МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 341 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА г ВОЛГОГРАДА
Методическая разработка ролевой игры
Авторы:
Герасименко С. В.,
Виницкая И. В.,
Русскова В. М.
г. Волгоград
2014 г.
«ВЕСЕЛАЯ ЯРМАРКА»
Цель: воспитывать интерес к народной культуре, к русским народным традициям, расширить представления детей о товарах, торговле и развлечениях на ярмарке.
Форма проведения: ролевая игра.
Педагогические средства: отгадывание загадок, беседа, театрализация, игра.
Оборудование:
– компьютер;
– проектор;
– экран;
– компьютерная презентация;
– колонки;
– диски с аудиозаписями песен и музыки к танцам;
– русские народные костюмы (коробейников, скоморохов и пр.);
– музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные, колокольчики, бубны, погремушки);
– костюмы кота Белобока, медведя, Мухи-Цокотухи;
– столы;
– скатерти;
– глиняные горшки;
– лотки;
– корзины;
– товары для продажи на ярмарке (для ролевой игры).
Предварительная работа:
1. выполнение с детьми поделок из пластилина, глины, теста; из бумаги, картона, природных материалов (кора, желуди, солома и др.);
1) разучивание песен, игр и танцев («Жили у бабуси два веселых гуся», «Во поле береза стояла», «Матрешечки», кадриль);
2) распределение ролей, разучивание стихов, песен;
3) оформление музыкального зала в русском народном стиле: на столах лотки с товаром (поделками).
Участники: дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, воспитатели (скоморохи, торговцы товара, коробейники, медведь, кот Белобок).
Организация детской деятельности
У входа в зал всех гостей встречают скоморохи. Звучит русская народная музыка (слайд 1).
|
Скоморох 1-й:
Внимание! Внимание!
Народное гуляние.
Торопись, честной народ,
Всех нас ярмарка зовет!
Скоморох 2-й:
Все спешите!
На ярмарку заходите!
Товары поглядите,
Да что-нибудь купите!
Дети заходят в зал: торговцы проходят за столы с лотками (слайд 2).
Торговцы зазывают народ.
Торговец 1-й:
Почтеннейшие господа!
К нам пожалуйте сюда!
Привезли мы на базар
Раздиковинный товар!
Торговец 2-й:
Подходите, подходите!
На товары поглядите.
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка,
И не книжки, не тетрадки.
А веселые загадки.
Кто загадки отгадает,
Тот товар и забирает.
(Слайд 3.)
Торговец 1-й (берет товар, показывает и загадывает загадку):
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Дети отвечают.
(Деньги, монеты.)
Первому, угадавшему правильно ответ, торговец отдает свой товар.
Торговец 2-й:
Деньги, конечно, очень важны,
Но для чего они нужны?
Дети отвечают (покупать товар, копить, класть в банк). За правильные ответы торговец отдает свои товары.
Торговец 1-й:
Ребята! Назовите героев сказок, мультфильмов, которые покупали, продавали, менялись, собирали или копили деньги (слайд 4).
(Муха-Цокотуха, Буратино, кот Матроскин.)
Дети отвечают и получают от торговца товары.
Звучит веселая музыка (слайд 5). На ярмарке появляется Муха-Цокотуха. К ней подбегает Скоморох 1-й и дразнит.
Скоморох 1-й:
Пришла Муха на базар
Покупать себе товар.
Появляется Коробейник.
Коробейник:
|
Пряники расписные,
Мятные, ароматные!
К чаю душистому
Угощенье знатное!
Муха: сколько стоят пряники?
Коробейник:мятные – 5 рублей, ореховые – 7 рублей. Купите все пряники – цена дешевле!
Скоморох 1-й:ребята! Кто объяснит Мухе, что значит «продавать товар оптом»?
Дети отвечают. За правильные ответы торговцы отдают свои товары.
Появляется Скоморох 2-й. Подходит к одному из торговцев:
Скоморох 2-й:
Что у вас здесь, покажите,
Про товар свой расскажите.
(Слайд 6.)
Торговец 2-й:
Наши матрешки – загляденье,
Всем гостям на удивление.
Только их поставишь в ряд –
Будут петь семь дней подряд!
Скоморох 2-й:
Пыль клубится по дорожке,
В пляс пошли наши матрешки!
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Мы немножко посидим,
На девчонок поглядим.
Танец «Матрешечки».
Скоморох 1-й:
Что ж, ребята, вы сидите?
Аль играть вы не хотите?
Скоморохи организуют игру «Золотые ворота» (приложение 1).
Пара детей на роль ворот выбирается по считалке.
Скоморох 1-й:
Аты-баты – шли солдаты,
Аты-баты – на базар,
Аты-баты – что купили?
Аты-баты – самовар.
Аты-баты – сколько стоит?
Аты-баты – три рубля.
Аты-баты – кто выходит?
Аты-баты – ты и я.
Дети играют под веселую музыку и произносят слова:
Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Скоморох 2-й:
Тары-бары-растабары,
Рекламируем товары!
Звучит музыка, выходит медведь с бочкой меда (слайд 7).
На ярмарке появляется кот Белобок.
|
Медведь рекламирует мед.
Медведь:
Я мед душистый поставляю,
Всех зверей я им снабжаю.
Ценился мед во все века,
Везли его издалека.
Продукт для взрослых и детей.
Вкус лета в нем, цветов, полей!
Весны и солнца аромат
Напомнить он зимою рад.
Защитник наш от всех болезней.
Что может меда быть полезней?
Белобок (заинтересовавшись рекламой):
А сколько стоит твой медок?
Куплю и спрячу в погребок!
Медведь:
Я сделки по бартеру осуществляю,
Мед на другие товары меняю.
Товар – на товар, обмен – за обмен
Так нынче живет медведь-бизнесмен.
Белобок:
Вот еще мне незадача:
Не продает – меняет, значит!
Что б такое мне купить,
Чтобы Мише угодить?
Куплю Мише платок,
Чтоб отдал мне свой медок.
Надо мед мне получить
Чтоб меня зимой лечить.
Скоморох 2-й:
Тары-бары-растабары
Рекламируем товары!
Скоморох 1-й:
Тары-бары-налетайте
И товар наш покупайте!
Выходит Коробейник с лотком, на котором лежат платки, ленты, тесьма (слайд 8).
Коробейник 2-й:
Вот платочки расписные,
Уголочки золотые,
По краям узоры
Привлекают взоры.
Красавицы, налетайте,
Выбирайте, покупайте!
Вынимайте кошельки,
Девки, бабы, мужики!
Белобок подходит к Коробейнику, рассматривает платки.
Белобок:
Мише я куплю платок,
Обменяю на медок.
Будет Миша платку рад?
Не спросить ли у ребят?
Подскажите мне, ребята,
У вас опыт есть богатый.
Вы ходили в магазины,
Там смотрели на витрины,
Покупали вы игрушки,
Ленты, шарики, хлопушки.
Белобоку подскажите,
Платок теплый покажите!
Дети:
Нет, нет, Белобок!
Ты не покупай платок!
Мише он совсем не нужен,
Он ведь не боится стужи.
Выходит Коробейник с лотком, на котором лежат сладости: леденцы, петушки на палочке, шоколадки (слайд 9).
Белобок подходит к нему, рассматривает его товар.
Коробейник 3-й:
Покупайте сладости
Для ребячьей радости!
Дети любят мармелад,
Шоколадные конфеты,
Торты, слойки и печенье,
Крем, домашнее варенье
И хрустящие орешки, –
Будут рады сладкоежки.
Белобок (размышляя):
Конфета бывает простой и с помадкой,
Немного с кислинкой и приторно-сладкой,
В обёртке блестящей и малоприглядной,
Клубничной, малиновой и шоколадной.
И мягкой, и твёрдой, и даже тягучей,
Бывает орешков в ней целая куча.
И каждый, кто пробовал, сам понимает:
Ненужной она – никогда не бывает!
(Д. Половнев)
Коробейник 3-й:
Конфета – это вкусно, конфета – это сладко,
А лучшая конфета – большая шоколадка!
Белобок:
Куплю Мише шоколад,
Миша будет очень рад!
Подскажите мне, ребята,
Сколько надо шоколада,
Чтоб его на мед менять,
Килограммов этак пять?
Дети:
Нет, нет Белобок!
Не отдаст медведь медок.
Шоколад ему не нужен,
Он малину ест на ужин.
Белобок:
Чтобы Мише угодить,
Надо ягоду купить!
Скоморох 2-й:
Тары-бары-растабары,
Рекламируем товары!
(Слайд 10.)
Коробейник 4-й (с корзиной малины):
Вкусная, душистая,
Сладкая – не кислая,
Спелая малина,
Целая корзина!
Вы малину покупайте,
Скидку вы не прозевайте!
Белобок подходит к Коробейнику:
Белобок:
Мне малины – две корзины!
Вот тебе дружок полтина.
Мне отдаст медведь медок,
Запасу его я впрок!
(Слайд 11.)
Скоморох 1-й:
А сейчас, детвора, на внимание игра.
Я руками хлоп-хлоп.
Вы ногами топ-топ.
Я ногами топ-топ,
Вы руками хлоп-хлоп.
Я скажу – кричите, как мыши вы молчите.
Я скажу – молчите, что мочи есть кричите.
Поняли?
(Дети играют.)
Скоморох 2-й:
Мы – веселые ребята,
Мы – ребята просто класс!
Пусть же музыка играет,
Спляшем мы кадриль сейчас!
(Дети танцуют танец кадриль.)
Скоморох 1-й:
А теперь мы с вами вместе
Попоем, ребята, песни!
Звучит музыка, дети поют песни («Жили у бабуси два веселых гуся», «Во поле береза стояла».)
Скоморохи организуют игру «Наоборот».
(Слайд 12.)
Скоморох 1-й:
Торопись, честной народ,
Играть в игру «Наоборот»!
Кто быстрее угадает,
Приз хороший получает!
Скоморохи объясняют правила игры. К предлагаемым словам детям надо найти противоположные по смыслу слова.
Скоморох 2-й:
Был ты толстым,
Стал худым,
Старый –
Стал вдруг молодым,
Зло переросло в добро,
То, что тяжело – в легко.
Скоморохи называют слова, на которые детям нужно найти противоположное по значению слово (слайды 13–18).
Трудолюбивый – ленивый
Покупатель – продавец
Много – мало
Дорого – дешево
Богатый – бедный
Доход – расход
Опт – розница
Тратить – копить
Дети угадывают, скоморохи
раздают призы.
(Слайд 19.)
Скоморох 2-й:
Тары-бары-растабары!
Раскупили все товары!
Скоморох 1-й:
Ярмарку мы закрываем
И на чай всех приглашаем!
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Изобразительное искусство. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия/авт.– сост. Е.С. Туманова, Л.Ю. Романова, Т.В. Старостина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 222 с.
2. https://festival.1september.ru/articles/516334/
3. https://area7.ru/metodic-material.php?14470
4. https://www.razumniki.ru/stihi_pro_edu_i_produkty.html
Приложение 1