Методы индивидуального подхода




 

Процесс формирования привычных форм поведения, черт личности отличается некоторым своеобразным в зависимости от типа нервной системы учащегося.

Для мастера-воспитателя далеко не безразлично, имеет ли он дело с учеником, относящимся к возбудимому. Спокойному или слабому типу нервной системы: безудержный которому соответствует холерический темперамент, живой (сангвинический темперамент), спокойный (флегматический (слабый) меланхолический темперамент. Принадлежность учащегося к одному из этих типов определен специфику воспитательных воздействий.

Для импульсивного, вспыльчивого неусидчивого учащегося необходимы сдержанная, спокойная, но твердая требовательность. Представитель слабого типа нервной системы робкий, застенчивый, неуверенный в себе и легко травмируемый ученик - требует поддержки, подбадривания. В отношении этих учащихся не следует прибегать к сильным мерам воздействия, суровым наказаниям, резким оценкам. Различным должен быть и тон в обращении с ними, не следует как правило, резко, эмоционально и сурово разговаривать с учащимися, склонными к быстрому возбуждению, или очень заторможенным у первых это может вызвать перевозбуждение, озлобление, взрыв", у вторых, наоборот полную заторможенность, состояние угнетения и подавленности. Мастеру следует помнить, что оптимальны тон в отношении и тех. И других - спокойно - доброжелательный. В целом индивидуальный подход предполагает внимательное, доброжелательное отношение к каждому учащемуся. Доверия к его нравственным силам, потенциальным возможностям. В любых ситуациях и проявлениях перед учащимися никогда не следует закрывать пути к исправлению, совершенствованию. улучшению и наконец. Следует подчеркнуть хорошо известное положение: индивидуальны подход предполагает умение воспитателя опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого учащегося, в частности, на его интересы и склонности любовь к спорту, чтению, музыки, рисованию и т.д. на его здоровые нравственные тенденции (пусть при неприемлемых формах их выражения), на доброжелательное отношение к товарищам, даже на чувство юмора. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на них поведение учащиеся, поощряя положительные поступки. Мастер - воспитатель легче может добиться своей цели.

 

3.3 Работа с "трудными подростками"

 

Особое место в индивидуальной воспитательной работы мастера занимает работа с "трудными учащимися.

Под трудными, педагогически запущенными учащимися подразумевается подростки, систематически нарушающие установленные нормы поведения в учебных заведениях и вне его, допускающие случаи правонарушения, не выполняющие своих учебных и общественных обязанностей и часто не поддающихся эффективным по отношению к другим учащимся формам и методам педагогического воздействия.

Трудный подросток - результат неправильного воспитания. Как правило мастеру приходиться иметь дело с трудными подростками, которые еще до училища в школе имели определенные негативные отклонения в поведении. Поэтому индивидуальная воспитательная работа с ними в большей степени носит характер перевоспитания.

Работа с рудными учащимися начинается с момента подачи ими заявление о поступлении в училище. Внимательное изучение документов. Первое знакомство, предварительная беседа с учащимися уже дает некоторое представление о нём. Затем, в течении одного-двух месяцев. мастер более обстоятельно познакомившись с новыми учащимися, должен вывить тех, кто требует особенно глубоко индивидуальной работы. Это подростки, совершившие ранее правонарушения и поставленные на учёт инспекцией по делам несовершеннолетних, те кто систематически нарушает учебную и трудовую дисциплину, вступает в конфликт с учащимися и взрослыми. Также подростки, приобщенные к алкоголю.

Самое главное условие успешной работы с педагогически запущенными подростками - приобщение их к активной жизненной деятельности ученического коллектива.

Опираясь на их сильные стороны и естественные интересы. Это тем более важно, что трудный подросток, как правило замкнут. Нуждается в здоровом работоспособном коллективе, часто находится в изоляции среди сверстников, не чувствует себя нужным и полезным в коллективе.

В работе с педагогическими запущенными подростками недопустимо злоупотребление частыми индивидуальными беседами и излишними морализованием. Всяческие формы и методы разъяснения и убеждению необходимы, но это не основные средства перевоспитания.

Главное - организация образа жизни учащегося, приобщение к общественно - полезной деятельности, формирование активного отношения к жизни, к труду, к людям. Трудный подросток привык к наказаниям, нотациям, плохим отношением. Поэтому, они часто не играют сколько-нибудь значимой роли в работе с педагогически запущенными учащимися. В противоположность этому хорошие отметки. Поощрения, просто доброе слово, стимулирование положительных дел и поступков всегда более эффективнее в их обучении и воспитании. Поэтому мастер, не снижая общего уровня требований и критериев оценки, должен умело использовать политику оценок, оценочных суждений, поощрений и других положительных форм воздействия в работе с трудными подростками. В работе с трудными подростками необходима постепенность. Поэтому нельзя рассчитывать на "молниеносное" к тому же всесторонние их исправление. В работе с каждым учащимся нужно наметить главные её линии и этапы, по принципу перехода от более простого к более сложному. Надо начинать с отдельных маленьких поручений, успешное выполнение которых вызывает удовлетворение. Зарождает веру в некоторые свои возможности, способствует формированию необходимых для общественно - полезной работ умений и навыков. Наращивая постепенно сложность, ответственность поручений, представляя возможность проявить инициативу, умело помогая, подбадривая втягивая в общественную ответственность - так шаг за шагом мастер оказывает воспитательное влияние на учащихся.

У большинства трудных подростков сложились неправильное отношение с людьми, прежде всего со взрослыми. Это - прямое отражение неверной позиции самих взрослых с малых лет жизни ребенка., а в результате - недоверие к взрослым, неуважительное отношение, порой даже враждебность. Отрицательное отношение к конкретным людям они неправомерно обобщают и переносят на всех или многих людей вообще. Но эти особенности не являются глубокой и устойчивой, она скорее поверхностная, А по существу любые, в том числе и трудные подростки, остро ощущают потребность в заботе, тепле, ласке, только стесняются этого и скрывают такую потребность под личинкой грубости и дерзости. Именно поэтому наряду с любыми другими формами перевоспитания совершенно необходимо индивидуальное шефство над трудными подростками.

Во-первых, шефство не должно и не может быть навязано - оно должно быть абсолютно добровольным.

Во-вторых, шефство должно рассматриваться и пониматься как одна из ответственных общественных обязанностей.

В-третьих, шефом может быть лишь тот, кто искренне расположен к ребятам, кто понимает их и сумеет установить с ними дружеский контакт.

В-четвертых, индивидуальное шефство не эпизод, а длительные, может быть, многолетние отношения между двумя людьми.

В-пятых, самые лучшие шефы над подростками - как правило, молодые люди. В шефской работе привлекаются молодые рабочие, студенты педагогических Вузов, молодые преподаватели.

Отсутствие развитых духовных потребностей и интересов проявления и в отношении трудных учащихся к учению. Большинство таких подростков учиться плохо. И происходит это по всему не от каких-то врожденных недостатков их умственного развития. Низкий культурный уровень семей большинства таких учащихся не обеспечивает воспитания должной познавательной направленности и активности. Это сказывается на их отношении к учению уже в начальной школе: им неинтересно учиться. При отсутствии индивидуальной работы познавательные интересы деформируются, не обеспечивается умственное развитие в процессе обучения, ребёнок не овладевает соответствующими мыслительными операциями, не учиться и не умеет учиться. Успеваемость длительное время остается низкой или плохой, падают стимулы к учению, теряется вера в свои способности и возможности. Неуспеваемость становиться хронической.

Всё это проявляется в учебной деятельности таких учащихся и в училище. Если к производственному обучению многие из них относятся с интересом, то к теоретическим предметам профессионально - технического цикла интерес уже значительно ниже, и то отношение к общеобразовательным дисциплинам он отсутствует почти полностью. Исправить положение может только активизация учащихся на всех занятиях, обучение приёмами умственной деятельности, воспитание умений логически мыслить, постоянно развитие познавательной самостоятельности. Мастеру нужно умело использовать повышенный интерес таких учащихся к производственному обучению, производительному труду, показывая важность теоретических познаний, требуя применения на практике знаний, полученных на уроках теории, сталкивая учащихся с необходимостью глубокого теоретического обоснования выполняемых трудовых действий. Большое значение имеет привлечение учащихся в технические кружки, приобщение к рационализации, изобретательству.

 


Правовое воспитание

 

В широкую сферу нравственного воспитания трудных подростков включается и правовое воспитание. Таких учащихся особое значение имеет реализация принципа неотвратимости наказания. Ни один проступок учащегося не должен пройти мимо внимания педагогического и ученического коллектива. Проводить правовой всеобуч учащихся:

проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.

разъяснение учащимся ответственности за ведомо ложные сообщения о фактах терроризма, о неподобающим поведении вблизи железных дорог;

проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву;

изучение государственных и международных документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка.

Большинство правонарушений и преступлений совершаются несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому учебные заведения, мастер группы, классный руководитель должен уделять самое серьезное внимание борьбе с этими тяжёлым пороком. Главное средство и условие предупреждения алкоголизма у подростков - высокий уровень воспитательной работы с ними. Всесторонне развитие их духовных потребностей и интересов организация их содержательного досуга, разъяснение вреда алкоголя для здоровья человека, прежде всего для его нервной системы и психике, а также для будущей жизни и потомства, как о вреде курения, наркотиков и т.п.


Заключение

 

До сих пор речь шла об индивидуальном подходе к воспитанию как средству предупреждению и устранения определенных негативных качеств отдельных учащихся. Вместе с тем, индивидуального подхода в воспитательной работе с группой требует все учащееся, ибо каждый учащийся - это личность с присущими только ей индивидуальными качествами. Индивидуальный подход мастера к воспитательной работе проявляется в различных методах и приёмах, основные из них - это оказание помощи в подготовке воспитания на собрании, на конференции, совет в выборе кружков, секции. Индивидуальные беседы на различные житейские темы и т.п. так как во время учёбы каждый учащейся проявляется по своему, индивидуально, что требует соответствующего индивидуального отношения к нему мастера. Главное во всех индивидуальных контактах мастера с учащимися - постоянное развитие их положительных нравственных качеств. Стимулирование и углубление стремления к совершенствованию, формированию мировоззрения учащихся, их жизненной позиции. Процесс нравственного воспитания и перевоспитания трудных подростков на уроках и во внеурочное время даёт положительный эффект только в том случае, если в работе будут использоваться разнообразные средства педагогического воздействия, влияющие на их нравственную сферу, а самое главное: Чтобы быть услышанным, нужно говорить, Но еще важней учиться слушать. Воспитатель может чудеса творить, понимая досконально душу. А понять подростка можно лишь тогда, если жить не параллельно - рядом. И только тогда можно добиваться положительных результатов.

 


Список использованной литературыэ

 

1. "Справочная книга мастера производственного обучения" (Тамарин Н.И., Шафаренко М.С. Высшая школа 1988 г)

2. "Педагогика". П. Баранов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: