранее, в бытность Российской империи, герб с изображением дракона официально использовался на протяжении 145 лет (1781-1926) по одной версии, а по другой версии — 187 лет (1730-1917). Однако в Советское время на применение гербов был наложен запрет. Своё имя Зилант дракон получил от татарского слова елан (змея). Это имя связано с основанием Казани на месте, где по легенде обитал крылатый змей-дракон.

Золотая корона над головой этого мифического существа означает, по официальной трактовке, достижение высокой ступени развития. А Казанская шапка с драгоценными камнями и соболиным мехом символизирует, как нынешний, так, видимо, и былой статус татарских территорий, государств.

 

15. Перемяч (пәрәмәч)

Перемяч (пәрәмәч) – жареный в масле или печёный пирожок из пресного или дрожжевого теста с начинкой, круглой формы, с отверстием с одной стороны. Наряду со словом перемяч также используется слово беляш. Похожим словом бэлиш (бәлеш) называют большой печёный пирог из пресного теста с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками.

Многие путают перемяч с беляшами. Корни этой путаницы в названиях уходят на несколько столетий назад. За века соседства татарского и русского народов, перемячи стали блюдом интернациональным, лишь только обрели новое имя.

 

16. Волк (бүре)

Волк – во время Тэнгрианства неимоверно популярный символ среди тюрок – предков татар.

Они верили, что их тотемным животным, предком был Белый волк. О нём слагались легенды и сказки. В одной легенде говорится, что когда-то в древние времена народ при кочевании по горно-лесистым местам заблудился и был окружён врагами. Спас этот народ от гибели и взял его под своё покровительство Белый волк, который по тайным дорогам вывел людей из окружения.

В татарской сказке «Ак буре» (Белый волк) фигурирует волшебный волк-оборотень, который часто меняет своё обличье, помогает герою и превращает его врагов в каменных идолов. В татарском фольклоре волк выступает сверхмощным и огромным существом, достигающим длины до 60 метров. Белый волк у татар считался покровителем фольклора. Запрещалось днём рассказывать сказки, загадывать загадки. Об этом говорят народные пословицы: Көндез әкият сөйләгән кешене ак бүре ашар (Того, кто днём рассказывает сказки, съест белый волк); Табышмакны көндез әйтсә, бүре очрый, имеш (Тому, кто днём загадывает загадку, волк встретится).

 

Домбра (Думбыра)

Домбра(думбыра) — татарский и башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Также присутствует в культуре некоторых других тюркских народов.

 

Дворец бракосочетаний

Чаша дворец бракосочетания - К открытию Универсиады в Казани в 2013 году был построен новый ЗАГС. Чашу или медный татарский казан (котел) напоминает своей формой новый городской ЗАГС. Чаша украшена металлическим барельефом с крылатыми барсами и драконами Зилантами.

Проект здания создан по рисунку скульптора Намдакова. По легенде, название города Казани произошло от слова «казан» - котел. Медный котел символизирует изобилии и плодородие. Именно это пожелание адресовано всем молодоженам, которые решили заключить брак в новом ЗАГСЕ.

 

19. Мост миллениум (Милленниум күпере)

Мост Миллениум (Милленниум күпере) — вантовый мост; самый высокий мост в Казани. Пересекает реку Казанку, соединяя улицу Вишневского с проспектом Амирхана и являясь частью Малого Казанского кольца.

Полная длина мостового перехода составляет 1524 метра. Главной особенностью моста является пилон в виде буквы 'М', имеющий более 45 метров в высоту и 64 метров в основании. Под каждой из половинок пилона проходит мостовой переход с тремя автомобильными полосами и изолированным пешеходным тротуаром.

Мост обязан своим названием тысячелетнему юбилею Казани, в канун которого и был сдан. Реализованная в пилоне моста буква 'М' также символизирует тысячелетнюю историю города в связи с тем, что является первой в слове тысячелетие в татарском (Меңъеллык) и латинских (Millennium) языках. Многие горожане называют мост просто 'Миллениум'.

