Театр Камала (Камал Театры)




Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала (ТГАТ, Галиәсгәр Камал исемендәге Татар дәүләт академия театры) –театр в г. Казани, (Татарстан), на улице Татарстан и одноимённой площади.

Уже в начале 20 века появились первые татарские любительские театральные группы, которые ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных драматургов. Первая татарская пьеса «Бичара кыз» («Несчастная девушка») была написана в 1886 году Габдрахманом Ильяси (1856-1895). Возникновение профессионального татарского театра связано с Татарским Академическим театром имени Галиасгара Камала. Днём рождения ТГАТ имени Камала считается дата 22 декабря 1906 года, так как именно в этот день состоялся первый публичный спектакль на татарском языке. Первой профессиональной татарской группой, ставшей зародышем ТГАТ, была «Сайяр» («передвижник», «путешественник»). Название для группы предложил выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай.

В эти годы влияние на становление татарского театра оказали актёр и режиссёр Ильяс Кудашев-Ашказарский, выдающиеся татарские драматурги Галиасгар Камал, Карим Тинчурин, актёр и режиссёр Зайни Султанов, актриса и режиссёр Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, артисты АшрафСиняева, Шакир Шамильский, Гульсум Болгарская, Касым Шамиль, Мухтар Мутин, актёр и режиссёр Нури Сакаев, актёр и режиссёр Бари Тарханов. Также можно назвать артиста и режиссёра Газиза Айдарского иписателя Фатиха Амирхана.

Но наибольший вклад в развитие татарского профессионального театра оказал Абдулла Кариев, настоящее имя которого Минибай Хайруллин. Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в группе «Сайяр», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей.

27. Мечеть Кул-Шариф (Кол Шәриф мәчете)

Мечеть Кул-Шариф (Кол Шәриф мәчете) –главная мечеть республики Татарстан и Казани (с 2005 года); расположена на территории Казанского кремля.

Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного.

Названа в честь её последнего имама сеида Кул Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.

Второго октября 1552 года русское войско ворвалось в Казань. Это была героическая оборона, так как огромному 150– тысячному войску Ивана Грозного противостояло не более 30 тысяч воинов и конница.

Весь город охватил пожар. Многобашенная мечеть почти полностью сгорела. Последняя схватка погубила всех защитников города. Иван Грозный праздновал победу и в честь этого, приказал построить памятный храм. В Москве возводили красивейший собор Василия Блаженного.

Во время обороны Казани главным руководителем был сеид Кул Шариф. Его ученики оказывали упорное сопротивление, но после штурма все героически погибли. Погиб и сам Кул Шариф. Мечеть была разрушена и сожжена.

Татарский народ веками мечтал о восстановлении знаменитой мечети. И вот, наконец, президент республики Татарстан пошел им на встречу. М.Ш. Шаймиев осенью 1995 года подписал указ о воссоздании мечети.

Новая мечеть – это не просто самая главная мечеть Казани и одна из крупнейших мечетей Европы. Кул – Шариф является символом Казани и Татарстана, является центром для всех татар мира, одним из национальных образов.

 

28. Башня Сююмбике (Сөембикә манарасы)

Ба́шняСююмбике(Сөембикә манарасы)– дозорная (сторожевая) башня в Казанском кремле.

Башня Сююмбике также относится к «падающим» башням (как, например, Пизанская башня), так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На данный момент отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м.

Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII – XVIII веками, некоторые – относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие – и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.

 

 

29. Мухамадия (Мөхәммәдия)

Мухамадия – Казанское Высшее Мусульманское Медресе Мухаммадия — высшее медресе на территории исторической Старо - Татарской слободы города Казани.

Здание является объектом культурного наследия республиканского значения.

Существует с 1882 года. Основатель — видный татарский религиозный деятель Галимжан Баруди. Одноэтажное кирпичное здание было построено М. И. Галеевым в 1883 г. по проекту архитектора М. Ермолаева. Впоследствии его надстроили вторым и третьем этажами. В 1901 г. к его уже трёхэтажному объёму было пристроено новое трехэтажное кирпичное здание.

На церемонию закладки первого камня в основание нового здания в 1901 г. приехал религиозный лидер Зайнулла Расулев, «духовный король татар».

В 1918 году медресе было разогнано, здание передано организациям. Медресе заново открылось в 1993 году после длительного перерыва. Учредителем выступило Духовное управление мусульман Республики Татарстан. В 1998 году здание медресе было возвращено учебному заведению.

 

30. Шурале (Шүрәле)

Шурале́ (Шүрәле) - антропоморфное мифическое существо татарских сказок, персонификация духа леса. Обычно описывается как низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герой сказки Габдуллы Тукая также обманывает Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве.

 

Калфак

Калфак — древний женский татарский головной убор, получивший широкое распространение практически у всех групп татар, в том числе сохранившийся в женском костюме кряшен. Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Калфак богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины. В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

 

32. Казанский кремль (Казан кирмәне)

Казанский кремль (Казан кирмәне) — древнейшая часть Казани, комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих многовековую историю города: археологические остатки первого (XII—XIII вв.), второго (XIV—XV вв.) и третьего городищ (XV—XVI вв.); белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность, официальная резиденция Президента Татарстана. Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года.

 

Татарское чаепитие

«Чәй яны – гаилә җаны» (Чайный стол – душа семьи), – говорят татары, подчеркивая тем самым не только свою любовь к чаю как к напитку, но и значимость его в застольном ритуале. Это одна из характерных особенностей татарской кухни. Пьют чай крепким, горячим, нередко разбавляя молоком, сливками. Без чая не обходится ни один прием пищи. Чай с печеными изделиями: коймак (блинчики), кабартма порой заменяет завтрак, обед или ужин. Чай – непременный атрибут встречи гостя, причем любого – званого и незваного. Предметом сервировки чайного стола, кроме чашек, индивидуальных тарелок, сахарницы, молочника, заварного чайника, чайных ложек, является и самовар. До блеска вычищенный, шумящий самовар с заварным чайником на конфорке задает тон приятной беседе, хорошему настроению и всегда украшает стол, как в праздники, так и в будни.

 

Флаг крымских татар

Флаг крымских татар представляет собой полотнище голубого цвета с жёлтой эмблемой (тамга) в верхнем левом углу. Впервые флаг был принят Курултаем (национальным съездом) крымских татар в 1917 году, после Февральской революции в России. 30 июня 1991 года вновь созванным Курултаем этот флаг был повторно принят в качестве национального.

 

Казылык

Казылык – традиционная колбаса из конины у татар, считающаяся деликатесом. Изготавливается путём набивания натуральной конской кишки конским жирным мясом с рёбер (обычно обмазав мясо пряностями и специями), причём набивают не фаршем, а заправляют мясо с ребром целиком, получая, таким образом, большое полукольцо. Зачастую ребро отделяется и в кишки вставляется мясо с ребра целым куском. Обычно используется мясо с полосой жира на нем. Употребляли в разных видах — сырокопчёном, варёном, повяленном и отваренном. у татар — в вяленом и копченом виде. Казылык является непременным атрибутом праздничного стола у татар. Стоит обратить внимание, что на мясо режут не всех лошадей, предварительно лошадь откармливают.

 

36. Чак-чак (чәкчәк)

Чак-чак (чәкчәк) — восточная сладость; изделие из теста с мёдом, национальное блюдо татар. Согласно легендам, блюдо берет свои корни из Волжской Булгарии. Чак-чак – неизменный атрибут татарских свадеб. Легенда гласит, что однажды хан Булгарии решил женить своего единственного сына и захотел, чтобы на свадебном столе стояло новое угощение: чтобы оно удивляло всех простотой приготовления, чтобы долго не портилось и при этом не теряло бы своих вкусовых качеств. Чтобы это блюдо было очень питательным, а войны могли бы его есть, не слезая с седла. И главное условие – чтобы это блюдо могло бы украшать любое торжество как символ и олицетворение всего народа великой Булгарии. И чтобы не стыдно было бы его не только подавать на стол лучшим гостям, но и отправлять в качестве гостинца в дальние страны.

Долго старались мастера кулинарного искусства, повара и простые жители ханства. Много интересных и вкусных блюд перепробовал хан и из великого множества блюд он выбрал одно, идеально подходящее ко всем требованиям – чак-чак, приготовленный из муки, яиц и мёда женой одного пастуха. И на свадьбе единственного сына хан преподнёс молодожёнам великолепный чак-чак. И при этом пожелал, чтобы они жили, прилипши друг к другу как мёдом помазанный этот чак-чак, чтобы детей у них было столько сколько горошин в этом чак-чаке, чтобы жили они в золоте и жизнь их шла только в гору, чтобы речи друг для друга у них всегда были только сладкими. Чтобы они держались со своей семьёй и со своим народом как этот в кучу собранный чак-чак. С тех пор на татарских свадьбах, как самое дорогое угощение и украшенье стола молодым преподносят чак-чак.

Чак-чак – один из символов Татарстана и символ татарского гостеприимства (гостей в Татарстане принято встречать этими «медовыми орешками», как в России хлебом-солью). Чак-чак был одним из атрибутов сватовства (родители жениха и невесты, навещая друг друга, дарили чак-чак).

С одной стороны, чак-чак символизирует своим ярким цветом «солнце», с другой – радушие, дружелюбие и сплоченность татарского народа.

 

Талкыш Калеве

Талкыш калеве — тающие во рту конусы из сахарных нитей, — как и некоторые другие национальные символы ведут свою историю не из глубины времен, а лишь с конца XIX века. Впрочем, это не делает традиционный татарский десерт менее вкусным. Подозрительное сходство со стамбульскими сладостями объясняется просто — Борхан-бабай, автор оригинального рецепта талкыш калеве и основатель рода Сайфуллиных, привез его в Казанскую губернию из турецкого плена. На основе нескольких восточных сладостей он придумал свой десерт. В 1950-х с дочерью Борхан-бабая общался легендарный повар Юнус Ахметзянов, составитель классического труда «Татар халык ашлары» («Татарские блюда»), в который он, собственно, и включил талкыш калеве.

Кумган (комган)

Кумган (комган) — узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся у татар и других народов, проживающих в Азии, в основном для умывания и мытья рук, а также подмывания, исходя из традиции отправления естественных потребностей на исламском востоке. Кумганы изготавливались из глины или из металла (латуни, серебра).

39. Коромысло (киәнтә)

С помощью коромысла проводился один из обычаев татарской свадьбы. Молодую жену отправляли с коромыслом по воду (су юлы) на ближайший родник или реку. При этом следили, много ли прольется воды из ведер: чем меньше - тем больше уважения к невестке. Если воды проливалось много, говорили, что невестка неаккуратна, нерадива.

Коран

Коран - священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Коран согласно исламу представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Аллаха пророком Мухаммедом. В мусульманской традиции считается, что каноническая версия была утверждена согласно общему мнению оставшихся на тот момент в живых сподвижников пророка о том, что именно в таком виде читал Коран сам Мухаммед. В то же время, на сегодняшний день известно семь вариантов чтения — таджвида — Корана, восходящие к различным школам начального периода мусульманской истории.

Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Согласно мусульманской традиции, передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 (точнее 22, с 610 по 632 год.) года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в ночь могущества (месяц Рамадан).

 

Арбуз

В Россию этот многосемянный плод с сочной мякотью впервые был завезен татарами в XIII веке. Кроме того слово бахча пришло в русский язык из татарского и переводится как «сад», «огород».

 

Сибирско-татарский флаг

13-14 мая 2011 года в г.Тюмень прошли Сулеймановские чтения. Это Всероссийская научно-практическая концеренция посвященная памяти поэта Булата Сулейманова. Именно на этой конференции проходили голосования, где и выбрали флаг Сибирских татар, определящий исторические, национальные и территориальные особенности. Этот флаг сразу был выбран в качестве символа Национальной-культурной автономии сибирских татар и татар города Тюмени.

Подсолнух (Айбагыр)

Со древних времен кряшены любовались этим растением. Именно подсолнух воспевается в песнях и сказках кряшен, используется как прототип логотипа Общественной организации кряшен РТ.
*Кряшены - тюркоязычная православная этническая общность, входящая в общность волго-уральских татар и расселенная преимущественно в регионе Среднего Поволжья и Прикамья (территория Татарстана, Башкирии, Чувашии и Удмуртии). Имеет свою культуру и фольклор.
Важнейшими характеристиками этнической культуры кряшен могут считаться сохранение в ней древних архаичных пластов традиций народов обширного евразийского пространства (тюркских, финно-угорских, индоиранских) и ее вариативный характер.

Солнышко в миниатюре, солнечный цветок – имеет многовековую историю и обязан происхождением своего названия именно солнцу. Некоторые трактуют значение подсолнуха как символа преданности и единения, как "один за всех и все за одного". Подсолнух - цветок солнца, чей цвет отражает золото солнечного диска и каждый день следует за его движением. В христианстве подсолнечник – символ благочестивого верующего, во всём уповающего на Бога.

 

 

Сабантуй

Сабанту́й — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар. С татарского переводится как «праздник плуга». Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так ещё в 921 году христианской эры его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада. В настоящее время Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте. Празднуется Сабантуй не только в Татарстане, но и во всей России и даже во всем мире, где компактно проживают татары.

Сенной базар

Сенной базар - торговый, общественный и культурный центр в Старо-Татарской слободе Казани в XVIII. Представлял собой восточный базар с характерным набором строений. Неоднократно упоминался в произведениях классика татарской литературы Габдуллы Тукая

и других дореволюционных татарских писателей. Сенной базар прекратил существование в 1932 году.

На сегодняшний день Сенной Базар – это большой фестиваль в Казани, где молодые татарские дизайнеры, поэты, музыканты, кулинары могут показать свое творчество. Помимо этого там можно послушать тематические лекции, поучаствовать в мастер-классах, посмотреть фильмы на татарском языке и т.д.

 

Дэрдемэнд

Родился в с. Зирган Оренбургской (с 1865 Уфимской) губернии (сейчас это Мелеузовский район р. Башкортостан) в семье татарского купца. Большую часть жизни прожил в Оренбургской области. Его настоящее имя Рамеев Закир Садыкович. Но в своих стихах он использовал псевдоним «Дэрдемэнд», что с персидского языка означает «сострадающий». Обучался 2 года в Турции. Известен как общественно политический деятель. Издавал в Оренбурге мусульманские газеты Вакыт, Шуро, входил в состав попечительского совета медресе Хусаиния. Был высокообразованным человеком, много путешествовал по Европе.

В наследство от родителей ему перешли золотые прииски, с которых он сдал государству более 5 млн золота. На полученную прибыль он издавал книги татарских писателей, содержал десятки образовательных школ для татар, покровительствовал студентам-татарам, обучающимся в ВУЗах, строил мечети, открывал медресе. Умер 9 октября 1921 года в Орске. На его племяннице Камиле Рамеевой был женат Садри Максуди – российский, а позднее турецкий юрист.

Татарский пролив

Пролив между материком Евразия и островом Сахалин, соединяет Японское и Охотское моря. Происхождение названия объясняется тем, что термин «татары» в X – XVIII использовался не только к одному из многочисленных тюркоязычных народов, но и к большинству других тюркских народов. Свое название получил от французского мореплавателя Ж.Ф. Лаперуза.

Исмаил Гаспринский

Исмаил Гаспринский (1851— 1914) — выходец из небогатой крымско-татарской семьи. Учась в Милютинском кадетском училище в Москве, он воспитывался в семье известного публициста М. Н. Каткова. В доме Каткова юноша знакомится с И. С. Тургеневым. Встретившись с ним в Париже, Гаспринский станет личным секретарем писателя.

Гаспринского называют отцом тюркизма. Путешествуя по странам Востока, он приходит к идее объединения всех тюркских народов, создания единого тюркского литературного языка. С большими трудностями удалось начать выпуск общетюркской газеты «Тарджеман», лозунгом которой было «Единство в мыслях, словах и делах». Тюркская идея Гаспринского распространялась, прежде всего, на культурно-просветительскую деятельность.

Работая в медресе, он убеждается в необходимости преобразования мусульманских школ. Обучая русскому языку, Гаспринский применял не старый слоговый, а фонетический метод. «Новый метод» по-арабски — «Усул-и-джадид», отсюда и название — джадидизм.

Воззрениям кадимистов И. Гаспринский противопоставил джадидистские принципы:

реформирование начальных и средних мусульманских школ, не забыв об образовании женщин;
поскольку религия является главной опорой национальной идеи, подвергнуть реформе духовное управление;
овладевать русским языком.
Под влиянием «Тарджемана» в разных концах России открывались новые школы, мусульманские благотворительные учреждения.

Со временем термины «кадимизм» и «джадидизм» переросли область педагогических исканий и стали применяться в более широком смысле. Кадимистами называли консерваторов и даже реакционеров. «Джадидизм» стал синонимом нового, лозунгом борьбы передовой татарской буржуазии и интеллигенции.

Он выступал за его просвещение своего народа и за то, чтобы татарский народ занял достойное место среди процветающих и культурных наций.

 

Сююмбике

Сююмбике (1516-1557) – правительница Казанского ханства, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Идегея. Одна из первых мусульманок-глав государств в истории ислама.
Сююмбике – имя единственной женщины, которая правила Казанским Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике то есть «любимой госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ.

Существует легенда о правительнице. Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю.
Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромным войском, осадил город и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли.
После взятия Казани русскими войсками Сююмбике, чтобы не сдаваться захватчикам, якобы бросилась с башни, которая сегодня носит ее имя. Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться выйти замуж при условии, но попросила необычный свадебный подарок – самую высокую башню,которую русский царь за семь дней должен построить в Казани. Условия царицы были приняты и началось спешное строительство.
В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий.... К исходу седьмого дня башня была готова. И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу.
Во время пира Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань, Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз головой.
Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.

 

Рудольф Нуриев

Советский, британский и французский артист балета и балетмейстер.

Родился 17 марта 1938 года в поезде Транссибирский экспресс, который шел на дальний восток. С 7 лет занимался в кружках народного танца. В 1955 году студентом Ленинградского хореографического училища. В 1959 году на Всемирном Фестивале молодежи и студентов в Вене завоевал первую премию. В Период с 1958 по 1961 год в Кировском театре исполнил 15 ролей! В июне 1961 года во время гастролей в Париже он отказался возвращаться в СССР и попросил политического убежища. После этого он был принят в Гастрольную труппу Балета Маркиса де Куэваса, где исполнял партию в балете «спящая красавица». В 60-70-е годы Нуриев активно выступал с ведущими балетными труппами мира: Гранд Опера, Ла Скала, Американский балетный театр и тд. Рудольф Нуриев полностью изменил мужской балет, сделав роль танцовщика активной и значимой, сгладил антагонизм классического и современного балета. Пробовал себя в качестве хореографа, актера кино, дирижера. Умер от СПИДа 6 января 1993 года в Париже. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа.

 

51. Батырша

Батырша (1710 — 24 июня 1762) (в исторической литературе известен как Абдулла Алеев, настоящее имя Габдулла Галиев) – идеолог и предводитель башкирского восстания (1755 – 1756). Родился в селе Карышево ныне Балтачевского района Республики Башкортостан в мишарской семье. Учился в Медресе, затем работал учителем и муллой. Отличался глубоким знанием шариата. В 1955 году обратился к мусульманам края с воззванием, в котором разоблачал колониальную политику царизма в Башкортостане. Он призывал мусульман подняться на священную войну за веру и свободу. Воззвание явилось программой башкирского восстания 1755-1756 годов. В ходе восстания был схвачен, а позднее приговорен. К наказанию плетьми, вырыванию ноздрей и пожизненной каторге. Затем был отправлен в Шлиссельбургскую крепость на пожизненное заточение. Поднял бунт, убил 4 охранников и в схватке погиб сам.

Позднее Екатерина II принимая во внимание, что мусульмане Российской Империи недовольны своим положением в 1766 году дает разрешение о постройке каменной мечети. Так были построены первые мечети в Казани – Апанаевская и мечеть Марджани.

 

Садри Максуди

Садри Максуди — российский, а впоследствии турецкий юрист, государственный и общественно-политический деятель.

Родился в семье татарского муллы. С 1888 года учился в медресе Апанаева в Казани. В 1893 году в течение года учился в бахчисарайском медресе Исмаила Гаспринского, где в это же время преподавал его старший брат Ахмедхади Максуди. После смерти их отца братья в 1894 году возвращаются в Казань, где Ахмедхади пишет прошение о зачислении своего младшего брата в русскую учительскую школу, которую Садретдин закончил в 1901 году. По совету выдающегося татарского интеллектуала Исмаила Гаспринского отправился во Францию, где в 1901—1906 учился на юридическом факультете Парижского университета, и получил степень кандидата права. В первое время во Франции жил крайне бедно, но впоследствии стал работать корреспондентом парижской газеты и сам читал лекции о мусульманах в России и больше не нуждался.

В 1906 вернулся в Казань. Включился в политическую жизнь, был избран в созданный в ходе 3-го Всеросийского мусульманского съезда (Нижний Новгород, август 1906) ЦК партии «Иттифак аль-Муслимин». Депутат второй Государственной Думы от Казанской губернии. После роспуска второй думы был избран в Думу третьего созыва. В четвертый созыв Думы не был избран и вернулся в Казань, где занимался адвокатской практикой.

После Февральской революции член Казанского мусульманского комитета (создан 7 марта), член Временного центрального бюро российских мусульман, участвовал в нескольких съездах российских мусульман в Казани. Он выступал в защиту прав татарского, тюркских, мусульманских народов России.

5 января 1918 года Садри Максуди был избран председателем Милли Идарэ, органа национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири. Как образно пишет историк Айдар Хабутдинов, он стал отцом современной татарской нации. При Максуди татары образовали единый политический и культурный организм.

После захвата территории Казанской и Уфимской губерний большевиками эмигрировал в Финляндию.

Позднее выехал на Версальскую конференцию и остался во Франции в эмиграции. Преподавал в Сорбонне историю тюрок.

В 1924 году совершил поездку с курсом лекций в молодую Турецкую республику. Был приглашен Ататюрком участвовать в строительстве новой Турции.

Был одним из основателей юридической школы в Анкаре. Много лет преподавал там, а затем в Стамбульском университете. Играл важную роль в создании общества изучения турецкого языка и турецкой истории. Был автором многих трудов по истории и философии права. Трижды был членом турецкого парламента, в 1931—1935, 1935—1939 и 1950—1954. Также был членом турецкой делегации в Лиге Наций.

Умер в 1957 году. Внучка Садри Максуди, Гонуль Пултар, живет в Турции, доктор филологии, сейчас возглавляет Всемирную лигу татар.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: