Факторы формирования перфекционизма у детей




Перфекционизм родителей и детей.

Выпускная квалификационная работа Бублик А.В. (в сокращении)

Изучение перфекционизма - одна из активных и развивающихся исследовательских областей в современной психологии, как в России, так и за рубежом. Данные обстоятельства обусловлены значительными изменениями и переменами в социально-экономическом устройстве общества, произошедшими в последнее два десятилетия, что повлекло за собой изменения в образе жизни человека. В наш век потребления и мышления в терминах «все или ничего» возник новый идеал поведения и стандарта внешности человека, основанный на успешности во всех сферах деятельности, идеальности себя и своего тела. Средства массовой информации, реклама, телевизионные передачи, интернет-рессурсы, которые в основном обслуживают интересы рыночной экономики, активно позиционируют в массовом сознании требования морально-этических стандартов к современному человеку, которые приведут его к счастью, успеху и совершенству. Личные потребности человека замещаются искусственными потребностями, диктуемые обществом, несоответствие которым ведет за собой неудовлетворенность собственной жизнью, деятельностью и достижениями. Человек не может наслаждаться и радоваться моментам текущей жизни, получать удовольствие от происходящего.

Перфекционизм стал важной чертой человека нашего времени, которая обладает двойственной природой, влечет за собой как позитивные так и негативные последствия, влияющие на самые разные области жизни. Черты перфекционизма проявляются уже в дошкольном возрасте. Данному явлению способствует современное воспитание детей, когда реализация неосуществленных желаний и достижений родителей происходит за счет своего ребенка. Истинное предназначение детей сводится к достижению максимальных вершин, наличию первых мест, побед и высоких оценок окружающих.

Известно, что одним из факторов формирования перфекционизма у детей является перфекционизм родителей. В ряде исследований показана значимая роль материнского отношения для развития перфекционизма ребенка. Общие вопросы перфекционизма на сегодняшний день достаточно изучены и представлены в научных работах З.Фрейда, К.Хорни, А.Адлера, М.Холлендера, В.Миссилдини, С.Блатт, Н.Г.Гаранян, А.Б. Холмогоровой и др. В то же время вопрос о природе перфекционизма в детско-родительской модели остается открытым. По итогам обзора литературы исследований с детьми дошкольного возраста по данной проблематике как в отечественной, так и в зарубежной психологии, обнаружено не было. До сих пор однозначно не определено, какие факторы вносят основной вклад в формирование перфекционистских установок у детей, каковы особенности перфекционизма дошкольников, как изменяются перфекционистские установки с взрослением ребенка и какие личностные перфекционистские черты родителя способствуют формированию перфекционизма у ребенка. Данные факторы обуславливают актуальность настоящей исследовательской работы.

До 60-х годов ХХ века термин «перфекционизм» в психологии широко не использовался. Одним из первых определение перфекционизма дал американский клинический психолог М.Холлендер. Он предложил рассматривать перфекционизм как личностную черту. Основными характеристиками перфекционизма по М.Холлендеру является тенденция личности предъявлять себе и другим чрезмерно высокие требования и стремление к безукоризненному выполнению деятельности, чем того требуют обстоятельства [10,22,51].

В настоящее время в психологической научной литературе еще нет единого общепризнанного понятия термина перфекционизм, термин утвердился сравнительно недавно, причем в более узком значении. Под перфекционизмом психологи понимают стремление к совершенству, которое может относиться как к собственной личности, так и к результатам любой деятельности, а перфекционистом называют человека, стремящегося быть лучше во всех аспектах своей жизни.

Перфекционизм - это стремление человека к совершенству, высокие личностные стандарты, стремление человека доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным), это потребность в совершенстве продуктов своей деятельности [22].

Факторы формирования перфекционизма у детей

Как формируется перфекционизм и где истоки его зарождения - является одним из важных вопросов в рассмотрении данного феномена. А. Адлер считает «стремление к превосходству» берет свое начало в раннем детстве и основано на «чувстве неполноценности», возникающем при сравнении с родителями. Незрелый ребенок находится в среде более успешных, сильных и умных взрослых, которые обладают властью над ним. Сравнение себя с ними может стать плодотворной почвой для появления у маленького ребенка ощущения собственной слабости, ущербности, иными словами, ощущения собственной неполноценности. Это вызывает у ребенка тяжелые переживания, которые он стремится компенсировать за счет повышения своей самооценки [1].