 

20. Пиала (кәсә)

История этого элемента столовой посуды уходит своими корнями глубоко в прошлое. Первое упоминание о пиалах датируется I тыс. до н.э., и относится к жизни древних кочевников. Именно из-за кочевого образа жизни изобретателей этой посудины, определилась наиболее удобная форма изделия – округлые чаши складываются особо компактно. Отсутствие ручек обеспечивало удобство в транспортировке, что очень удобно при переездах с одного места на другое. Их изготавливали из самого простого и доступного материала — глины. Это была прочная посуда простой формы без украшений. Кочевники не украшали свою посуду. Форма пиалы была практичной и помогала раскрыть и сохранить уникальный аромат чая. В чайной церемонии стран восходящего солнца участвуют именно пиалы. Данная посуда особенно широко применяется в Средней Азии. Еще во времена Волжской Болгарии и Золотой Орды культуру застолья трудно было представить без чайных пиал. Поэтому татары и по сей день любят пить чай из пиалок.

Если во время интересной беседы гость заговаривался с хозяином дома, хозяйка всегда подавала ему новую пиалу со свежезаваренным чаем. В этом проявлялось теплое татарское гостеприимство.

 

Конь (Ат)

 

Главным занятием татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя. Татары - кочевники для передвижения использовали лошадь. О них говорилось так “Они появлялись на свет божий в седле лошади и умирали и погибали сидя в седле. Их родиной была спина лошади”. Использование лошади послужило тому, что кочевники могли оторваться от привычной почвы, им открывались дали и свобода передвижения, возможность создавать новую, превосходящую прежнюю боевую технику способствовало появлению людей, способных приучить лошадь и подчинить ее своей воле, проявлять личное мужество воину наезднику, оценивать красоту и ум животного. И эти качества были оценены Западом и Востоком. Постоянный на коне в лютый мороз и знойную жару, дождь и ветер, такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, кочевники способны были выносить всяческие неудобства и лишения, и мужественно переносили все тяготы походной и военной жизни.

 

22. Тюльпан (лалә)

«У каждого народа есть свой символ, наделённый большим значением, у татар – это тюльпан. Цветок является одним из самых популярных элементов татарского орнамента, он встречается в традиционной вышивке, а также в росписи домов и внутреннем убранстве мечетей. Дикорастущий тюльпан – цветок бескрайних среднеазиатских степей, первым просыпается после зимы. Потому татары считали его символом обновления и возрождения. С приходом ислама в Татарстане растительный мотив приобрёл новый сакральный смысл, его стали называть «Цветком Всевышнего», так какв арабском языке слова «тюльпан» и «Аллах» роднят одни и те же буквы. С веками к религиозным значениям добавилось светское толкование: тюльпан стал олицетворять стремление к великим достижениям».

23. Очпочмак (өчпочмак)

Очпочмак (өчпочмак ) — «треугольник» — татарское национальное блюдо, печёное изделие из дрожжевого, реже пресного теста, с начинкой из картофеля, мяса, как правило, баранины, гуся или утки и лука. Определяющей особенностью блюда является вовсе не его форма, а способ приготовления, при котором начинка в очпочмак кладётся сырой, в отличие от большинства других подобных изделий.

 

Гармонь

Для татар этот музыкальный инструмент играет особую роль, его влияние на их жизнь в XX столетии прослеживается в каждой детали народного быта. Без гармони в этот период не обходится ни одно событие традиционной жизни – календарное или семейное, ни одно общественное мероприятие; мелодии, наигранные на любимом инструменте, живут в сердцах и умах людей, определяя их коллективное сознание и мировоззрение. Образ гармони, ее изображение и голос отождествляются с национальным татарским колоритом XX века и на протяжении целого столетия служат одной из цементирующих основ татарского сообщества. На протяжении XX столетия у татар гармонная музыка сопровождала все самые значимые общественные и культурные мероприятия, ряд зимних, весенних, летних и осенних календарных праздников, обычаев и обрядов, а также наиболее значимых семейных обрядов

 

25. Белая мечеть в Болгаре (Ак Мәчет)

Белая мечеть - современная мечеть в Болгаре (Татарстан).

С 2010 года по инициативе первого президента Татарстана Шаймиева в Булгаре началась широкомасштабная реализация программы республиканского Фонда сохранения и развития Булгара и Свияжска «Возрождение», включающая реставрацию и реконструкцию исторических достопримечательностей и строительство новых объектов культуры и инфраструктуры.

Сооружены новые здания соборной Белой мечети (подобной по стилю мечети Кул-Шариф в Казани, но меньшей размерности), комплекса речного вокзала, гостиницы и экспозиционно-информационного центра музея-заповедника, музея хлеба с мельницей и пекарней, музея ремёсел с кузницей и других объектов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: