С 1505 по 1507 год Дюрер снова отправляется в Италию, где знакомится с работами Тициана, Джорджоне.




В Венеции он написал «Праздник четок» и заслужил славу умелого живописца среди местных художников.

 

Праздник четок

«Праздник чёток» написан в Италии, но для немецких заказчиков «Праздника четок» – «святое собеседование», где Мария с Младенцем изображаются в окружении святых и донаторов. Задача такого типа картины – прославить Пресвятую Деву, в надежде на её покровительство городу или общине. Темой картины Дюрер выбрал «праздник четок» или «праздник возложения розовых венков». Католики считали, что четки изобрёл в XIII веке святой Доминик (основатель доминиканского монашеского ордена). По легенде, святому явилась Дева Мария и вручила четки, каждая из которых была пропитана ароматом роз. Этот сюжет был особо популярен у немецких доминиканцев, поэтому слева от трона Богоматери Дюрер поместил св. Доминика в черном монашеском плаще.

Младенец Христос возлагает венок из роз (розарий, т.е. «венок из роз» – традиционное название католических четок) на голову римского папы Юлия II, а Дева Мария украшает венком коленопреклоненного германского императора Максимилиана. За папой толпятся священнослужители, а за императором – миряне. Парящие в воздухе ангелы-путти держат позади Марии зелёный бархатный полог, а над ее головой – золотой венец и тоже раздают всем розовые венки, как бы благословляя и включая всех без исключения в общую приподнятую атмосферу празднества. В венках чередуются белые и алые бутоны, первые из которых символизируют радость (по другому толкованию, чистоту Девы Марии), а вторые – будущие крестные страдания Христа. В плотной толпе, характерной для церковных празднеств, различимы и конкретные исторические фигуры. Св.Доминик возлагает свой венок на кардинала Доменико Гримани, известного венецианского покровителя искусств, а у правого края картины, весь в черном, изображён архитектор Джироламо Тодески, проектировавший немецкое подворье. Есть среди персонажей и сам Дюрер – в правом верхнем углу, у дерева.

Тогда же, в Венеции, он пишет портрет венецианки:

“Портрет молодой женщины”, Музей искусств, Вена),

Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают “мастерские гравюры” на меди:

“Меланхолия” (1514) как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека:

 

 

Название гравюре дала надпись на латыни «Melencolia I» на крыльях летучей мыши — она в левом верхнем углу. Значение знака «I» до сих пор не разгадано. Искусствоведы предполагают, что это может быть как римская цифра 1, так и повелительное наклонение глагола «ire», который переводится как «выезжать, отпускать». Так название гравюры можно истолковать как «Меланхолия, уходи!»

В переводе с древнегреческого «меланхолия» означает «разлитие черной желчи». Так назывался один из четырех видов темперамента — самый опасный по мнению античных ученых и философов, который часто приводил к депрессивному расстройству и другим болезням.

Меланхолию на гравюре олицетворяет женская крылатая фигура с венком из лютиков и водяного кресса на голове. Водяные цветы в старину считались лекарством от меланхолии, поскольку сама болезнь ассоциировалась с землей и сухостью. Целебные свойства приписывали и так называемому магическому квадрату Юпитера — он изображен на стене над головой Меланхолии. Это квадрат, в котором суммы четырех чисел по горизонтали, вертикали и диагонали равны тридцати четырем.

Н а поясе Меланхолии висят ключи и кошелек, символизирующие власть и богатство. Эти предметы она «позаимствовала» у бога Сатурна, который мог наделять людей могуществом и которого также ассоциировали с меланхолическим темпераментом.

В XV–XVI веках была очень популярна идея превознесения человеческого разума, и потому Меланхолия Дюрера стремится к познанию. Символы научного знания разбросаны по всей гравюре: циркуль и книга представляют геометрию; шар и ромбоэдр — архитектуру; весы и песочные часы измеряют меру и время. Тем не менее этих инструментов недостаточно, чтобы разгадать все загадки мироздания, поэтому Меланхолия грустит и бездействует. А мельничный жернов в центре композиции символизирует научный и творческий поиск, бесконечный и непостижимый.

“Святой Иероним” (1514) - прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли.

Главный герой гравюры — ученый-богослов Иероним, причисленный к лику святых. Он жил в Риме в IV веке, изучал философию, а в зрелом возрасте принял крещение, оставил мирскую жизнь и отшельником поселился в монастыре недалеко от Вифлеема — города, где родился Иисус Христос. Здесь Иероним перевел Библию на латынь, и эту версию, которая называлась «Вульгата», в 1546 году церковь признала единственно верной.

Существует легенда, что однажды в монастырь забрел лев. Все монахи в страхе разбежались, а Иероним заметил, что зверь хромает, подошел к нему и вытащил из лапы занозу. С тех пор лев всюду следовал за своим спасителем, что и изображает гравюра.

Дюрер посвятил святому Иерониму не одну работу. На гравюре «Святой Иероним в келье» монах изображен за работой: он переводит Библию. На стене рядом с песочными часами висит кардинальская шляпа — намек на скромность Иеронима. Ему предложили стать кардиналом, но он отказался, предпочтя труд философа и ученого и жизнь в уединении.

В 1520-21 годах уже признанный в Европе мастер совершает поездку в Голландию. Здесь он изучает работы знаменитых местных художников:

Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515).

Четыре апостола

Художественные искания Дюрера завершила картина “Четыре апостола” (1526), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.

 

Последние годы великий мастер создает глубокие с художественной точки зрения произведения и готовит к изданию труд об анатомических пропорциях (“Руководство к измерению...”, 1525; “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528)

Выдающийся мастер средневекового искусства оставил после себя огромное творческое наследие. Одних только рисунков сохранилось более 900. Известные работы Альбрехта Дюрера украшают экспозиции многих музеев мира и частные коллекции.

 

 

Домашнее задание:

Внимательно прочитайте текст, выпишите основные, выделенное жирным шрифтом. Выпишите картины и гравюры художника



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: