Попробуем создать канву сценария.




Как написать сценарий игрового театрализованного представления

В предлагаемом варианте сценарной конструкции упор дела­ется, главным образом, на приеме «провокации», как основном двигателе действия.

Игра и зрелище - два вида развлечений, различие между ко­торыми

очевидно не только для специалиста, но и для самого неискушенного участника.

В первом случае вы лицо действующее - поете, танцуете, лезете на столб за сапогами и предаетесь другим ребячествам.

Во втором - только наблюдаете за другими, бурно сопереживаете им или остаетесь холодными, но не делаете ника­ких попыток как-то повлиять на их существование.

Игровое теат­рализованное представление сталкивает игру и зрелище.

Зритель получает возможность напрямую участвовать в действии, оказывать

влияние на происходящее на сцене. Однако то, что должно происходить «играючи», составляет большую головную боль для сценаристов.

Как включить зрителей в действо, происходящее на сценической площадке, как вовлечь их в представление - согласно канве сценария'?

Как сделать так, чтобы самодеятельность зрителей не разрушала, а развивала сю­жет в рамках, задуманных автором?

 

Попробуем создать канву сценария.

В данном случае это – «кощеи», «василисы», «иванушки», но могут быть и «бармалеи», «айболиты», «старики-хоттабычи» или «колобки», «шапок­ляки», «гномы» и т.п.

Итак, на сцене появляется нехороший Кощей Бессмертный, который заявляет, что никакого праздника детям не будет, по­скольку он украл волшебный ларец Василисы Прекрасной.

Исходное событие (кража ларца), происшедшее до начала представления, является таким образом провокацией, направленной на то, чтобы дети приняли сторону Василисы и в дальнейшем оказали ей помощь.

Сообщить о первом узелке сюжета и устроить пер­вую провокацию не обязательно должен сам Кощей. Мы можем узнать это и от Василисы, и от какого-нибудь пробегающего зверька. Еще лучше, если исходное событие случится на глазах у зрителей, причем, в игровой форме. Например, если до начала представления «добрый и озорной» Кощей устроит в фойе состя­зание на ловкость и смекалку, в результате которого дети помо­гут ему умыкнуть ларец - они ведь ещё не знают правды, не могут предположить, к каким последствиям приведет их игра. В этом случае провокация Кощея будет иметь очень сильные последст­вия, так как дети становятся соучастниками «преступления», хотя и невольными.

В обоих вариантах формируется отношение к Кощею и соз­даются предпосылки для сплочения той силы, которая будет про­тивостоять злым и недобрым персонажам. Кощей, оказавшись в оппозиции к зрителям, вынужден строить свои действия на про­вокационных игровых приемах, позволяющих ему обманывать и дурачить публику, и тем самым втягивать её в противостояние себе. Эту особенность существования Кощея надо учитывать сценаристу и актеру, воплощающему образ. Сценарист может использовать тут любые сценические приемы, от дразнилки до обидных шуток и куплетов в адрес зрителей и Василисы. Уме­стен также и традиционный «злодейский» монолог, в котором раскрываются коварные замыслы и задаются «обманные загадки», которые должны доказать, что дети «глуповаты» и «несооб­разительны». Главное, чтобы Кощей добился у детей желания выступить против него. Вот тут, как бы в азарте, он может «про­говориться» о том, при каких условиях его можно победить. Эта оговорка провоцирует последующие действия зрителей. Подоб­ные провокации облегчают работу сценаристу. Например, он «проговаривается», что стоит только Василисе прикоснуться до «вон того дерева», как к ней тут же вернется ларец. Дети, естест­венно, передадут эту информацию Василисе Конечно, Василиса эту помощь примет, до дерева дотронется и превратится... в Бабу-ягу, например: это второй обман Кощея (новая «провокация»)!

Основное событие: Василиса, которая могла помочь – больше не помощница! Таким образом, интрига обостряется: теперь детям надо и спасать Василису и возвращать ларец.

Чувство вины, которое испытывают дети, активизирует их «антикощейские» действия. Дети будут вынуждены искать пути спасения Василисы, способы спасения и героев, способных по­мочь в этом. Положим, выбор падает на Иванушку. Каким дол­жен быть этот герой? Если сценарист сделает его супергероем, то дальнейшее драматургическое развитие не состоится. Иванушка легко победит Кощея, а значит, и незачем было затевать сказку. Победу, трудную и заслуженную, должны одержать дети, и пер­вую победу они должны одержать над Иванушкой. Ведь Ива­нушке, в лучших традициях русских сказок, ничего не хочется делать, ничего не надо, да и вообще лень. Не исключено, что он и побаивается Кощея. Вот и придется детям сплачиваться, соеди­нять свою волю и энергию, чтобы убедить Иванушку, подвигнуть на борьбу и помочь ему.

Итак, мы подошли к центральномусобытию: у зрителей соз­дан максимальный настрой на победу, есть герой, готовый бро­сить вызов Кощею. Задача сценариста - подвести это «войско» к победе. Что может помочь детям-зрителям одолеть противника?

Первое: излишняя самоуверенность Кощея.

Второе: знание «болевых» точек врага.

Например, азартность Кощея, которая по­могла ему выиграть ларец в начале представления в фойе, теперь может оказать ему плохую услугу.

Нужно ли вовлекать детей в игровую борьбу с Кощеем? Без­условно! Конечно, самый простой путь - запрограммировать схватку, где Иванушка победит противника. Но тогда надо тут же заканчивать представление и распускать зрителей по домам, так как ничего оно детям уже дать не сможет Педагогическая цен­ность такого представления будет близка к нулю. Гораздо лучше дать детям шанс самим исправить ошибки, которые они сделали в начале. Тогда дети узнают вкус победы, а одно только это доро­гого стоит. К тому же мы сохраняем интригу борьбы. Кощей сильный соперник, он может победить, если дети будут плохо «воевать», не проявят воли, упорства, смекалки. Конечно же, раз у нас игровое представление, то борьба в нем должна быть на ос­нове игр, конкурсов, забав, потех. Задачи этой игровой борьбы самые разные: отвлечь Кощея (или его сподвижников) от охраны ларца, спровоцировать Кощея на действия, в результате которых будет расколдована Василиса, другие задачи, продиктованные фабулой. В поисках форм этой борьбы сценаристу должны по­мочь его эрудиция, в том числе знание игр, конкурсов, «прико­лов», розыгрышей и т.д., его фантазия (умение придумать новые формы игр и видоизменять старые), другие профессиональные навыки, например, умение переносить признаки, присущие од­ному предмету или явлению, на другие, лежащие в иной плоско­сти наших представлений и т.д.

Кощей, безусловно, включится в эту борьбу и увлечется ею. Понятно, что исполнитель роли должен владеть всем арсеналом массовика - затейника, шоумена, организатора. Иванушка будет одолевать злодея с помощью детей, а Кощею будут помогать его приспешники и слуги. Финальноесобытие - спасение Василисы - должно произойти в результате самой трудной и напряженной игровой борьбы.

Хорошая пьеса не та, которая заканчивается с последней точкой автора, а та, которая продолжает развиваться в сознании зрителей, уже давно покинувших зрительный зал. Ради того, что­бы это случилось, «безмолвствует» народ у Пушкина, застывают в немой сцене чиновники в «Ревизоре» Николая Гоголя.

Но у нас сценарий игрового представления для детей. Когда спасена Васи­лиса и возвращен ларец, должен состояться праздник – главное событие.

Ведь свои­ми действиями против злых сил дети этот праздник заслужили.

Тут сценарист вправе предложить самые разнообразные вариан­ты: веселый концерт, сказочную дискотеку, мультфильмы или еще что-то очень интересное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: