Интенсивно складывающаяся в России новая социальная стратификация - это 'своеобразный социальный мост между прошлым и будущим, между советским обществом эпохи СССР и новым, постсоветским, черты которого сегодня еще не ясны. И именно потому, что они не ясны, важно разобраться в том, какие перемены в системе социальных групп - классов, социальных слоев - начали происходить и происходят с распадом СССР и отказом от диктатуры КПСС.
Формирование новой социальной стратификации - это социальный процесс, который отличается от множества других социальных процессов, идущих в стране, по крайней мере, двумя фундаментальными особенностями. Во-первых, в отличие от таких процессов, как, например, рост безработицы или. динамика миграции, этот процесс затрагивает не какие-либо отдельные, а все.группы общества. В стране одновременно меняются старые и возникают новые классы и слои, причем то и другое взаимосвязано между собой. Действительно, новая политическая элита, фермеры, банкиры, крупные и средние промышленные капиталисты, безработные, менеджеры частных фирм и многие другие группы зарождались в России практически одновременно по мере перемен, про-исхбдивших в политическом режиме и экономике.
Во-вторых, новая стратификация формируется не столь открыто, не столь заметно, как, например, миграция беженцев или рост забастовок. Это вполне естественно, поскольку новая социальная структура возникает не враз, не в один-два года. Напротив, формирование новой системы классов и слоев, как правило, растягивается на целые исторические эпохи.
Исключительна и роль этого процесса: формирование новой социальной стратификации - это главный социальный механизм формирования нового типа общества, в нашем случае - нового в сравнении с советским обществом эпохи СССР. К тому моменту, когда в стране окончательно сложится новая политическая система и новая - капиталистическая экономика, в ней завершится и про-
|
' Рывкина Розалина Владимировна - российский социолог, руководитель лаборатории экономической социологии Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук.
цесс формирования новой социальной стратификации. Более того, именно формирование новой социальной стратификации будет. главным показателем того, что переходный период завершился и новый (в сравнении с СССР) тип социальной системы сложился.
Столь большая роль процесса формирования новой социальной стратификации объясняется тем, что все перемены в экономике и политической системе проявляются через «человеческий фактор»: в процессе исчезновения одних и появления других его черт. Не случайно социальную стратификацию называют «человеческим измерением» тех перемен, которые происходят в системе экономических и политических отношений. Между этими отношениями и социальной стратификацией всегда складывается определенная симметрия. В частности, в таких обществах, каким было советское и каким является нынешнее российское, многие черты основных классов и слоев (в первую очередь их экономическое положение и место в структуре власти) приобретают «теневой» характер именно из-за «теневых» черт экономики и политики.
Какие же перемены происходят в системе социальных классов и слоев на этапе, когда старый политический строй и старая экономическая система рушатся и на смену им приходят новые экономические и политические отношения? '
|
Представляется, что главными являются четыре процесса:
1) изменение роли и социально-экономического положения бывшего господствующего класса СССР - партийно-советской номенклатуры, формирование в России нового господствующего класса;
2) изменение социально-экономического положения тех социальных групп, которые в СССР считались системообразующими, -рабочего класса, колхозного крестьянства'и интеллигенции;
3) формирование новых классов, которых в советской истории страны не было;
4) формирование новой системы общественных (межклассовых, межгрупповых) отношений, базирующихся на новых отношениях власти и собственности.
В своей совокупности эти четыре процесса постепенно формируют общество, которое и по составу, и по характеру классов будет отличаться от того, каким было советское.
Если попытаться охарактеризовать эти направления перемен более обобщенно, то надо отметить их черты.
Во-первых, общество, идущее на смену советскому, формируется как многосубъектное: одновременно возникает целое созбез-дие новых социальных групп.
Во-вторых, при всей связи нынешних классов и слоев с ранее существовавшими генезис разных групп нынешнего российского общества различен: одних из них ранее в стране никогда не было (например, новые «номинальные собственники», возникшие после первого этапа приватизации), другие, напротив, имеют давние корни, существовали до 1917 г. и ныне пытаются возродиться, восстановить утраченные традиции (например, монархисты), третьи существовали в СССР и сейчас видоизменяются (например, правящий класс), четвертые сохраняются в советском варианте (например, учителя государственных школ).
|
В-третьих, перемены происходят на трех уровнях: статусном, поведенческом и ментальном, т. е. одновременно меняются и со--циально-экономическое положение групп, и их активность, и состояние их сознания.
Все это приводит к выводу о важности и одновременно чрезвычайной сложности процесса формирования новой социальной стратификации в России. Как же изучать его, каких методов, подходов он требует?...
«Схватить» процесс формирования новой социальной стратификации с помощью только эмпирических социологических методов - анкетных опросов или интервью - невозможно. Составить какую-то картину в принципе можно лишь с помощью включенного наблюдения и анализа прессы. Но и с их помощью можно отразить лишь какие-то фрагменты общего процесса, к тому же взятые «на момент обследования». Но процесс этот должен наблюдаться на протяжении длительных отрезков времени - как минимум десятилетий.
По всем этим причинам изучать стратификационные перемены приходится с помощью их теоретического анализа. Инструментом такого анализа может служить разработанная в зарубежной социологии теория социальной стратификации.
Немного истории. До середины 80-х годов термин «социальная стратификация» в научной литературе СССР почти не использовался, на него был наложен идеологический запрет. Действительно, разработанная в западной социологии концепция социальной стратификации (Дэвис, Мур, Парсонс, Лассвелл, Бурдье и др.) была опасной для власти, поскольку наводила на мысль о существо-
вании в СССР властвующей элиты и безвластных «низов». Но это идеологи ЦК КПСС категорически отрицали...
До эпохи гласности в научной литературе использовалось менее опасное для власти понятие «социальная структура советского общества». С помощью этого понятия истинная стратификация в СССР (которая находилась «в тени») маскировалась под «социальное равенство свободных от эксплуатации работников». Такая маскировка была возможна потому, что идеологический аппарат ЦК КПСС жестко и успешно «держал оборону» против детально разработаннЬй в США и Европе теории социальной стратификации. Ведь эта теория давала и критерии для анализа социальной дифференциации, и методы сбора информации. Поэтому идеологи КПСС ее ужасно боялись.
Нынешняя деидеологизация, снятие с обществоведения идеологических запретов позволили обратиться к анализу социальной стратификации с использованием сложившихся в мировой науке методов и подходов. Но специфика переходного периода именно в России требует не только этого.1 Чтобы понять, как возникает новая социальная стратификация, нужно обратиться к советскому прошлому и попытаться провести «пунктирные линии» между ним и нынешним российским обществом. Для этого придется напомнить некоторые факты.
До перестройки вопрос о том, из каких классов состоит советское общество, был как бы решен - решен в том смысле, что в стране господствовала официальная точка зрения КПСС: общество победившего социализма состоит из трех групп: 1) рабочего класса, 2) колхозного крестьянства и 3) трудовой интеллигенции, «прослойки» между ними. На этой концепции базировались основные политические документ страны - Конституция СССР, Программа КПСС, постановления СМ СССР, и другие, лежащие в основе проводимой политики. Как бы ни критиковали эту концепцию ученые, но нельзя отрицать:' в немалой мере по ней жили.
Столь же общепризнано было и то, что, кроме рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции, в стране существуют еще и управленческий аппарат, кадры управления, аппаратчики. Считалось, что они входят в состав трудовой интеллигенции и потому как бы не нарушают картины морально-политического единства общества-. Хотя многие и понимали, что такое «аппарат» на самом деле, но все же большинство населения считало, что в СССР все более или менее равны.
Такое представление поддерживалось четырьмя фундаментальными обстоятельствами.
Во-первых, идеологи КПСС тщательно маскировали реальную структуру советского общества, прежде всего его господствующий класс. Поскольку, кроме рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, никаких других классов не признавалось, то получалось, что никакого правящего, господствующего класса в СССР нет. На этот миф работали основные политические лозунги («партия и народ едины»), внедрявшие идею слитности, идентичности партийно-советского аппарата и народа...
Во-вторых, идея о социальном равенстве в советском обществе разделялась если не подавляющим большинством населения страны, то многими советскими людьми. Ведь в доперестроечной России, кроме диссидентов, никаких открытых оппозиционных политических партий не было. Открыто никто власть не критиковал. Советский социальный порядок держался не только на боязни репрессий, но и на представлении миллионов людей о социальном равенстве всех членов общества. Групповые же экономические интересы, которые, конечно, были, оставались нереализованными.
В-третьих, номенклатура в СССР была хорошо выдрессирована. Она исправно выполняла предписания Политбюро ЦК КПСС:
привычно и без огласки получала положенные привилегии, выполняла традиционные для СССР правила взаимодействия с трудящимися: проводила массовые кампании, организовывала соцсоревнование, вовлекала «низы» в управление производством. Все это «питало» идеологический миф об аппаратчиках как части трудовой интеллигенции. К тому же, как я уже отмечала, привилегии номенклатуры строго регламентировались и тщательно скрывались...
В-четвертых, представление о равенстве всех социальных классов и слоев в СССР поддерживалось весьма эффективной системой идеологической обработки масс. Эта обработка создала укоренившийся в сознании населения образ советского общества как системы, основанной на морально-политическом единстве и социалистической.взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. Этот образ, изложенный в канонизированном «Кратком курсе истории ВКП(б)», впитывался людьми с молоком матери -внедрялся в системе дошкольного воспитания, в школе, в институте, в кружка^ политобразования, сеть которых пронизывала всю страну. В результате человек смотрел на реальную жизнь через
призму впитанной с детства идеологии. Истинной реальности он чаще всего не видел.
В-пятых, советское общество было обществом трудовых коллективов. Трудовые коллективы решали практически все социальные вопросы семей трудящихся: обеспечивали жильем, путевками, местами в детские учреждения, дефицитными товарами. В коллективах формировались групповые нормы, соответствовавшие идеологическим установкам государства и партии. Это поддерживало идеологию социального равенства.
Эти обстоятельства создали нетривиальную ситуацию: истинное строение общества было как бы «в тени». И хотя не только западные политологи и советские диссиденты, но и многие «простые люди» в СССР понимали, что на самом деле общество устроено иначе, чем рисуют идеологи, но официальная идеология и политика как бы заглушали реальныеотношения.
... с середины 80-х годов советское общество вдруг задвигалось и начало меняться. Что именно, какие стороны общества пришли в движение? Ведь одно дело, если меняются названия городов и улиц, фасады зданий и облик магазинов, и совсем другое,.если возникают новые классы. Чтобы уточнить, какие перемены начались в середине 80-х годов, напомню, что понятие «общество» трактуется двояко. «Простые люди» понимают его в широком смысле, как совокупность всего того, что окружает живущих в данную эпоху людей, - от состояния торговли и программ телевидения до тех, кто правит страной. В отличие от такого понимания общества ученые говорят о нем и в более узком смысле - как о совокупности основных, наиболее важных социальных групп, взаимоотношения между которыми определяют целостность общества, его способность к нормальному функционированию и развитию.
Эти два взгляда не исключают друг друга, а отражают два уровня общества как сложного организма. Поэтому естественно, что те изменения, та динамика, которые начались в середине 80-х годов, захватили оба названных уровня общества: и совокупность взаимосвязанных социальных групп, и все остальные «реалии», всю социальную среду, окружающую эти группы. В соответствии с двумя уровнями общества можно говорить и о двух уровнях перестройки. Во-первых, о перестройке всей социальной среды, включая материально-вещественную и информационную. Во-вторых, о перестройке в узком смысле слова, т. е. о переменах в составе и структуре социальных классов и слоев общества, его социальной стратификации. Вторая группа изменений зависит от первой.
Главными факторами структурных перемен были: 1) снятие цензуры и введение гласности; 2) отказ от диктатуры КПСС;
3) идеологическая переориентация, отказ от принципов коммунистической идеологии; 4) ослабление государственного регулирования экономики. Эти факторы в течение всего постсоветского периода действовали и продолжают действовать в одном направлении, усиливая друг друга.
О роли гласности. Освободившаяся пресса раскрывала все новые и новые преступления власти, дезавуируя ее в глазах общества. Тем самым аппаратчики все более утрачивали свой «властный потенциал», былую управленческую мощь. Ведь управление - это принятие решений за других. И если выясняется, что властвующий слой общества - это преступники, то их властные возможности подрываются: они теряют возможность управлять по-старому, ибо население страны более не хочет им подчиняться.
Столь же очевидно влияние идеологической переориентации на структурную перестройку общества. Действительно, «новое мышление», пришедшее на смену коммунистической идеологий, «общечеловеческие ценности», пришедшие на смену классовым, социалистическим, - все это освобождало людей от традиционных для СССР идейных ограничений в политике и экономике, способствовало развязыванию всяческой инициативы, направленной на реализацию таких новых ценностей, как «демократия» и «рынок». Наконец, официальный отказ от диктатуры аппарата КПСС и советского государства в экономике, разрушение этих двух самых мощных политических институтов СССР способствовали тому, что постепенно, но неуклонно экономическая власть перемещалась в другие руки. Но в какие?
Парадоксальный факт: хотя диктатура структурных звеньев, организаций КПСС и Советов ломалась, но экономическая сила агентов этих организаций, напротив, росла. Более того, именно открытый слом старых организаций КПСС и государства создал своего рода «ковер», под которым из бывших чиновников партийно-советского аппарата успешно формировались новые социальные группы - новые собственники, новый господствующий класс. Главным условием, способствовавшим успеху этого процесса, было официальное декларирование перехода к рыночным формам хозяйствования. Распространявшиеся с первой половины 80-х годов кооперативы, арендные предприятия при всей их «псевдорыночности,». создавали благоприятные условия для завоевания номенклатурой тех экономических позиций, которых она ра-
нее не имела и в которых остро нуждалась. Поэтому трех перестроенных акций Горбачева - гласности, «нового мышления» и «новых форм хозяйствования» - было более чем достаточно для того, чтобы номенклатура могла взамен старых обрести новые социальные роли.
Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. -М., 1998. -С. 303-311. 208
Содержание
I. Психология и социология личности | |
ВИЛЬЯМ ДЖЕМС: ПРЕДТЕЧА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ | |
У.ДЖЕЙМС ЛИЧНОСТЬ | |
ПСИХОАНАЛИЗ КАК ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ | |
3. ФРЕЙД Я И ОНО | |
КАРЛ ЮНГ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | |
К. Г. ЮНГ ПРОБЛЕМЫДУШИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | |
К. ЮНГ СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА | |
ПРИРОДА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. | |
АБРАХАМ МАСЛОУ | |
А.Г. МАСЛОУ ДАЛЬНИЕ ПРЕДЕЛЫЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ | |
ИСТОКИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ | |
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. ЖАН ПИАЖЕ | |
Ж.ПИАЖЕ ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА | |
ЭРИК ЭРИКСОН. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ. КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ | |
Э. ЭРИКСОН. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ:ЭПИГЕНЕЗ ИДЕНТИЧНОСТИ | |
КУЛИ ЧАРЛЬЗ ХОРТОН | |
Ч. КУЛИ СОЦИАЛЬНАЯ САМОСТЬ | |
ДЖ. Г. МИД - ОСНОВОПОЛОЖНИК СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА | |
ДЖ. МИД A3 И Я | |
РОБЕРТ КИНГ МЕРТОН. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ АНОМИИ И АНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ | |
Р. МЕРТОН СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И АНОМИЯ | |
II. Социология и социальная психология групп и общностей | |
Я. ЩЕПАНЬСКИЙ ГРУППА | |
Т. М. МИЛЛЗ 0 СОЦИОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП | |
Ч. КУЛИ ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ | |
Т. ШИБУТАНИ ВАРИАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ | |
ДЖ. ХОМАНС СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОБМЕН | |
Т.М. ВЬЮКОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДОВ | |
Э. Ф. ВОУГЕЛ СЕМЬЯ И РОДСТВО | |
Ч. ТИЛЛИ ФОРМЫУРБАНИЗАЦИИ | |
III. Социальная стратификация и социальная мобильность | |
СОРОКИН СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ | |
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, ЕЕ ФОРМЫИ ФЛУКТУАЦИИ | |
Е. БЕРГЕЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ | |
К. ДЭВИС, У. МУР НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫСТРАТИФИКАЦИИ | |
Б. БАРБЕР СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ | |
Р. В. РЫБКИНА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ | |
Содержание |