Роль матери в воспитании детей: по страницам «Детских годов Багрова–внука»




Историки детства изучают мир ребенка в разные эпохи и в разных обществах. Зачем исследователям нужны эти знания? Затем, чтобы соотносить их с днем сегодняшним, чтобы находить и сохранять лучшее из того, что было накоплено нашими предками в деле воспитания потомства.

С этой точки зрения автобиографическая повесть С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» представляется нам интереснейшим историческим источником по этой теме.

С.Т.Аксаков навечно запечатлел образ любимой маменьки Марии Николаевны Аксаковой в своей автобиографической трилогии. Это, наверное, лучший памятник той женщине, которая его родила и воспитала, которая много сделала, чтобы он стал великим человеком и великим писателем.

«Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием, – пишет Аксаков в начале повести «Детские годы Багрова–внука». – Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием.

Его ранние детские воспоминания были неразрывно связаны с впечатлениями от нежной заботливости и ласк окружающих, особенно матери. Ребенок встречал отовсюду только любовь, ласку, заботливый уход и не удивительно, что всем этим закладывалось зерно, из которого впоследствии развился его уравновешенный и дружелюбный характер.

Сереже Багрову очень повезло родиться на свет в удивительной семье, которую он описывает в своей книге. Его родителей, таких разных по темпераменту и воспитанию объединяет одно: деятельная и ответственная любовь к детям. Их дети выросли не только достойными людьми – они выросли счастливыми.

Софья Николаевна очень хорошо осознавала свою миссию по воспитанию ребенка. Она, в отличие от других матерей, которые в духе времени отдавали своих детей на воспитание чужим людям – мамкам–нянькам, гувернанткам, старалась все свое свободное время проводить с Сережей, понимая, что в обратном случае воспитателями ее сына станут люди, способные оказать на него дурное влияние. Софья Николаевна сохранила все лучшее в своих детях, данное им Богом и приумножила эти дары. Как именно? Разберем на примере автобиографической повести «Детские годы Багрова-внука».

Во-первых: Внимание к детям.

Наверное, самое важное в отношении к детям и, в тоже время самое трудное – быть в постоянном внимании к их внешнему и внутреннему состоянию, быть с ними «на одной волне». Сергей Тимофеевич пишет в своей книге о том, как тяжело ему давались дни, когда он находился в разлуке с матерью. Это были моменты нездоровья маменьки или ее отъезд. В основном Софья Николаевна старалась не разлучаться со своим «маленьким сокровищем» и брала его с собой даже в сложные путешествия. И лишь однажды, когда Софья Николаевна уезжала на лечение в Оренбург они расстались надолго. И как же остро чувствовали тогда маленький Сережа и его «сестрица» Наденька свое сиротство, свою оставленность! Как не хватало им материнского внимания! Какое чудо было для мальчика – получить маленькую записочку от матери: эту «речь, обращенную ко мне из-за нескольких сот верст» от той, «которую я так горячо любил, о которой беспрестанно думал и тосковал». Как сильны должны были быть чувства взаимной привязанности, когда мать, уезжая говорит, что может умереть от тоски в разлуке с детьми. А ее маленький пятилетний сын от волнения лишается чувств, когда бежит встречать приехавшую матушку!

Такая привязанность рождается только из постоянного и чуткого внимания к ребенку, умения его слушать и слышать.

Во-вторых: Поощрение любознательности.

Сережа Багров был, безусловно, очень одаренным мальчиком. Под влиянием матушки научился читать в четыре года, был наблюдательным и увлекающимся. Родители всячески поощряли и развивали его природные наклонности, да и сама Софья Николаевна была страстной любительницей чтения. Больше того она обладала прекрасным литературным вкусом.

Софья Николаевна познакомила сына с просвещенным книголюбом Аничковым, подарившим мальчику радость первого знакомства с хорошей детской литературой. А вот П.И. Чичагов познакомил Сережу с новым жанром литературы, подарив ему сказки «Тысяча и одна ночь». Аксаков вспоминал: «Шехерезада свела меня с ума!» Тогда сполна удовлетворилась в Сереже столь объяснимая в нежном возрасте «страсть всех детей к чудесному»… Книги учили мальчика доброте, милосердию, помогали познавать явления окружающего мира, рассказывали о прошлом, прививали хороший вкус. И мать Сережи очень тонко направляла это «книжное» образование.

В-третьих: Доброта и милосердие.

Удивительно теплыми предстают в воспоминаниях С.Т. Аксакова его отношения с «сестрицей», а затем с маленьким «братцем». В их отношениях нет ни зависти, ни соперничества, столь свойственных родным братьям и сестрам. Сережа и его младшая сестра -всегда друзья, всегда единомышленники. Первые сознательные воспоминания мальчика о его детстве связаны с ней: ее он «любил вначале больше всех игрушек, больше матери». Их любовь и дружба была взаимной. Они вступались друг за друга, вместе играли, вместе радовались и грустили. Сережа развлекал сестрицу, когда они остались в одиночестве в Багрове, читал ей, учил ее азбуке, ходил с ней на прогулки. Надюша была его лучшим и единственным другом, несмотря на разницу в возрасте. Очень трогательно Сергей Тимофеевич описывает тот момент из своего детства, когда в семье Багровых родился маленький братец. «Мы с сестрицей ходили на цыпочках и говорили шепотом, чтобы нам позволили увидеть братца. Почувствовав всем своим маленьким сердцем огромную любовь и ответственность за него, я непременно захотел быть его крестным, и родителям хватило мудрости позволить мальчику побыть в этой роли.

Разные люди окружали детей на протяжении всего повествования. Преданный и заботливый слуга Ефрем Евсеич, болтливая няня Параша, холодная и невнимательная родня.... Но родители старались никогда не давать людям отрицательных характеристик при детях. Даже совсем неблаговидные поступки близких мать умела оправдать и объяснить в глазах детей.

Сережа с детства видел, как отец любит и уважает своих родителей, как бережет крестьян, как мать не отвечает злом на зло своим обидчикам, и сам учился быть великодушным и милосердным.

В-четвертых: Вера

Через все произведение «Детские годы Багрова-внука» проходит красной нитью вера в Бога и тема молитвы. И это неудивительно – и вера, и молитва были органичной частью жизни семьи Багровых. Мать и отец благословляли детей перед разлукой. Мать Сережи молилась перед образами, стараясь делать это в уединении, подавая в этом пример детям. Во время ее болезни в дом приглашали священника, приносили чудотворную икону. Страдающий мальчик, видя тяжелый недуг матери, получил наказ отца, что он «не должен плакать и проситься к ней, а только молиться Богу и просить, чтобы Он ее помиловал».

Когда сам Сережа находился между жизнью и смертью он слышал «как горячо она молилась, подняв руки к небу….»

Памятная до мельчайших подробностей Пасха в Багрове, колокольный звон, зовущий к заутрене, диковинный крестный ход – и все эти яркие, красочные моменты религиозной жизни подробно и с любовью описываются Аксаковым в книге.

Сам Сережа испытал удивительный опыт религиозного воодушевления, когда по своей воле захотел почитать псалтырь по умершему дедушке: «Какое-то волнение стесняло мою грудь, я слышал биение моего сердца, и звонкий голос мой дрожал; но я скоро оправился и почувствовал неизъяснимое удовольствие».

Так родители сумели заронить в душу ребенка зерна веры, давшие впоследствии прекрасные плоды и переданные, как великий дар, уже его собственным детям.

Книга С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» была написана в середине 19 века, а события, описанные в книге относятся к еще более давнему времени. Но более удивительно, что воспоминания Сергея Тимофеевича Аксакова о его детстве в Оренбургской глубинке могут оказать нам неоценимую услугу, помочь многое исправить, изменить в нашей сегодняшней жизни. Научиться лучше понимать своих детей, бережнее относиться к своим родителям, замечать красоту там, где нередко мы равнодушно проходим мимо.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: