История искусства «варварских» государств
После падения Древнего Рима население Европы представляло собой множество племён, среди которых были и прежние обитатели, и пришельцы. Все они находились в движении. Границы были неустойчивы, союзы недолговечны. Европу вплоть до X-XI вв. сотрясали волны переселений.
Из возникших на месте Римской империи королевств наиболее прочным оказалось государство франков. Франкский король Хлодвиг принял христианство. Благодаря поддержке римского папы ему удалось создать первую королевскую династию Меровингов.
Художественное творчество варварских народов представлено декоративно-прикладным искусством. Это детали одежды, вооружение, ювелирные изделия — фибулы (застёжки для плаща), пряжки, богато украшенные рукояти мечей, изделия из металла, дерева, кости. Цель такого искусства - украсить и сберечь человека от любых враждебных сил. В творчестве варваров господствовал орнамент: сопряжённость его элементов соответствовала ощущению неразрывной связи всех явлений.
Декоративное искусство молодых европейских народов прошло несколько стадий. В первые века нашей эры господствовал филигранный стиль: металлические изделия - фибулы, подвески, пряжки — были украшены тонкими золотыми или серебряными нитями, витыми шнурами, зернью.
Следующим был полихромный стиль. Время его распространения - эпоха переселения народов; его принесли с собой племена готов. В изделиях этого стиля использовались яркие драгоценные камни. Они помещались на поверхности или вставлялись в виде тонких шлифованных пластинок между золотыми перегородками, которые образовывали узор. Готы предпочитали красные камни: альмандин, позднее гранаты и цветное стекло. Мастера извлекали художественный эффект из природных свойств материала - блеска золота и насыщенного цвета камней. Позже вместо камней стали использоваться цветные эмали.
|
Если в прикладном искусстве варварские мастера были самостоятельны, то в архитектуре очи, не имея собственных традиций и технологий, подражали римским постройкам. Наиболее наглядно такое подражание проявилась при строительстве мавзолея (усыпальницы) короля остготов Теодориха в Равенне. Это центрическое здание, увенчанное куполом. Но купол мавзолея Теодориха является лишь внешним подражанием римским куполам. Он не выложен из блоков камня или кирпича, а представляет собой цельную каменную глыбу, выдолбленную в форме купола. Эта монолитная крыша, весом около 470 тонн, уникальна и не уступает мегалитическим сооружениям древности.
Важным явлением в жизни Европы стало распространение монашества. Оно возникло на Востоке, в Египте, где впервые появились пустынники, отшельники, бежавшие от преследований язычников или стремившиеся уйти от соблазнов мирской жизни. В Европе монашество широко распространилось с VI в., когда Бенедикт Нурсийский, основавший монастырь в Южной Италии, создал устав (распорядок жизни), получивший название бенедиктинского.
Монастыри располагались обычно в уединённых местах, монахи жили замкнутой общиной, производя всё необходимое собственными силами. Жизнь монастыря строго подчинялась уставу. Монастыри были для тогдашней Европы центрами распространения грамотности, всевозможных знаний и, конечно, христианства. Там переписывались Священное Писание и богослужебные книги. Изготавливали, украшали и переплетали книги в специальных мастерских - скрипториях. Для обучения грамоте и навыкам каллиграфического письма при монастырях существовали школы. Монастырские библиотеки хранили старинные и новые рукописи. Книги столь ценили, что приковывали цепями к полкам. Тем не менее, большинство рукописных книг раннего Средневековья погибло в результате пожаров и войн, невежества и вандализма: до нас дошли лишь отдельные экземпляры.
|
Если в Древнем Египте и античном мире книга представляла собой свиток (чаще всего из листов папируса), то в средневековой Европе она приобрела форму кодекса (стопка страниц, подшитых к корешку), то есть стала похожей на современную книгу. Материалом для книг был пергамен — кожа телят или ягнят. Предварительно она обрабатывалась, очищалась, отбеливалась; обрезались неровные края. Только после этого лист оказывался на пюпитре переписчика. Страницы самых роскошных рукописей были окрашены дорогой, символизировавшей власть и богатство краской - пурпуром (пурпурные кодексы).
Чаще всего над книгой работали два мастера: переписчик и художник. Для создания одной книги требовалось несколько лет. Созданные вручную книги называются манускриптами. Не существует двух одинаковых манускриптов: каждая такая книга уникальна.
Оформление первых кодексов было скромным. Единственным украшением были выписанные киноварью или минием (красной краской) красные строки, начинавшие каждый раздел книги. С VI в. появился инициал - особым образом украшенная первая буква. Сначала инициал выделялся цветом, затем украшался несложным орнаментом и, наконец, увеличился в размерах, заняв почти половину страницы. Вместе с орнаментом в книгу широко проник цвет, наряду с красной начали применяться синяя, зелёная, жёлтая краски, золото и серебро.
|
В эпоху Меровингов очень важно было украшение книги, её декорирование. Оно не поясняло текст и не иллюстрировало его. Задачей художника было превратить книгу в особый, требующий почитания священный предмет.
В книгах отсутствовали сюжетные иллюстрации и редко встречались изображения человеческой фигуры. Зато большое внимание уделялось красоте шрифта. Богато оформлялись инициалы, украшались и слова текста, особенно начальные строки разделов. Книги были рассчитаны не только на прочтение, но и на рассматривание: ведь население в основном было неграмотным. Страницы изобиловали изображениями птиц, рыб, растительных побегов, пальметками, розеттами. Всё это раскрашено яркими цветами: красным, зелёным, жёлтым.
Характерным образцом книги времени Меровингов является Гелазианский Сакраментарий (сборник священных текстов). В начале одного из разделов изображена большая арка, под которой помещён крест со свешивающимися с его перекладины буквами «альфа» и «омега» - первой и последней буквами греческого алфавита. Они образованы телами маленьких рыбок. Рыба - символ Христа. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец», - говорит он о себе. В соответствии с этим обе буквы становятся символами божественности Христа, напоминанием о сотворении мира, а иллюстрация в целом — образом христианской вселенной.
Фигурками рыб и птиц усеяны страницы одной из самых роскошных рукописей - Геллонского Сакраментария. Каждая его страница - произведение искусства. Этому способствует и каллиграфия округлого унциального шрифта, которым пользовались писцы.
В эпоху раннего Средневековья страной яркой и самобытной культуры была Ирландия. Ирландские монахи были одними из самых образованных в Европе. В ирландских мастерских возникло
особое каллиграфическое письмо. В полуязыческой среде, какой в то время оставалось ирландское общество, написанное слово воспринималось как магический знак. К букве относились как к священной реликвии, заключая её в драгоценную оболочку из изощрённого орнамента. Инициалы в ирландских рукописях достигали огромных размеров, заполняя собой всю страницу.
Древнейшая ирландская книга —«Евангелие из Дарроу» (вторая половина VII в.). В этом небольшом по размерам манускрипте орнаментом заполнены целые страницы. При этом мастеру было чуждо изображение человека: фигу ра ангела, символа евангелиста Матфея, соединяет примитивность со стилизацией.
Главным достижением ирландских скрипториев стало Евангелие из Келлса («Келлская книга»). Его отличает необыкновенная щедрость орнамента. Отчётливо видна связь с ювелирным искусством: орнаментальная страница похожа на драгоценный оклад для священного текста. В ритмах узоров «Келлского Евангелия» есть нечто от ритмов девственной природы, от оборотничества и причудливых фигур речи, к которым была склонна ирландская поэзия.