К.Хорни полагает, что онтогенез потребности в совершенстве основан на установлении жестких норм и стандартов, авторитарном родительстве, лишения ребенка инициативы, а также особенностей влияния культуры. При этом развивается внутренняя хрупкость, слабость, снижается собственная значимость. Культура порождает внутренние запреты, потребности, стремления, которые образуют внутренние конфликты [42].

М.Холлендер и В.Миссилдин считают, что путь формирования перфекционизма основан на детских переживаниях: «условного принятия» со стороны родителей, чувстве стыда и неполноценности [32].

С.Блатт также видит причину возникновения и развития перфекционизма в родительском отвержении ребенка и связывает с высоким уровнем критики и требований со стороны родителей к ребенку. Автор описывает четыре типа раннего опыта ребенка, при котором формируется перфекционистское мышление [7,47].

1. Чрезмерная критика и требования родителей.

2. Завышенные родительские стандарты и ожидания (косвенная критика).

3. Отсутствие родительского одобрения или условное одобрение.

4. Родители сами являются перфекционистами, тем самым служат примером для перфекционистских установок и форм поведения.

Э.Фром считает, что причиной развития и возникновения перфекционизма выступает семейный микроклимат и социокультурные особенности современного общества. В своем исследовании автор пришел к заключению о том, что идеальный образ перфекциониста не является результатом самостоятельных размышлений, духовного поиска, а представляет собой своеобразную проекцию родительского идеала сына или дочери, родительской мечты о «хорошем», успешном и счастливом ребенке, о его будущем. Роль семейных факторов в развитии перфекционизма может проявляться по-разному: в виде эмоционального отвержения со стороны взрослых, гиперопеки и даже жестокого воспитания. В результате таких стилей воспитания вырабатывается мотивация, доминированная «извне», а не «изнутри». Цитата Э.Фрома про эгоизм очень точно показывает нарциссические основы патологического перфекционизма: «Дело в том, что именно недостаток любви к себе и порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем никогда не зародится некая внутренняя уверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения. Эгоист просто вынужден заниматься только собой, тратя свои усилия и способности на то, чтобы достать что-нибудь, что есть уже у других. Так как в душе у него нет ни внутренней удовлетворенности, ни уверенности, он постоянно должен доказывать самому себе и окружающим, что он не хуже остальных»[38,с.186].
Л.К. Сильверман, исследуя одаренных детей, приходит к следующей формулировке: если для других детей достаточно быть «хорошими», то одаренный ребенок «обязан» быть совершенным в своих собственных глазах и глазах тех, кто возлагает на него надежды. Возможно, именно с этим связаны многие трудности в общении, которые испытывают одаренные дети.

Немецкий психиатр К.Леонгард говорит о том, что внешние проявления перфекционизма могут быть чрезвычайно схожи с описанием педантичности личности. Он отмечал, что педантизм может быть следствием сурового, авторитарного воспитания и возложения на старшего ребенка обязанности заботиться о младших детях. Данное представление подтверждает наличие родительского фактора в формировании перфекционизма [18].

Д. Хамачек полагал, что перфекционизм происходит из детского опыта взаимодействия с неодобряющими или непостоянно проявляющими одобрение родителями, демонстрирующими условную любовь, зависимую от успехов ребенка. В первом случае ребенок стремится к совершенству не столько для того, чтобы избежать неодобрения родителей, сколько для того, чтобы принять самого себя посредством собственных достижений. Во втором случае перфекционист приходит к пониманию того, что лишь безупречное выполнение деятельности позволяет добиться успеха. Другими словами, онтогенетическое формирование перфекционизма происходит в условиях перманентного поиска ребенком родительского одобрения с последующим формированием установки на безупречное выполнение любой деятельности[20].

Д. Штебер и Д.Джорман также поддерживают идею о том, что родительский перфекционизм может повлечь за собой невротический перфекционизм ребенка: родитель стремится сделать из своего ребенка идеального человека, компенсировать за счет него свои прошлые неуспехи, предъявляет к нему очень высокие требования, с которыми ребенок может не справляться просто в силу своего возраста и несвойственных данному возрасту способностей. Многие родители и любвеобильные бабушки и дедушки, сами того не подозревая, развивают в ребенке худшие перфекционистские тенденции[18].

Исходя из теории Г.Амона, есть предположение, что патологический перфекционизм формируется в приэдипальный период, в результате деформированных симбиотических отношений с матерью. Специфика взаимодействия со значимыми близкими определяет степень сформированности «Я-функций, (конструктивный, деструктивный, дефицитарный), которые и определяют своеобразие в дальнейших межличностных отношениях [3,33].

П.Хьюитт и Г.Флетт установили прямую связь о том, что у детей родителей с высоким уровнем критики и требований высокий уровень перфекционизма. Данные родители оказывают своим детям значительно меньше поддержки и заботы. Особенно значима связь отношения матери и перфекционизма у дочерей [8,40].

Перфекционистские установки родителей являются нормами и ценностями всей семьи, в такой семье присутствует повышенная тревожность и сверхвключенность в дела детей. Ребенок интероризирует ценности родителей и испытывает особую тревогу, так как любая неудача может вызвать родительское отвержение и усиленную критику со стороны. Таким образом, родительский перфекционизм может быть одним из главных механизмов межпоколенной передачи перфекционизма в семье.

Логика приведенных рассуждений приводит к следующему: происхождение перфекционизма не имеет определенного однозначного фактора его зарождения, она многофакторная. Имеет значение первичное окружение, первый опыт общения в детско-родительских отношениях в раннем периоде детства. Формирование перфекционизма обусловлено близкими взрослыми, надеждами и требованиями, возлагаемыми на ребенка. С другой стороны, важную основу несут социальные влияния на формирование, направленность перфекционистских тенденций, которые уже могут выходить за пределы родительского влияния. Они подразумевают также влияние расширенной семьи, школьного окружения, сверстников, средств массовой информации и общественной структуры в целом [14].

За небольшой промежуток времени было проведено множество исследований перфекционизма с разных сторон психологической науки. Зарубежными учеными была выявлена связь между влиянием социально-предписанного перфекционизма на соматическое здоровье человека, как бессонница, мигрень, энурез, заикание, нервные тики, астма и аллергические реакции. Выявлены связи перфекционизма с расстройствами пищевого поведения, анорексией и булимией. Исследователи выявляют связь перфекционизма и проблем в браке, прежде всего в сексуальной сфере. Изучается связь перфекционизма и суицидальных мыслей и поведения. (П. Хьюитт, Г. Флетт, Р.Фрост, В.Паркер, Д.Хамачек)

Изучение детского перфекционизма активизировалось с появлением детско-подростковой шкалы перфекционизма, стандартизованную Г.Флеттом и П. Хьюттом. С ее помощью проводятся исследования специфики детского перфекционизма и связанных с перфекционизмом нарушений в личностной сфере.

Данная шкала состоит из 22 вопросов, которые распределяются по двум показателям: «я-адресованный» и «социально-предписываемый» перфекционизм. Под «я-адресованным» перфекционизмом авторы понимают неадекватно высокие требования, которые ребенок или подросток предъявляет к себе. При исследовании детского перфекционизма получены результаты, сходные с исследованиями взрослых. Выявлена связь «я-адресованного» и «социально-предписанного перфекционизма» с депрессией и тревогой, высоким уровнем стресса и проявлением гнева.

Авторы сделали вывод, что, если у ребенка преобладают установки «социально-предписанного» перфекционизма у него выявляется больше проблем: стрессы, депрессивная симптоматика, гневливость, чем у ребенка с преобладающим «я-адресованным» перфекционизмом. Обнаружена связь «социально-предписываемого» перфекционизма с переживанием стыда, а «я-адресованного» перфекционизма с переживаниями стыда и вины. Перфекционизм у детей связан не только с депрессивной симптоматикой, но и с самокритикой, закрытостью в общении с другими людьми [52].

В исследованиях П.Хьюитта и Г. Флетта показана связь перфекционизма и нарушений в детско-родительских и супружеских отношениях [14,28].

С. Блатт проводил лонгитюдные исследования и сделал вывод о том, что родительское отвержение, мощный авторитарный контроль в детстве, служит основой высокого самокритицизма в подростковом возрасте и депрессивного расстройства в позднем подростковом возрасте. Родители данных детей предъявляют к ним высокие требования, но оказывают существенно меньше поддержки, выражают меньше любви и заботы. Из этого следует, что высокий уровень перфекционизма у потомка связан с высоким уровнем критики и требований со стороны родителей [7,41].

Р.Фростом и его коллегами была выявлена связь уровня перфекционизма у дочерей с уровнем перфекционима и строгости у матерей. Материнский перфекционизм был связан с психопатологической симптоматикой у дочерей. С отцами данная связь не была выявлена. Дж. Паркер подтвердил особую значимость материнского перфекционизма для развития перфекционистских ценностей у потомков обоего пола [10].

К.Рич в исследовании влияния родительского перфекционизма на самооценку ребенка, в котором принимали участие дети, подростки и студенты колледжа. На отношение ребенка к ошибкам, а также его на самооценку влияют не только отношения с родителями, а также родительская позиция. Они выделили четыре фактора, которые могут влиять на развитие перфекционизма у детей:

1) чувствительность к ошибкам;

2) зависимость самооценки от других;

3) компульсивность;

4) потребность в восхищении.

На базе Московского НИИ психиатрии Минздавсоцразвития России были проведены исследования связи родительского перфекционизма с эмоциональным неблагополучием потомков. Была выявлена связь более выраженных перфекционистских установок родителей пациентов с аффективными расстройствами. Родители депрессивных пациентов ориентированы на высокие стандарты деятельности и постоянное сравнение полученных результатов с результатами самых успешных. Они больше сосредоточены на неудачах и ошибках, если не получен высокий результат, то результата нет, позиция «все или ничего». Говоря о взрослых перфекционистах, А.Б. Холмогорова указывает, что высокий уровень перфекционизма у взрослого потомка связан с высоким уровнем критики и требований со стороны родителей. При этом такие родители оказывают своим детям существенно меньше поддержки, выражают меньше любви и заботы [41].

В то же время, как пишет А.Б. Холмогорова, сегодня остается неясным, что является отправной точкой: родители, которые устанавливают непомерно высокие стандарты и требования для своих детей или восприятие детьми своих родителей, как ориентированных на достижения и очень критичных.

Исследования дезадаптации студентов, проведенные Т.Ю.Грачевой, показали, что семейные дисфункции оказывают влияние на развитие перфекционизма у детей подросткового возраста. Перфекционизм у студентов связан с уровнем родительской критики, индуцированием тревоги в семье, сверхвключенностью родителей в дела детей и перфекционистскими нормами и ценностями всей семьи. Обследование родителей и детей школьного возраста выявило связь параметров родительского перфекционизма и низкой самооценки, а также ощущения несостоятельности, неэффективности у их детей [8,19].

Л.В.Ким в исследовании депрессии среди подростков показала, что одним из мощных депрессогенных факторов является «прессинг успеха» в семье. Другими постоянными следствиями «прессинга успеха» автор называет постоянное чувство страха, тревоги, ожидание провала и неудачи. Такая ориентация на успех, страх провала, конкурентность способствуют развитию депрессивных расстройств. Таким образом, дети с высоким уровнем перфекционизма чаще страдают депрессивной и тревожной симптоматикой, самокритикой, чувством вины, стыда, испытывают больше стрессов. Наиболее тяжело все это переживают дети с выраженным «социально-предписываемым» перфекционизмом. В исследованиях детского перфекционизма также, как и у взрослых, были получены положительные корреляционные связи показателей перфекционизма и суицидальных мыслей и намерений у подростков[25].

Работа И.И.Грачевой посвящена изучению идеалов у подростков с различным уровнем перфекционизма. В этом исследовании принимали участие подростки – ученики старших классов. И.И.Грачева предложила использовать для выявления перфекционизма у подростков шкалу MPS-Н (Multidimensional Perfectionism Scale) и адаптировала ее на подростковой выборке. Изначально данная шкала была разработана для исследования перфекционизма у взрослых. Остается открытым вопрос, может ли эта шкала использоваться для выявления особенностей перфекционизма у детей более младшего возраста, например, младших школьников и дошкольников[18,19].

С.В. Воликова, А.Б. Холмогорова, А.М.Галкина исследовали родительский перфекционизм и особенности эмоционального состояния учащихся 5-6 классов массовых школ и гимназий. Изучалась связь родительских перфекционистских установок с эмоциональными нарушениями у детей. Результаты исследования показали, что у родителей гимназистов выше уровень перфекционизма, они предъявляют больше требований к детям, что может способствовать ухудшению эмоционального состояния детей. А у гимназистов, по сравнению с учениками общеобразовательных школ, выше уровень тревоги и депрессии, большее количество детей попадает в группу риска по развитию эмоциональных нарушений [8].

Анализируя литературу, можно сделать вывод, что основная масса исследований перфекционизма проведена на студентах и взрослой выборке. Большинство исследований детского перфекционизма проведены зарубежными психологами и не имеет русскоязычного перевода для ознакомления с результатами. Нет апробации вышеуказанных опросников для детей на отечественной выборке. В больше степени изучается перфекционизм родителей. Остается неясен вопрос о механизме формирования перфекционистских установок у детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: