Анализ результатов анкетирования родителей.




Родительское собрание в разновозрастной группе от 1,6 до 4 лет

«Сюжетно – ролевая игра в жизни ребенка»

 

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей раннего возраста.
Задачи:

· Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.

· Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

· Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.

Участники: воспитатель, родители.

Место проведения: актовый зал.

План проведения:

1. Вступительный этап.

Игра «Приветствие».

2. Основная часть.

3. Подведение итогов собрания:

Рефлексия.

 

Ход мероприятия:

1. Вступительный этап:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей встрече.

Игра «Приветствие»

Все участники встают в круг, чтобы поздороваться и поприветствовать друг друга. Каждый участник здоровается, называет свое имя и на первую букву своего имени называет какое - либо качество, присуще ему. Например: Наталья - надежная, Светлана - смешливая и т.д.

В век новых технологий дети стали играть все меньше и меньше. Они много времени проводят у телевизора, компьютера. Смотрят мультфильмы, разные передачи и фильмы. По мнению многих психологов, ученых, игра занимает ведущее место в жизни дошкольников. Существует огромное количество игр: дидактические, сюжетно - ролевые, настольные, подвижные, театрализованные. Сегодня мы с вами поговорим о сюжетно-ролевой игре.

2. Основная часть:

Анализ результатов анкетирования родителей.

Уважаемые родители, накануне собрания мы провели анонимное анкетирование. Благодарим вас за ваши откровенные ответы. Они помогут нам сегодня обозначить круг актуальных вопросов по теме собрания. Итак, были получены следующие результаты:

1. Все родители - 100% считают, что ребенок играет часто дома

2. На вопрос «Как ваш ребенок играет?», были получены следующие результаты: умеет играть самостоятельно 67%; не всегда играет самостоятельно 33%.

3. 100% родителейответили, что ребенок вовлекает вас в свою игру.

4. Все дети любят играть в подвижные игры, в том числе играют в настольные и сюжетно – ролевые игры по 24 %.

5. На вопрос «Как ваш ребенок выбирает и развивает сюжеты своих игр?», были получены следующие результаты: самостоятельно создает игровой замысел 25%, тематика игр всегда очень разнообразна 42%, может играть в одну и ту же игру часто и подолгу 33%.

6. 55,5% родителей считают, что ребенок играет с 3-5 детьми; 44,5% родителей считают – считается с интересами других детей.

7. 54% родителей считают, что ребенок берет сюжеты для своих игр из наблюдений; 38,5% родителей считают – из мультфильмов; 7,5% от детей.

8. Все родители - 100% считают, что ребенок проявляет интерес к действиям взрослых.

9. 100% родителей ответили, что совместная игра с ребенком воспитывает у него качества необходимые в будущем.

10. Все родители считают, что игра помогает ребенку развиваться.

Как видим, у многих из нас недостаточно знаний по данному вопросу. Давайте сегодня рассмотрим эту проблему.

Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для ребенка – это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.

- Великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

- Объясните, как вы понимаете слова Макаренко. (Рассуждение родителей.)

Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили, воспоминая о наших детских играх и забавах.

- Уважаемые родители, в какие игры вы любили играть в детстве? (ответы родителей)
- А в какие игры любят играть, ваши дети?

Будущей адаптации ребенка в современном обществе, развитию умения общаться со сверстниками помогают «сюжетно-ролевые игры». Вспомните свое детство. Кто в детстве не играл в магазин, в аптеку, в школу, в больницу…. Конечно же играли. Понаблюдайте за своими детьми.

- Играют ли в эти игры ваши дети? Если нет, то подумайте почему?

- А если играют, то в какие (добрые или злые)? Ведь во многом ребенок, как только научился говорить, он копирует поведение своих родителей.

Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. И если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое время провождение – вы глубоко ошибаетесь. В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка.
Существуют несколько видов игровой деятельности. Это индивидуально предметная, которая возникает в раннем возрасте от полугода до двух лет, предметно подражательная, которая проявляется на втором году жизни и сюжетно-ролевая.

Что такое сюжетно-ролевые игры?
Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.
Сюжетно-ролевые игры занимают свое место в жизни ребенка тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. В процессе у ребенка появится желание копировать действия взрослых, он научится взаимодействовать с другими детьми в игре, или взрослыми.
Изначально сюжетно-ролевая игра проявляется в обычном подражании взрослого ребенком. Малыш самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать, что-то ремонтирует. Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации: «посещение больницы», «поход в магазин» и т. д.
На этом этапе в сюжетно-ролевую игру добавляется диалог действующих лиц. Здесь очень кстати будет помощь родителя. Если вы будете помогать малышу в игре, то уже к двум с половиной годам ребенок будет самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры вместе со своими игрушками.

Структура сюжетно-ролевой игры:

· Воображаемая ситуация. Вторая реальность создаётся после того, как один из игроков произносит слова «как будто».

· Сюжет. Это события, которые происходят в игре: посетители парикмахерской ждут очереди на стрижку, доктор принимает пациентов, мама моет посуду и т.д.

· Роль. Во время игры ребенок не просто действует за своего героя, но проживает его жизнь. Количество и разнообразие ролей зависят от возраста играющих и особенностей сюжета.

· Отношения. Для этого вида игр характерны два плана отношений: игровые и реальные. Игровое взаимодействие – это разговор «мамы» и «дочки», диалог «продавца» и «покупателей», «врача» и «пациента». В реальные отношения дети вступают, чтобы обсудить варианты развития игры, оспорить поведение участников.

· Правила. Это только на первый взгляд кажется, что такой вид игры не содержит правил. На самом деле они есть, но выражены не столь явно. Так, если дети играют в больницу, то ребёнок, исполняющий роль врача, должен быть в белом халате, сидеть в «кабинете», чётко следовать логике совершаемых действий: осматривать «больного» и ставить диагноз. Если вместо этого он начнёт танцевать или взвешивать муляжи овощей, то правила будут нарушены.

Дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Подражая взрослым, ребенок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает.

Сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Игра - отражение жизни. Здесь все понарошку, как будто. В сюжетно-ролевой игре есть сюжет и роли.

Значение сюжетно-ролевой игры на развитие детей очень велико.

1. В игре придумывается сюжет - значит, развивается фантазия.

2. В игре ведутся диалоги между играющими - значит, развивается речь.

3. Используются заместители предметов - развивается воображение.

4. Придумываются костюмы - дети проявляют творчество.

5. В игре познается окружающий мир.

6. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

7. Развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам).

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет

деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в

общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Существует огромное количество сюжетно-ролевых игр.

Мы с вами сейчас представим себя маленькими и поиграем. Разделимся на 2 группы. Одна группа будет играть в «Доктора», другая – в «Семью». Для подготовки 10 минут.

Далее каждая группа родителей поиграла в предложенную игру. После игры попытались ответить на вопросы:

- Какие возникли сложности в игре?

В нашей группе дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры: магазин, семья, парикмахерская, больница, автобус, театр, строители, повар (смотри презентацию).

Основные особенности сюжетно – ролевой игры:

1. Соблюдение правил. Правила регулируют действия ребёнка и взрослого и говорят, что иногда нужно делать то, чего совсем не хочется.

2. Социальный мотив игр. Игра – это возможность для ребёнка попасть в мире взрослых, попробовать самому разобраться в отношениях между людьми.

3. В сюжетно – ролевой игре происходит эмоциональное развитие ребенка, так как игра очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны.

4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Это связано с тем, что развитие замысла игры связано с общим умственным развитием ребёнка, а также с формированием его интересов.

5. Развитие речи. В создании образа персонажа особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания других игроков.

Таким образом, необходимо помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.

Анализ ситуации

А сейчас предлагаю вам проанализировать ситуацию:

На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель.

Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

За что же ты их хочешь расстрелять? снова обращается к мальчику педагог.

Атак, ни за что... Я разбойник! Сейчас совершу на них на лет! В голосе недружелюбные нотки.

Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю.

Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистона ми, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.

Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.

А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например...

А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

Какое значение, по-вашему, мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?

В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: