Сказка «О деревьях-характерах» И. Вачков
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.
На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.
Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь — от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле.
|
Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви — ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.
У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто…
2. Противоположные черты характера:
Положительная | Отрицательная | Положительная | Отрицательная |
Трудолюбивый | Ленивый | Смелый | Трусливый |
Честный | Лживый | Тихий | Шумный |
Щедрый | Жадный | Послушный | Шаловливый |
Вежливый | Грубый | Благородный | Подлый |
Весёлый | Грустный | Умный | Глупый |
3. Перечень сказочных героев: Мальвина, Буратино, Дюймовочка, Винни-Пух, Герда, Карлсон, Шапокляк, Чебурашка, Лиса Алиса, Кот Базилио, Красная Шапочка, Пьеро, Карабас-Барабас, Алёнушка, Доктор Айболит, Мэри Поппинс, Почтальон Печкин, Маугли, Царевна-Несмеяна, Иван-Царевич, Гарри Поттер, Золушка, Незнайка, Баба Яга.
|
В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо?
У меня секретов нет, —
слушайте, детишки, —
папы этого ответ
помещаю в книжке.
— Если ветер крыши рвет,
если град загрохал, —
каждый знает — это вот
для прогулок плохо.
Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это - очень хорошо
и большим и детям.
Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице, —
ясно, это плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого не хочу
даже вставить в книжку.
Этот вот кричит: - Не трожь
тех, кто меньше ростом! —
Этот мальчик так хорош,
загляденье просто!
Если ты порвал подряд
книжицу и мячик,
то ребята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик любит труд,
тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут:
он хороший мальчик.
От вороны карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Это очень плохо.
Этот, хоть и сам с вершок,
спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
в жизни пригодится.
Этот в грязь полез и рад,
что грязна рубаха.
Про такого говорят:
он плохой, неряха.
Этот чистит валенки,
моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни это каждый сын,
Знай любой ребенок:
вырастет из сына cвин,
если сын - свиненок,
Мальчик радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду делать хорошо,
|
и не буду - плохо ».
Практические задания:
1. Прочитать «Сказку о Деревьях-Характерах».
Ответить на вопросы: о чём вы узнали из этой сказки? Как вы думаете, растёт ли в этом волшебном лесу ваше Дерево-Характера? Какое оно?
Нарисовать своё Дерево-Характера.
2. Родители называют любую черту характера (в помощь – таблица с противоположными чертами), ребенку необходимо назвать противоположную. Для примера: черное – белое, теплое – холодное.
3. Игра «Сказочный художник». Водящему необходимо выбрать известного сказочного героя (можно воспользоваться перечнем из теоретической части), необходимо описывать характер героя, чтоб остальные участники игры угадали, какого героя он загадал.
4. Прочитать стихотворение «Что такое хорошо…» В. Маяковского.
Обсудить, какие черты характера называются хорошими, какие – плохими.
Называть ребенку черту характера (воспользуйтесь таблицей из теоретической части), он должен назвать, она является хорошей или плохой.
5. Игра «Зеркало». Состоит из двух частей.
Первая – зеркало физическое: 2 человека встают друг напротив друга, один – человек, другой – зеркало. Человек показывает движения, зеркало в точности повторяет. Затем игроки меняются.
Вторая часть – психологическая. Ребенку предлагается закрыть глаза, представить, что перед ним волшебное зеркало, которое показывает не отражение лица, тела, а характер. Необходимо внимательно всмотреться в это волшебное зеркало, затем открыть глаза и рассказать, что он увидел в нём.