империи франков V-X веков.




История искусства «варварских» государств

После падения Древнего Рима население Европы представ­ляло собой множество племён, среди которых были и прежние обитатели, и пришельцы. Все они находились в движении. Границы были неустойчивы, союзы недолговечны. Европу вплоть до X-XI вв. сотрясали волны переселений.

Из возникших на месте Римской империи королевств наибо­лее прочным оказалось государство франков. Франкский король Хлодвиг принял христианство. Благодаря поддержке римского папы ему удалось создать первую королевскую династию Меровингов.

Художественное творчество варварских народов представ­лено декоративно-прикладным искусством. Это детали одежды, вооружение, ювелирные изделия — фибулы (застёжки для плаща), пряжки, богато украшенные рукояти мечей, изделия из металла, дерева, кости. Цель такого искусства - украсить и сберечь человека от любых враждебных сил. В творчестве варваров господствовал орнамент: сопряжённость его элементов соответствовала ощуще­нию неразрывной связи всех явлений.

Декоративное искусство молодых европейских народов про­шло несколько стадий. В первые века нашей эры господствовал филигранный стиль: металлические изделия - фибулы, подвески, пряжки — были украшены тонкими золотыми или серебряными ни­тями, витыми шнурами, зернью.

Следующим был полихромный стиль. Время его распростра­нения - эпоха переселения народов; его принесли с собой племена готов. В изделиях этого стиля использовались яркие драгоценные камни. Они помещались на поверхности или вставлялись в виде тонких шлифованных пластинок между золотыми перегородками, которые образовывали узор. Готы предпочитали красные камни: альмандин, позднее гранаты и цветное стекло. Мастера извлекали художественный эффект из природных свойств материала - блеска золота и насыщенного цвета камней. Позже вместо камней стали использоваться цветные эмали.

Если в прикладном искусстве варварские мастера были са­мостоятельны, то в архитектуре очи, не имея собственных тради­ций и технологий, подражали римским постройкам. Наиболее на­глядно такое подражание проявилась при строительстве мавзолея (усыпальницы) короля остготов Теодориха в Равенне. Это цент­рическое здание, увенчанное куполом. Но купол мавзолея Теодо­риха является лишь внешним подражанием римским куполам. Он не выложен из блоков камня или кирпича, а представляет собой цельную каменную глыбу, выдолбленную в форме купола. Эта монолитная крыша, весом около 470 тонн, уникальна и не уступает мегалитическим сооружениям древности.

Важным явлением в жизни Европы стало распространение монашества. Оно возникло на Востоке, в Египте, где впервые по­явились пустынники, отшельники, бежавшие от преследований язычников или стремившиеся уйти от соблазнов мирской жизни. В Европе монашество широко распространилось с VI в., когда Бенедикт Нурсийский, основавший монастырь в Южной Италии, создал устав (распорядок жизни), получивший название бенедик­тинского.

Монастыри располагались обычно в уединённых местах, мо­нахи жили замкнутой общиной, производя всё необходимое собс­твенными силами. Жизнь монастыря строго подчинялась уставу. Монастыри были для тогдашней Европы центрами распростране­ния грамотности, всевозможных знаний и, конечно, христианства. Там переписывались Священное Писание и богослужебные кни­ги. Изготавливали, украшали и переплетали книги в специальных мастерских - скрипториях. Для обучения грамоте и навыкам кал­лиграфического письма при монастырях существовали школы. Монастырские библиотеки хранили старинные и новые рукописи. Книги столь ценили, что приковывали цепями к полкам. Тем не менее, большинство рукописных книг раннего Средневековья по­гибло в результате пожаров и войн, невежества и вандализма: до нас дошли лишь отдельные экземпляры.

Если в Древнем Египте и античном мире книга представляла собой свиток (чаще всего из листов папируса), то в средневековой Европе она приобрела форму кодекса (стопка страниц, подшитых к корешку), то есть стала похожей на современную книгу. Мате­риалом для книг был пергамен — кожа телят или ягнят. Предвари­тельно она обрабатывалась, очищалась, отбеливалась; обрезались неровные края. Только после этого лист оказывался на пюпитре переписчика. Страницы самых роскошных рукописей были окра­шены дорогой, символизировавшей власть и богатство краской - пурпуром (пурпурные кодексы).

Чаще всего над книгой работали два мастера: переписчик и художник. Для создания одной книги требовалось несколько лет. Созданные вручную книги называются манускриптами. Не существует двух одинаковых манускриптов: каждая такая книга уникальна.

Оформление первых кодексов было скромным. Единствен­ным украшением были выписанные киноварью или минием (крас­ной краской) красные строки, начинавшие каждый раздел книги. С VI в. появился инициал - особым образом украшенная первая бук­ва. Сначала инициал выделялся цветом, затем украшался неслож­ным орнаментом и, наконец, увеличился в размерах, заняв почти половину страницы. Вместе с орнаментом в книгу широко проник цвет, наряду с красной начали применяться синяя, зелёная, жёлтая краски, золото и серебро.

В эпоху Меровингов очень важно было украшение книги, её декорирование. Оно не поясняло текст и не иллюстрировало его. Задачей художника было превратить книгу в особый, требующий почитания священный предмет.

В книгах отсутствовали сюжетные иллюстрации и редко встречались изображения человеческой фигуры. Зато большое внимание уделялось красоте шрифта. Богато оформлялись иници­алы, украшались и слова текста, особенно начальные строки раз­делов. Книги были рассчитаны не только на прочтение, но и на рассматривание: ведь население в основном было неграмотным. Страницы изобиловали изображениями птиц, рыб, растительных побегов, пальметками, розеттами. Всё это раскрашено яркими цве­тами: красным, зелёным, жёлтым.

Характерным образцом книги времени Меровингов являет­ся Гелазианский Сакраментарий (сборник священных текстов). В начале одного из разделов изображена большая арка, под которой помещён крест со свешивающимися с его перекладины буквами «альфа» и «омега» - первой и последней буквами греческого ал­фавита. Они образованы телами маленьких рыбок. Рыба - символ Христа. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец», - говорит он о себе. В соответствии с этим обе буквы становятся символами бо­жественности Христа, напоминанием о сотворении мира, а иллюс­трация в целом — образом христианской вселенной.

Фигурками рыб и птиц усеяны страницы одной из самых рос­кошных рукописей - Геллонского Сакраментария. Каждая его стра­ница - произведение искусства. Этому способствует и каллиграфия округлого унциального шрифта, которым пользовались писцы.

В эпоху раннего Средневековья страной яркой и самобытной культуры была Ирландия. Ирландские монахи были одними из са­мых образованных в Европе. В ирландских мастерских возникло

особое каллиграфическое письмо. В полуязыческой среде, какой в то время оставалось ирландское общество, написанное слово вос­принималось как магический знак. К букве относились как к свя­щенной реликвии, заключая её в драгоценную оболочку из изощ­рённого орнамента. Инициалы в ирландских рукописях достигали огромных размеров, заполняя собой всю страницу.

Древнейшая ирландская книга —«Евангелие из Дарроу» (вто­рая половина VII в.). В этом небольшом по размерам манускрипте орнаментом заполнены целые страницы. При этом мастеру было чуждо изображение человека: фигу ра ангела, символа евангелиста Матфея, соединяет примитивность со стилизацией.

Главным достижением ирландских скрипториев стало Еван­гелие из Келлса («Келлская книга»). Его отличает необыкновен­ная щедрость орнамента. Отчётливо видна связь с ювелирным искусством: орнаментальная страница похожа на драгоценный оклад для священного текста. В ритмах узоров «Келлского Еван­гелия» есть нечто от ритмов девственной природы, от оборотничества и причудливых фигур речи, к которым была склонна ир­ландская поэзия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: