Часть 1 – Общетеоретические, социальные и эвристические аспекты.




Ахаратная пранаяма

 

Ахаратная пранаяма - это общее название для группы высокоэффективных дыхательных практик имеющих отношение как к йогической традиции пранаямы, так и к современным интегративным психотехнологиям.

Ахарата - слово, принадлежащее одной из терминологических систем йоги. У этого слова множество значений, но все они так или иначе связаны с потоком энергии и творческой воли космического, или я бы сказал - космологического происхождения. Это поток, которым и является весь человек в глобальном ракурсе. В данном случае под "ахаратой" понимается вся энергетическая система человека, во всей совокупности своих элементов, подсистем, т.н. энергетических каналов, узлов и происходящих в ней процессов физиологического, психоэнергетического, информационного и тонкого - духовного планов. Причем система рассматривается в динамическом и творческом аспектах - как поток мира, луч творения и живая нить в ткани бытия.

Пранаяма - это раздел йоги, посвященный овладению биоэнергетической реальностью и в частности биоэнергетикой собственного организма и психики посредством дыхательных техник и специальных приемов мышечно-волевого контроля. Слово "пранаяма" в переводе означает «укрощение праны» (энергетической, полевой составляющей мира и человеческого организма в частности) - это солидная система методов, большая часть которых связанна с дыханием. Ее иногда даже называют наукой о дыхании, но методы пранаямы включают в себя не только дыхательные элементы, а также так называемые крийи, что означает особые действия – т.е. упражнения.

Управляя ощущением праны, человек получает возможность управлять тонкими процессами в теле, управлять своей психикой, как в сфере сознательного восприятия, так и неосознаваемым содержанием, переводя его в сознательную сферу в той или иной форме. Тонкость ощущения праны соответствует тонкости процессов в организме и в психике. То есть в материальной и в психической сфере. Человек может достичь возможности управления работой органов, далее процессами клеточного уровня, молекулярного, атомарного и, наконец, квантового и гравитационного. Это так же касается тонкости владения собственным сознанием, восприятием и психическим содержанием. Прана существует и функционирует не только в живых, с человеческой точки зрения, существах. Прана существует как непрерывное мировое поле бесконечной протяженности. Мир можно представить как проявление разнообразия его интенсивностей.

 

Йогическое понятие праны имеет свои аналоги во многих других культурах и учениях. Наиболее известно понятие об энергии «Ци» у китайцев, «Ки» у Японцев, и вероятно «биоэнергия» в экстрасенсорике так же может быть приравнена к пране. Современная наука сформировала концепцию Морфогенетического или Морфогенного поля что, похоже, соответствует йогическому понятию праны, или, во всяком случае, концепция морфогенного поля близка к концепции праны и отражает, затрагивает некоторые ее аспекты. Автор концепции морфогенного поля – Руперт Шелдрейк.

 

Пранаяма использует дыхание и избирательные напряжения мышц для управления праной или психической энергией. На физиологическом и биохимическом уровне дыхание осуществляет газообмен, но с точки зрения йоги у дыхания так же есть и другая функция – управление праной. Дыхание это как бы ритмический процесс, определяющий движение праны. Жизнь это и есть движение праны – пока мы дышим, мы живем. Дыхание движет Прану постоянно и движение праны зависит от характера нашего дыхания. Большую часть времени мы дышим неосознанно, автоматически. Характер дыхания всегда отражает характер нашей деятельности или активности, и так же отражает наше психическое состояние, наши эмоции и характер, и направление наших мыслей. И так же наше дыхание управляется неосознаваемыми программами подсознания. Дыхание стереотипно - мы как бы существуем в ограниченном наборе способов дышать и таков же наш набор способов испытывать чувства, набор наших способов реагирования, алгоритмов мышления и видов активности. Течение энергии в теле и психике сильно зависит о напряжения в теле. Напряжение в мышцах создает энергетическое напряжение в соответствующей области, но оно так же блокирует течение энергии через эту область.

 

Современные люди носят тяжелые панцири хронического напряжения. Для них йога начинается с "распускания" панциря, с освобождения от хронического напряжения, накопленного за долгие годы. – Это сразу же приводит к ярким изменениям в личности и характере. Это ещё не процесс развития и роста - это процесс преодоления болезненности и ущербности - процесс исцеления. Йога превращается в инструмент ювелирной отточки мастерства управления энергией и состоянием сознания, потоком внимания и органами чувств, лишь после того как достигнута относительная психологическая и энергетическая целостность, исцеление. Тогда тонкость процессов, с которыми контактирует сознание, увеличится и практикующий в процессе практики йоги сможет медитационно "залезать" глубоко в подсознание, решая все более тонкие проблемы или же уже строя, творя самого себя, формируя новые структуры сознания, новые режимы функционирования и формы самоосознавания.

 

Полный контроль над телом - это полный контроль над энергетикой. Соответственно истинно и обратное. Контроль над энергетикой - это контроль над психическими процессами, а так же процессами, протекающими на биохимическом и физиологическом уровне. Фактически это обретение власти над собственным здоровьем, благополучием и эффективностью в творчестве, познании и повседневной жизни. Я думаю это уже новый эволюционный шаг, ибо решающее значение начинают иметь новообретённые функции психики и нервной системы. Функции, обретённые в ходе самостоятельно-мотивированной и целенаправленной практики эволюционного характера. Говоря проще - в ходе практики саморазвития.

 

В западной психотерапевтической практике так же как и в йоге хорошо развиты методики работы с психическим содержанием через взаимодействие с телом и тем как оно выражает психическое во внешних проявлениях. Такая работа приводит к разрешению внутренних конфликтов и поразительно оздоравливает. Уровень здоровья и свободы от недугов растет пропорционально снижению внутрипсихического напряжения и разрешению психологических конфликтов, устранению в сознании диссонансов. Такая практика в психотерапевтических системах запада известна как телесно-ориентированная психотерапия и психология. Основоположником и начинателем этого явления стал гениальный психолог, один из учеников-отступников Фрейда - Вильгельм Райх. Позже обширную и многогранную работу Райха переработал психолог Александр Лоуэн и создал солидную систему телесно-ориентированных психотехник, внеся большой вклад в психологию тела. Но итоговым и грандиозным результатом поисков западной глубинной психологии стала Трансперсональная психология и Интегративная психотерапия, давшие миру практику холотропного дыхания.

В системах мировоззрения ассоциирующихся с йогой есть представления об общемировом поле и едином сознании космоса - сознании всего бытия. Они постулируют, что человек в изменённых состояниях сознания вызванных медитацией или иными средствами может пережить себя чем угодно, любым аспектом бытия, и это будет субъективным переживанием реального, объективного предмета, явления или существа. Долгое время эти представления для западного человека были фантастическими, учитывая, что расхожее мнение утверждает, что на развитие навыков медитации уходят многие годы. Никто себе не мог позволить отправиться в подобное исследование. А тех, кто все же решался на кажущуюся авантюру и достигал успехов, начинали считать экзальтированными философами, фантазёрами-мечтателями, мистификаторами-обманщиками, а то и вовсе потерявшими рассудок. Но так было до тех пор, пока современная наука в лице трансперсональной психологии не подтвердила истинность многих положений подобных мировоззренческих систем. Представления о реальности были перевернуты до такой степени, что многие ученые испугались и решили не принимать вызова. Многие представители науки предпочли незнание полному пересмотру картины мира и обнаружению себя на неопределённое время в незнакомом мире, в непонимании, неизвестности и неопределённости, стоя перед вызовом строить концептуальное, теоретическое здание научного мировоззрения почти заново. Здание, пошатнувшееся и местами разбитое до основания. Современный научный мир уже более 50 лет находится в состоянии шока и иногда, кажется, что в нем ожил дух средневековья с его фанатизмом и инквизицией охраняющей невежественность официальной системы.

Те же ученые что смогли найти в себе смелость, достаточную открытость, честность и благородство быстро освоились с открывшимися перспективами. Они обнаружили, что сферы знания и опыта, о которых идет речь, не только хорошо поддаются научному изучению и осмыслению, но и отлично согласуются со многими недавно разработанными, но уже полностью принятыми и проверенными научными представлениями. Многие концепции, которые возникли на иной почве для разрешения каких-либо частных парадоксов, но не получившие дальнейшего развития из-за отсутствия опытного и фактического материала, буквально получили второе рождение и приобрели новую глубину встретив новые фактические данные со стороны исследований сознания. Особенно это коснулось представлений о нелокальности информации и факта нелокального квантового взаимодействия, из которого выросла теория Дэвида Бома о скрытом и развернутом порядке, хорошо выраженная метафорой вселенной как голограммы. С другой стороны, попытки соотнести многие новые факты с уже существующими моделями и теориями дали новый заряд, вдохновение и новые подходы последним, что во многих случаях привело к значительным прорывам. В частности это коснулось нейронаук и стимулировало развитие моделей функционирования мозга. Были рождены новые подходы к пониманию процессов восприятия и конструирования реальности мозгом. Это в свою очередь добавило огня фантазии физикам, занимающимся исследованием природы реальности на квантовом и системном уровнях. Это дало многое и в обратной связи для понимания природы трансперсонального уровня сознания и его соотношения с известным нам миром стабильных форм.

Я сделал это отступление для обозначения научных сфер, связанных прямо с предметом этой работы. Заинтересованный и любознательный читатель сможет отправиться в путешествие познания новых сфер знания на адекватном сознанию современного человека уровне - то есть без отрыва от широкого контекста научного восприятия мира. И в первую очередь я порекомендую ему книгу сооснователя (вместе с А. Маслоу) трансперсональной психологии С. Грофа "За пределами мозга". Это самая фундаментальная и широкоохватная работа ученого. В ней подробно рассмотрены все проблемы и противоречия современной науки, рассмотрены на легкодоступном для понимания уровне большинство теорий и концепций, актуальных для научного понимания трансперсональной сферы в интеграции с естественнонаучным знанием. В книге дан полный обзор мира глубинной психологии и психотерапии в историческом развороте от Фрейда до современных исследований сознания и трансперсональной психологии. Раскрываются концепции основных значимых фигур глубинной психологии с анализом и разрешением их противоречий. В книге так же предложена и объяснена методика психического исследования и исцеления использующая те же принципы, что и Ахаратная пранаяма. Очевидно, в дальнейшем эта методика, будучи полностью исследованной, проверенной и пройдя испытания, дала в доработке всемирно известную технику трансперсональной психологии, автором которой является С. Гроф - холотропное дыхание. Так же не обойдены вниманием проблемы и ущербность самой парадигмы современной психиатрии с ее образом человека, пониманием природы психики и критериями психического здоровья. Так или иначе, это одна из основных проблем современной цивилизации - извращение образов и критериев здоровья, гармонии и красоты. Заканчивается книга рассмотрением глобальной перманентной кризисной ситуации в современном мире. Современный глобальный кризис рассмотрен в социально-психологическом, политико-экономическом, а так же системно-экологическом разворотах. Показана решающая роль переосмысления научной и социальной, ценностной парадигмы. Показана невозможность такого переосмысления в широком социальном масштабе без познания, освоения и трансформации глубинных психических сил и масштабного психоэнергетического исцеления человечества с переходом на новый уровень духовного сознания и индивидуальной ответственности за судьбу мира. Подобная же трансформация возможна лишь при ответственном и широкомасштабном психологическом образовании и изменения статуса психологии в общественном сознании. При этом люди должны осознать исключительную важность их индивидуальной включенности во всеобщий процесс и необходимость установки на развитие.

Ахаратная пранаяма в этом контексте это методика работы с психическими силами на всех уровнях глубины. Пранаяма, напомню, в переводе с санскрита это "обуздание" и "укрощение" праны. Глубинные архетипы, разнообразные глубинные мощные силы коллективного бессознательного, инстинктивные силы и энергии перинатальной (околородовой) памяти, энергии воспоминаний из личной биографии, содержащиеся в них эмоции, как счастливые, так и связанные с психотравмирующем опытом - все это представлено праной в нашей "ахарате", в нашем теле. Тело с его биоэнергетическим, то есть праническими, узлами и центрами - это экран, монитор на который может быть выведена любая информация, содержащаяся в бесконечности вселенной. Тело это антенна и излучатель любой пранической энергии имеющейся во вселенной. Но как в квантовой физике вероятность проявления частицы в любой точке пространства выше нуля, но не одинакова в разных его точках - так и вероятность проявления того или иного психического материала, тех или иных психических энергий не одинакова. И распределение этих вероятностей, конечно же, подчинено вполне понятной логике. Интенсивные эмоции, вызвавшие психологическую травму - то есть болезненные изменения личности, подавленные в момент вызвавшей их ситуации и в дальнейшем забытые, во время практики ахаратной пранаямы должны прорываться на поверхность сознания, что даёт возможность их полного проживания, без сопротивления и подавления. Это приводит к эмоциональному очищению и интеграции освобожденного от запертой энергии опыта. Эти переживания с очевидно-большей вероятностью проявятся в практике самоисследования у человека, лично пережившего обозначенные травмирующие события. Хотя теоретически есть вероятность переживания в изменённом состоянии сознания одним человеком событий из жизни другого, что может иметь место при определённых формах ясновидения, в некоторых спонтанных переживаниях в ИСС, а так же во сне. Подобные явления не так уж редки при практике интенсивных интегративных психотехник, к которым относится Ахаратная Пранаяма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: