Что делает популярным этот жанр?




В чем специфика жанра?

Иронический детектив – поджанр детектива, в котором сделан акцент на юмористическую составляющую.

Иронический детектив, как и любой другой жанр, подчиняется своим канонам, начиная от названия, в котором парадоксальным образом обыгрывается известное выражение или речевое клише, и заканчивая сюжетом, строящимся по определенному шаблону. Главная героиня иронического детектива, как правило, далека от идеала и в силу характера попадает в курьезные и комичные ситуации, что не мешает ей раскрывать преступления.

Родоначальницей иронического детектива принято считать Иоанну Хмелевскую.

Строго говоря, знаменитая польская писательница вовсе не была создателем новой группы литературных произведений. Одновременно с первыми повестями Хмелевской появились иронические детективы таких авторов, как Гастон Леру (Франция), Джорджетт Хейер (Великобритания) и Ене Рейто (Венгрия), так что этот жанр создавался общими усилиями.

Но именно пани Иоанна первая завоевала любовь российских читателей, так что в нашей стране сложилось единое мнение: Хмелевская была первой, а остальные только пошли по ее стопам. Иронические детективы чаще всего пишутся по единому шаблону, который четко прослеживается в произведении любого писателя.

Хмелевская Иоанна, автобиография которой исчисляется 7 томами, на самом деле каждый свой детективный роман сумела превратить в историю своей жизни. Качествами, которыми она наделила главную героиню, писательница обладала сама: лихо водила машину, курила, играла на тотализаторе, ходила на скачки, часто путешествовала, знала несколько европейских языков, обладала неуемной фантазией и неограниченным любопытством. Главная черта, присущая и автору, и Иоанне в ее романах, - это отношение к себе, окружающим и событиям со здоровым чувством юмора и неубиваемым оптимизмом.

Иронический детектив строится по определённой четко структурированной схеме (формуле). *Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения и направлено на раскрытие тайны;
*Повествование ведётся от первого или второго лица;
*Сюжет как цепь причинно-следственных ситуаций, создающих и разрешающих конфликт произведения, не столь важен для читателя;
*Важнее — отдельные забавные эпизоды и лёгкая, расслабляющая и отвлекающая атмосфера текста.

Как этот жанр утвердился в России и что этому способствовало?

В 2000 году в свет выходит первая книга пока еще практически никому не известной Дарьи Донцовой (Агриппина Аркадьевна Донцова) с интригующим заголовком «Крутые наследнички» и со скромной, но не слишком привычной российским читателям позицией «иронический детектив». Необычный для того времени коллаж на обложке и естественное любопытство книголюбов способствовали быстрой продаже книги. Вслед за ней издается произведение с не менее оригинальным названием «За всеми зайцами» – и начинается процесс увлечения читателей новым в отечественной литературе жанром.

На сегодняшний момент основное направление критики книг Донцовой очевидно: их называют «бессмысленным второсортным чтивом», «плагиатом» и «литературой для домохозяек с низким интеллектом». Но как бы ни изощрялись высоколобые критики, внушительные продажи как новых, так и изданных ранее «иронических детективов», а также наличие хотя бы одной книги автора практически в любом доме, где вообще есть книги, говорит само за себя.

ЧИТАТЕЛЬ СЧИТАЕТ СЕБЯ БОЛЕЕ УДАЧЛИВЫМ И УМНЫМ, ЧЕМ ГЕРОИНЯ ИРОНИЧ.ДЕТЕКТИВА.

Что делает популярным этот жанр?

Книга начинает с заголовка. Не секрет, что заголовок должен привлекать внимание и будоражить воображение. С этим Дарья Аркадьевна справляется просто отлично. Особенно хочется отметить следующие плюсы заголовков ее книг:

  • лаконичность; легкость; изящная игра слов; отменный юмор; интрига.

Последний момент хочется отметить особо, потому что он ключевой. Читатели, разумеется, не воспринимают такие заголовки, как, например, «Жаба с кошельком», «Дантисты тоже плачут» или «Стилист для снежного человека» буквально. Но все же подстегнутое интересным названием любопытство заставляет приобрести книгу, чтобы узнать, откуда у жабы кошелек, что так расстроило дантиста и существует ли снежный человек на самом деле или это просто кто-то давно не стригся.

Книга, чьи персонажи не очаровывают читателя и не могут заставить сопереживать им, не может считаться бестселлером. У Дарьи Донцовой проблем с этим нет: у нее главных героев целых шесть (по количеству серий ее книг), и каждый из них по-своему интересен и безумно обаятелен. В состав созвездия любимых многими героев иронических детективов входят:

Даша Васильева, серия «Любительница частного сыска». Зрелая по паспорту, но в душе сохранившая девичью наивность и страсть к расследованиям и детективам, Даша может увлекаться своим хобби сколько угодно: благодаря случайно унаследованному капиталу, она ведет довольно праздный образ жизни, часто попадая в криминальные, а порой жизненно опасные ситуации. Никогда не сдается, надеясь, что ее талант детектива будет, наконец, оценен по-настоящему. Окружена любящими детьми, любимыми домашними животными и преданными друзьями. Дашу любят даже бывшие свекрови и жены бывших мужей, из-за чего в семье часто случаются нелепые и смешные происшествия.

Евлампия Романова, серия «Следствие ведет дилетант». Когда-то Ефросинья Романова отказалась быть избалованной женой состоятельного бизнесмена и в корне изменила свою жизнь. Теперь она живет в обычной семье, ведет хозяйство и мечтает о карьере сыщика, причем мечта ее однажды сбывается. Гордится своими успехами в домоводстве, искренне считает себя необыкновенно проницательным детективом.

Виола Тараканова, серия «В мире преступных страстей». Первая из героинь, чьей судьбе действительно не позавидуешь: Виола родилась в неблагополучной семье и была вынуждена заниматься тяжелой работой, пока не обрела семью и верных друзей. Вынуждена распутывать преступления поневоле: во все криминальные истории она попадает совершенно случайно. Открывает в себе писательский дар, становится знаменитой и успешной. Переживает предательство мужа и близких друзей, но находит силы начать все сначала и наладить свою жизнь.

Иван Подушкин, серия «Джентльмен частного сыска». Утонченный интеллектуал с интеллигентной и увлекательной работой – секретарь владелицы детективного агентства. Из-за своей работы частенько становится непосредственным участником расследования сложных криминальных дел. Не женат, к женщинам относится с опаской, живет со взбалмошной энергичной матерью, которая уверена в своей молодости и привлекательности.

Татьяна Сергеева, серия «Детектив на диете». Единственная из героинь Донцовой, кто профессионально занимается расследованиями в составе особой группы. Постоянно мечтает похудеть, хотя муж искренне любит ее в любом весе. Обладает специальными навыками проведения расследований, неконфликтна и немного рассеянна.

Степанида Козлова, серия «Любимица фортуны». Молодая студентка, сирота, работает визажистом и заодно периодически попадает в круговерть загадочных, жутковатых, леденящих кровь событий. Но Степанида не только прекрасный визажист, но и стойкий сообразительный боец, который умеет распутывать сложные ходы чужого криминального ума.

Все герои Донцовой на первый взгляд не слишком похожи друг на друга. Но если присмотреться, у них есть общие черты:

  • приятная, но неброская внешность;
  • доверчивое, наивное отношение к окружающим;
  • исключительная доброта и незлобивость;
  • любовь к животным, причем, по вполне понятным причинам, мопсам отдается явное предпочтение;
  • любопытство и любознательность.

Благодаря таким характерам герои Донцовой любимы читателями – ведь в них нет ни капли агрессии, уныния или недовольства.

Обстоятельства, в которые попадают герои Донцовой, могут быть самыми разными. Но сюжет практически всегда строится по одной схеме. Можно считать, что это довольно примитивно, но определение «авторский стиль» будет в этой ситуации более уместным.

Как правило, сюжет в ироническом детективе Дарьи Донцовой строится так:

  • Героиня (или в случае с Иваном Подушкиным – герой) тихо-мирно, никого не трогая, занимается обычными делами.
  • Внезапно случается нечто ужасное: кто-то умирает, героине звонят с просьбой о помощи или же наоборот угрожают.
  • У каждой героини есть знакомый или друг – сотрудник внутренних органов, который настоятельно советует не ввязываться в криминальную историю.
  • Героиня, пренебрегая такими советами, затевает собственное расследование.
  • Количество погибших или пострадавших все увеличивается, а героиня никак не может определить подозреваемого, зато заводит много новых знакомств.
  • Героиня находит виновника преступления, но неожиданно оказывается, что это не он и не мог быть он по всем законам логики.
  • Настоящий преступник совершает ошибку и выдает себя.
  • Друг героини – сотрудник внутренних органов – арестовывает преступника в самый напряженный момент, когда жизнь ее родственников и друзей или ее собственная находится в опасности.
  • Проходит какое-то время после драматичных событий. Семья героини собирается за столом, и ее друг рассказывает, как все было на самом деле. Обычно оказывается, что героиня совершила какие-то ошибки в расследовании, и до раскрытия личности преступника ей не хватило совсем чуть-чуть. Но, тем не менее все благополучно заканчивается.

Настоящей изюминкой иронического детектива Дарьи Донцовой (даже скорее фунтом изюма) являются многочисленные житейские истории, которыми щедро пересыпано все повествование любой ее книги. Это могут быть истории из жизни друзей, однокурсников и соседей героев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: