Нормативные документы, регулирующие деятельность образовательных организаций, реализующих АООП для обучающихся с РАС




Образование детей с расстройствами аутистического спектра – один из приоритетов в деятельности Минобрнауки России. Получение названной категорией обучающихся качественного доступного общего, а затем и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Российская Федерация взяла на себя обязательство по обеспечению права каждого человека на образование, закрепив этот принцип в статье 43 Конституции Российской Федерации, положениях Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 г., провозгласила недопустимость дискриминации в сфере образования (статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). В Законе определяются 2 категории обучающихся с особыми образовательными потребностями – дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Дети с расстройствами аутистического спектра как правило инвалидности не имеют и относятся к детям с ОВЗ. Согласно частям 2, 3 и 4 статьи 5 Закона каждому гарантируется вне зависимости от каких-либо обстоятельств получение общедоступного и бесплатного образования путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, том числе посредством организации инклюзивного образования обучающихся названной выше категории.

Частью 27 статьи 2 Закона впервые определено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В рамках данного понятия предусматривается вариативность форм образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (инклюзивно, в коррекционных классах общеобразовательных организаций и в отдельных образовательных организациях), а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе в форме дистанционного образования).

Существующие нормативные документы Российской Федерации практически соответствуют и отражают мировые тенденции развития образования лиц с особыми образовательными потребностями, закрепленных в основных международных актах по правам человека, среди которых:

Джомтьенская декларация (1990 г., Таиланд) об образовании для всех, в которой подчеркивается необходимость придания всеобщего характера доступа к образованию и содействие обеспечению равенства. Кроме того, особое внимание было уделено потребностям инвалидов в области образования, указано на необходимость принятия мер по обеспечению равного доступа к образованию для всех категорий инвалидов как неотъемлемой части системы образования.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г., резолюция 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН), в которых, в частности, отражаются задачи в области обеспечения доступности образования для инвалидов, указывается на элементы механизма реализации образования в интегрированных структурах (в рамках обычной школы). Помимо признания принципа равных возможностей лиц, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах, правило 6 определяет, что для обеспечения инвалидам возможностей в области образования в обычной школе государствам следует обеспечить гибкость учебных программ, подготовку преподавателей и оказание им поддержки. Лишь в случае, когда обучение в системе общего школьного образования не удовлетворяет потребностям всех инвалидов, можно предусмотреть специальное обучение. Оно должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования, и должно быть тесно с ним связано.

Саламанкская декларация, как наиболее подробный и содержательный акт в области инклюзивного образования (1994 г.) в статье 15 которой признается, что особое внимание следует уделять потребностям детей и молодежи с серьезными или многочисленными умственными и физическими недостатками, поскольку они имеют такие же права, как и другие, на достижение максимальной независимости, когда станут взрослыми, и должны получать образование с учетом их потенциальных возможностей достижения этой цели. В пункте 18 статьи 15 Саламанкской декларации указывается на необходимость в рамках образовательной политики предусматривать, что любой ребенок с умственными и физическими недостатками должен посещать ближайшую школу. Исключения из этого правила следует рассматривать в каждом случае отдельно, когда для удовлетворения потребностей конкретного ребенка можно предусмотреть только лишь образование в какой-либо специальной школе или специальном учреждении. В Саламанкской декларации закреплен основной принцип инклюзивной школы – все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Инклюзивные школы должны признавать и учитывать различные потребности своих учащихся путем приведения в соответствие различных видов и темпов обучения.

Указанные международные акты выражают добрую волю государств, международного сообщества в стремлении к реализации принципа равенства прав в области образования, а также намерение постепенно менять государственную политику и улучшать правила в рассматриваемой области социальных отношений с целью достижения равенства возможностей при получении образования. Статьи этих международных актов носят, в основном, характер рекомендаций, не соотносятся с требованиями «строгого» права.

Вместе с тем, любая подписанная и ратифицированная государством Конвенция ООН обязывает привести свое суверенное законодательство в соответствие с нормами, утвержденными Конвенцией. Таким образом, актом прямого действия, обязательным для исполнения на территории России, является Конвенция ООН о правах инвалидов, одобренная 13 декабря 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН. В контексте образования этот международный документ зафиксировал новый этап развития международного права – от заявления во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) о праве каждого человека на образование до обязательства государств – членов ООН обеспечить реализацию этого права для людей с инвалидностью, в том числе, через инклюзивное образование. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г. Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г., 3 мая 2012 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Основным законом Российской Федерации является Конституция, разработанная в соответствии с международными нормами и принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., признающая и гарантирующая права и свободы каждого человека и гражданина на общедоступное и бесплатное образование. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации указанная Конвенция является составной частью правовой системы государства. Подтверждает и разъясняет Конституцию Закон об образовании. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., который регламентирует право детей с ОВЗ и инвалидов на образование в течение всей жизни, а также обязывает федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названной категории, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию обучающихся с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.

В Законе предусмотрена отдельная статья, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ (статья 79 Закона). К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы. Частью 16 статьи 2 Закона впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Таким образом, категория «обучающийся с РАС» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения задач, в том числе, в части разработки оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации (далее – ИПР) руководителям федеральных государственных учреждений МСЭ рекомендуется направлять запросы о предоставлении сведений из протоколов и заключений ПМПК, приглашать для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребенка-инвалида.

Согласно части 3 статьи 79 под специальными условиями для получения образования обучающимися ОВЗ в Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии со статьей 79 Закона органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в образовательных организациях, как коррекционных классах, так и совместно с другими обучающимися.

Вопрос об определении формы и степени интеграции, инклюзии ребенка с ОВЗ в образовательную среду определяется рекомендациями ПМПК, исходя, прежде всего, из особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья при непосредственном участии его родителей (законных представителей) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Зачисление в образовательные организации детей с РАС регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования» и общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», и осуществляется на основании: личного заявления родителя (законного представителя) ребенка; заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий в соответствии с Положением о ПМПК. Также ПМПК решает вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, разрабатывает рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, в том числе относительно диагностического периода обучения в образовательной организации и проведения государственной итоговой аттестации. Заключение ПМПК для родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ носит рекомендательный характер. Вместе с тем, представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении ПМПК условий для обучения и воспитания детей.

Кроме того, обучение детей с инвалидностью регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 21 июля 2014 г., с изменениями от 6 апреля 2015 г.), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой в, том числе, является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами прав на получение образования и гарантия создания необходимых условий для его получения.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации, совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Закона, Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности – приказы Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» и от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», которые регламентируют особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ, предусматривают возможности инклюзивного и специального (коррекционного) образования.

Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в части дополнительного образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Мероприятия Минобрнауки России в части обеспечения доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с РАС включают в себя следующие ключевые составляющие:

внесение изменений в нормативные акты, регулирующие содержание образования и организацию образовательного процесса, с учетом особых потребностей инвалидов и лиц с РАС;

организационно-технические мероприятия по созданию сети методических центров и разработке образовательных программ, обеспечивающих наилучшие условия получения профессионального образования;

актуализация статистических данных по инвалидам и лицам с РАС, получающим профессиональное образование;

создание универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях профессионального образования;

организация систематической профориентационной работы с детьми-инвалидами и лицами с РАС – обучающимися общеобразовательных организациях и инвалидами, не занятыми трудовой деятельностью.

Основные результаты работы Минобрнауки России по решению этих задач состоят в следующем.

Для реализации Закона в части содержания профессионального образования и организации образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидностью Минобрнауки России изданы приказы:

«Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам» от 14 октября 2013 г. № 1145;

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» от 18 апреля 2013 г. № 292;

«Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» от 23 января 2014 г. № 36;

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 14 июня 2013 г. № 464;

«Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» от 29 октября 2013 г. № 1199;

«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» от 16 августа 2013 г. № 968;

«Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» от 12 сентября 2013 г. № 1061;

«О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 30 декабря 2010 г. № 2211;

«Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год» от 9 января 2014 года № 3;

«Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год» от 28 июля 2014 г. № 839;

«Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды» от 18 апреля 2013 г. № 291;

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 19 декабря 2013 г. № 1367;

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» от 19 ноября 2013 г. № 1259;

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры» от 19 ноября 2013 г. № 1258.

Названные приказы регламентируют особенности организации образовательного процесса по образовательным программам профессионального обучения и профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе с РАС, а также особенности организации приема данной категории лиц в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.

Предусмотрена возможность продления сроков получения профессионального образования названной категорией обучающихся, необходимость разработки образовательной организацией программ, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с РАС, обеспечения возможности обучения в дистанционном режиме в удобной для инвалида или лица с РАС форме.

В порядках приема граждан на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры содержатся обязательные требования по установлению квоты приема льготных категорий граждан и учету особенностей проведения для них вступительных испытаний.

В субъекты Российской Федерации Минобрнауки России направлены:

Методические рекомендации к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо от 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн);

Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо от 18 марта 2014 г. № 06-281);

Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (письмо от 22 апреля 2015 г. № 06-442).

В связи с изложенным, любая организация, осуществляющая образовательную деятельность (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования) обязана создать специальные условия для получения образования каждому обучающемуся с расстройствами аутистического спектра. Отказано в приеме в общеобразовательную организацию может быть только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Для лиц с нарушениями интеллекта предусмотрено получение по итогам обучения в общеобразовательной организации свидетельства об обучении, которое не является документом государственного образца об уровне образования, но позволяет осуществить прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта.

В соответствии со статьей 16 Закона об образовании предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 года №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Требования к кадровому обеспечению специалистами предусмотрены порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1015 (с изменениями 2015г.), согласно которому для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся в образовательной организации должно быть из расчета по одной штатной единице:

учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 – 12 учащихся с ОВЗ;

учителя-логопеда на каждые 6 – 12 учащихся с ОВЗ;

педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ОВЗ;

тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 – 6 учащихся с ОВЗ.

 

Специальные условия организации и проведения аттестационных мероприятий для детей с расстройствами аутистического спектра:

Промежуточная и итоговая оценка качества освоения основной/ адаптированной образовательной программы основного общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов содержательно должна соответствовать требованиям ФГОС, отражать динамику индивидуальных образовательных достижений учащегося с РАС. При этом промежуточная и итоговая аттестация должна проводиться в форме, учитывающей особые образовательные потребности и возможности учащегося.

Специальные требования при составлении пакета контрольно-измерительных материалов для учащихся с РАС должны учитывать особенности их развития. Рекомендуется максимально использовать различные системы тестирования. Ответы на вопросы и позиция ребенка могут быть изложены кратко, требования к объему изложенного материала не должны предъявляться.

Специальные условия сдачи экзаменов должны включать в себя:

- возможность выполнения экзаменационного задания в отдельном помещении в малой группе или индивидуально в присутствии сопровождающего - хорошо знакомого ребенку педагога;

- увеличение времени на выполнение экзаменационного задания;

- неограниченную возможность посетить туалет, утолить жажду, голод, снять эмоциональное напряжение посредством передвижения по экзаменационной аудитории, коридору;

- в случае обострения психического состояния во время сдачи экзамена (аффективное поведение, агрессия и самоагрессия, двигательное возбуждение, не поддающееся контролю и самоконтролю) должен быть составлен документ, фиксирующий данное событие и дающий возможность ребенку с РАС повторно сдавать данный экзамен;

- должна быть предусмотрена возможность сдачи экзамена в компьютерном варианте или на планшете с последующей распечаткой.

Учащийся с РАС должен иметь право получить документ об образовании с неполным перечнем предметов, относительно своих здоровых сверстников.

Учащийся с РАС должен иметь право получить документ об образовании с указанием тех предметов, которые он изучал в ОУ в соответствии с АОП и по которым прошел итоговую аттестацию.

Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Учащиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или переводятся на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, или по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Учащиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или переводятся на обучение, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии,

- по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с расстройствами аутистического спектра,, реализуемым в образовательной организации (классе);

- по адаптированной образовательной программе обучающегося с расстройствами аутистического спектра, разрабатываемой Организацией на основе Основной образовательной программы.

Организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, осуществляется в общеобразовательных организациях, с учетом заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии по созданию специальных образовательных условий.

В заключении комиссии, заполненном на бланке должны быть обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

При необходимости создания специальных условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов даются рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи.

Рекомендуемое количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в условиях инклюзивного образования - не более 4 человек на класс, численностью 20 человек.

В классе, численностью 20 человек, могут обучаться до 4 обучающихся с ОВЗ.

Материально-техническое обеспечение образования детей с РАС должно отвечать не только общим, но их особым образовательным потребностям:

• к организации пространства, в котором обучается ребёнок с РАС;

• к организации временного режима обучения;

• к организации рабочего места ребёнка с РАС;

• к техническим средствам обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с РАС;

• к специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения, электронным приложениям к учебникам, отвечающим особым образовательным потребностям детей с РАС;

Организация пространства Организации

Наличие дополнительного многофункционального пространства:

· - комната /место для отдыха учащегося;

· - кабинет для коррекционных занятий;

· - игровая комната /зона;

· - двигательная зона;

· - выделенное место для родителей, ожидающих ребенка

Зонирование пространства класса:

- учебная зона - зона отдыха и / или игровая;

- индивидуальные парты с изменяющимся углом наклона; закрепленной подставкой для ручек, карандашей, и приспособлений для крепления индивидуального расписания/ правил

- «конторка» для изменения рабочего положения учащегося (при необходимости)

- «тихое» место в классе, где учащийся с РАС может уединиться, присутствуя при этом на уроке;

- стенды для мобильной смены дидактических материалов;

· ширма /палатка;

· мягкие маты и модули;

· наборы игр для театрализации;

· правила поведения в школе, классе; наборы пиктограмм для составления визуализированного распорядка дня; видов деятельности на уроках;

схемы, диаграммы, алгоритмы действий.

Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по основным общеобразовательным программам, адаптированным основным общеобразовательным программам и адаптированным образовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.

Обучение детей-инвалидов на дому регламентируется нормативно-правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ и организуется по адаптированным образовательным программам, разработанным для каждого ребенка образовательной организацией.

Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы утвержден письмом Минпроса РСФСР от 8 июля 1980 г. N 281-м и Минздрава РСФСР от 28 июля 1980 г. N 17-13-186) «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы".

Адаптированную образовательную программу для ребенка с инвалидностью, обучающегося на дому, разрабатывают специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) (учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др.) с использованием основной образовательной программы образовательной организации, адаптированной основной образовательной программы образовательной организации с учетом психофизических особенностей ребенка.

Формы организации процесса обучения на дому детей с инвалидностью определяются индивидуальным учебным планом адаптированной образовательной программы, предусматривающим групповые, индивидуальные коррекционные занятия, проводимые как на дому, так и в условиях школы.

Образовательная организация детям-инвалидам, обучающимся на дому:

предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;

обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: