Легенда о Тесее и Минотавре




Словарь

Дромос – полого спускающийся коридор

Камарес – созданные на Крите керамические сосуды, по форме похожие на живые существа со свободно располагающейся росписью

Световой колодец – отверстие в кровле для вентиляции и освещения

Циклопическая кладка – крепостная кладка из огромных неправильной формы камней

Акрополь – «верхний город», поселение на холме в культуре Тиринфа и Микен

Мегарон – тип жилища прямоугольного в плане с портиком - прообраз древнегреческого «храма в антах»

Лабрис – двусторонняя секира

Ритон - сосуд для воды в виде бычьей головы

 

Искусство острова Крит

Около 23в. до н. э. ведущим центром Эгейского искусства стал Крит. Искусство Крита оказало влияние на Киклады и материковую Грецию.

Архитектура. В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделяется Кносский дворец (пл. около 16 тыс.кв.м.) Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите (отсюда и название). Своей величественной архитектурой напоминал древнеегипетские храмы залами и открытыми дворами. В центре – обширный прямоугольный двор, имеющий обрядовое значение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами. Их водопроводы и ванны сохранились до наших дней. Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии в зданиях. Дворец имел чрезвычайно запутанный план. Помещения освещались через отверстия в потолке, в некоторых местах это были " световые колодцы", проходившие через несколько этажей. В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны. Своеобразные колонны расширялись кверху и были окрашены в торжественные красный, чёрный и жёлтый цвета. Все покрыты зигзагообразными узорами – усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства. Стенные росписи в виде фризов или панелей радовали глаз весёлыми красочными созвучиями.

Живопись. Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек во время священных игр с быком, богинь, жриц, луга, цветы, кошки, дельфины, рыбы. Изображения динамичны, красочны, орнамент завитой, спиралью, всплеск волн, ветер. Изображения людей напоминают древнеегипетские: лица и ноги - сбоку, а плечи и глаза - спереди, но их движения более свободны и естественны, чем на египетских рельефах. Фигуры хрупкие, с тонкой талией, мужские фигуры окрашены коричневым, женские - белым цветом. В росписях господствовали яркие, мажорные краски. Стены украшали также раскрашенные рельефы («царь-жрец» из дворца в Кнос).

Скульптура. Мелкая пластика Крита, так же как и живопись носит изысканно декоративный, динамический характер. Это фигурки животных (коз и козлят, бык). Найдено множество статуэток богинь со змеями: змеи считались хранительницами домашнего очага. Богини в юбках с оборками, узкими открытыми лифами и высокими причёсками выглядят весьма кокетливо.

Керамика. Критяне были прекрасными мастерами керамики: глиняные сосуды красиво расписаны, особенно те, где с большой живостью изображены морские животные, например осьминоги, охватывающие своими щупальцами округлое тулово вазы (стиль камарес).

 

Тиринф и Микены

Выдающ. памятником эгейской кул-ры (период расцвета 17-14 вв. до н.э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе – древнейших крепостях Европы. Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего.

Архитектура. Самобытность ее культуры проявилась в монументальной архитектуре. Мощные стены так называемой циклопической кладки (из каменных глыб весом до 12 т) окружали города-крепости. Царские дворцы Тиринфа и Микен, поселения располагались на холмах (в последствии получили название «акрополь»). Все было подчинено обороне от врагов. Все подчинено порядку, отличалось симметричностью, залы и комнаты четко распланированы. Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот.

В архитектуре жилища складывается тип прямоугольного с портиком здания- мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах».

Скульптура. Вход в разрушеную микенскую крепость осуществлялся через знаменитые Львиные ворота - символ могущества микенских царей. Сложенные из плит, перекрытых монолитом. Над пролетом ворот – треугольная известняковая плита, украшенная единственным в Эгейском искусстве монументальном рельефе: 2 львицы стоят по сторонам колонны, расширяющейся кверху.

Живопись. Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому внешнему облику. Батальные сцены, сцены охоты, но в них исчезают свобода и непринужденность движений. Торжество физической силы, но формы застывшие, орнамент сухой. На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметричность и схематичность форм, статичность композиции.

Прикладное искусство. Для 17-16 вв. до н. э. характерны «шахтовые гробницы», с 15 в. до н. э. распространяется тип купольного фолоса (круглая в плане гробница, храм) с ложным сводом и коридором-дромосом (крытый коридор, ведущий в погребальную камеру гробницы) («гробница Атрея» близ Микен, 14 или 13 в. до н. э.). Местный стиль характеризуется обобщённостью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах «шахтовых гробниц», изделия из золота и серебра (погребальные маски «Маска Агамемнона», некоторые сосуды («кубок Нестора») из погребений).

Троя

Археологу Генриху Шлиману в 1873г удалось найти на северной оконечности Малой Азии (в нынешней Турции) на Гиссарлыкском холме развалины города, который считают древней Троей. К сожалению, из-за излишней спешки и недостатка специального образования он разрушил значительную часть того, что искал. Тем не менее он сделал множество ценных находок («Клад Приама», состоявший из многочисленного оружия, медных безделушек, частей драгоценных украшений, золотых сосудов). Большинство находок Шлимана сейчас хранятся в Пушкинском музее (Москва), а также в Государственном Эрмитаже.

Легенда о Тесее и Минотавре

Сбежавший из Греции (из Афин) архитектор Дедал - построил знамениты лабиринт в котором и поселили Минотавра. Афины, которые провинились перед критским царем - во избежание войны, должны были поставлять каждый год 14 юношей и девушек для питания Минотавра.

Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с черными парусами. Однажды греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и узнав страшную причину черных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет - тогда останутся черными.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть об обещании данном отцу, он забыл сменить паруса с черного цвета на белый.

Отец, увидев галеру с черными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.

Дедал и Икар

Миф рассказывает об афинском архитекторе, скульпторе, художнике и изобретателе Дедале и его сыне Икаре, которые навсегда остались примером для многих мечтателей.

По преданию, Дедал построил для Минотавра знаменитый Лабиринт на острове Крит. Он же дал Ариадне, дочери критского царя, клубок ниток, с помощью которого герой Тезей, убив Минотавра, выбрался из Лабиринта. За это царь Минос заключил Дедала и Икара в темницу. Но гениальный мастер Дедал сделал себе и своему сыну крылья из птичьих перьев, слепленных воском, на которых они улетели с острова. Когда они пролетали над морем, Икар, вопреки запрету отца, поднялся слишком близко к солнцу, лучи которого растопили воск и крылья распались, а Икар утонул в море, позже получившем название Икарийского моря. Его тело, прибитое волнами к берегу, было похоронено Гераклом на маленьком островке, названном по его имени Икария.

Этот миф указывает на стремление человека к возвышению над обыденностью. Овладев передвижением по земле и воде, люди стали задумываться о покорении неба. Поэтому величайшим достижением мифического мастера Дедала считались не его неповторимые статуи, великолепные здания, а сделанные им крылья. Многие античные боги были крылаты и, изготовив искусные

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: