РАСЧЕТ И ОЦЕНКА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА




РАСЧЕТ И ОЦЕНКА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

С АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

 

Составитель: к.т.н., доцент Курочкина Т.Н.

Утверждено на заседании кафедры ХОТОС

«_____» ________________________ 2017г.

Зав. Кафедрой ________ проф. Степанов Е.Г.

 

Рыбинск, 2017г.

Цель работы: произвести расчет нормативно допустимого сброса (НДС) загрязняющих веществ в водоток, оценить величину фактического сброса и проанализировать различные варианты выпуска стоков.

Задание

1. Определить параметры поверхностного стока и НДС ЗВ (взвешенные вещества, нефтепродукты, свинец) в водоток с автодороги в Ярославской области.

2. Оценить величину фактического сброса (ФС) этих веществ с поверхностными сточными водами по каждому ингредиенту.

3. Изобразить в виде гистограммы результаты расчета, провести из анализ для обоснования вариантов сброса сточных вод (СВ) в водоток без предварительной очистки или через очистные сооружения и предложить соответствующие инженерные решения.

Исходные данные: категория автомобильной дороги j, ее продольный уклон i, площадь участка водосбора F, глубина в русле водотока h, средняя скорость потока в русле υп, расстояние от места выпуска СВ до контрольного створа по течению реки lф, коэффициент извилистости f, минимальный расход воды в водотоке Qmin, — представлены в табл. А.1.

Теоретическая часть

Сток ливневых и талых вод, образующихся в результате выпадения атмосферных осадков на территории городов и поселков, является одним из основных источников загрязнения почв и водоемов.

Исследование влияния транспортных средств на окружающую среду, чаще всего сводится к оценке загрязнения воздушной среды и шумового уровня, и незначительное внимание уделяется загрязнению дорожными поверхностными стоками прилегающей к автомобильной дороге территорий, водоемов и грунтовых вод [1-3]. Принято считать что, загрязнения, попадающие в водоемы с поверхностными сточными водами с автомобильных дорог и мостов, составляет незначительный удельный вес от загрязнения водной среды отходами промышленного производства. Однако, в крупных городах поверхностных сток представляет собой значительные объемы сточных вод, которые зачастую без очистки, с концентрациями загрязняющих веществ, в несколько раз превышающих ПДК, поступают в водные объекты и на прилегающую территорию. Загрязнения, оседающие на покрытии автомобильных дорог, состоят из пыли; продуктов износа шин и тормозных колодок; выбросов от работы двигателей автомобилей; химических реагентов, используемых для борьбы с гололедом и для пылеподавления. При смыве дождевыми и талыми водами все загрязнения попадают в водоемы и приводят к насыщению вод поверхностного стока такими веществами как взвешенные частицы, бензин, дизельное топливо, масла, мазут и др., но наибольшую экологическую опасность в сточных водах представляют нефтепродукты и ионы тяжелых металлов. Поэтому основная задача повышения технического уровня автомобильных дорог, безопасного движения и экологической безопасности их эксплуатации является обеспечение сброса и отвода воды с поверхности автомобильных дорог, с последующей ее очисткой от загрязнения. Сброс дождевых и талых вод с поверхности автомобильных дорог за пределами водоохранных зон и населенных пунктов производится кюветами, лотками, по откосам на рельеф без дополнительной очистки, но со скоростями меньше размывающих для грунтов в месте выпуска воды.

Отказ от решения данной проблемы приводит к снижению прочности дорожных покрытий, нарушению стойкости земельного полотна, сокращению межремонтных сроков, а также понижает безопасность движения транспортных средств [1].

Порядок выполнения работы

1. Расход дождевых и талых вод (л/с) согласно СНиП 2.04.03-85[2],

, (1)

где gуд – удельный расход дождевых вод, л/(с×га), для Ярославской области при времени поверхностной концентрации 5 мин gуд =4 л/(с×га);

F – площадь участка автодороги (моста), равная произведению длины участка на ширину части дороги, с которой вода будет поступать в водоток, или на расстояние в свету между перилами мостов (но не более 5 га), га;

К – коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода воды в зависимости от среднего продольного уклона участка дороги или моста и принимаемый по табл.1.

 

Таблица 1 - Значения коэффициента К в зависимости от среднего продольного уклона дороги i (л/с)

i, % 0,1 0,3 0,4 0,5 0,6 0,8 1,0 1,5
K 0,56 0,8 0,87 0,94 1,0 1,05 1,18 1,35
i, % 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0 6,0
K 1,48 1,59 1,69 1,77 1,85 1,92 1,99 2,12
                         

 

10. Расход талых вод,

, (2)

где F – площадь участка автодороги, га;

hc – слой стока за 10 дневных часов, мм (для Ярославской области), hc =20мм;

Кс – коэффициент, учитывающий окучивание снега, Кс = 0,8.

10. Величина фактического сброса (ФС), г/ч, загрязняющих веществ с поверхностными сточными водами по каждому ингредиенту (взвешенные вещества: свинец, нефтепродукты) загрязнения,

ФС = 3600× СЗВ×Q max, (3)

где СЗВ – фактическая концентрация загрязняющих веществ(мг/л) в поверхностном стоке по каждому ингредиенту загрязнений, согласно табл. 2;

Q max– расчетный расход поверхностных сточных вод (принимают наибольший из рассчитанных выше расходов дождевых и талых вод), л/с.

 

Таблица 2 - Концентрации загрязнений в поверхностном стоке (СЗВ, мг/л), с покрытий автодорог

Категория автодороги, j Дождевые воды Талые воды
Взвешенные вещества   Свинец Нефтепро-дукты Взвешенные вещества   Свинец Нефтепро- дукты
I   0,28     0,3  
II   0,22 19,2   0,24 20,8
III   0,17 14,4   0,18 15,6
IV   0,11 9,6   0,12 10,4
V   0,08 7,2   0,09 7,8

 

4. Коэффициент турбулентной диффузии D при заданной vn,

, (4)

где υп – средняя скорость потока в русле, м/с,

h – глубина в русле водотока, м.

5. Коэффициент α, учитывающий влияние гидравлических факторов смешения, принимая Q max= Qc (л/с),

, (5)

где t – коэффициент извилистости реки.

6. Коэффициент смешения сточных вод с водой водотока γ ( формула Фролова–Родзиллера),

, (6)

где Q min– среднемесячный (минимальный) расход воды в водотоке 95 % обеспеченности, л/с;

Q max= Qc – максимальный расход сточных вод, л/с.

7. Величина β определяется по формуле:

, (7)

где L – расстояние от места выпуска сточных вод до контрольного створа по течению реки, м.

8. Предельно допустимое содержание (концентрацию) загрязняющего вещества в поверхностном стоке с учетом смешения его с водами водотока, мг/л, (формула Фролова–Родзиллера),

, (8)

где СПДК– предельно допустимая концентрация (ПДК) данного загрязняющего вещества в водотоке, мг/л, принимают согласно табл. 3;

СФ – фоновая концентрация данного загрязняющего вещества в водотоке, мг/л (для взвешенных веществ – 15 мг/л; для нефтепродуктов – 0 мг/л, для свинца – 0,05 мг/л).

 

Таблица 3 - ПДК загрязняющих веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного назначения

Наименование вещества СПДК, мг/л
Взвешенные вещества Сф + СПДК
Нефтепродукты 0,05
Свинец 0,1

 

9. Величина нормативно допустимого сброса (НДС, г/ч) загрязняющих веществ по каждому ингредиенту загрязнения,

НДС =3600 QС СПРД. (9)

10. Полученные величины НДС и ФС по каждому ингредиенту загрязнения изображают в виде гистограммы и анализируют результаты расчетов.

Если ФС≤НДС, то может быть допущен сброс поверхностных сточных вод с автодороги без очистки непосредственно в водоток. В этом случае при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов применяют обычные схемы водоотвода в соответствии с действующими нормами на проектирование и типовыми решениями.

Если ФС>НДС, сброс поверхностных сточных вод без очистки не допускается. В данном случае следует применять схемы поверхностного водоотвода с покрытия автомобильных дорог и мостов, обеспечивающие сбор вод поверхностного стока и направляющие их на очистные _оружения, обеспечивающие на выходе концентрацию ЗВ, непревышающую СПДК. Допускается применение индивидуальных очистных сооружений, например, камерных и тонкослойных отстойников, нефтеловушек.

10. В выводе приводятся результаты расчета токсичных сбросов в поверхностный сток при эксплуатации автомобилей и принятие решения о целесообразности или нецелесообразности очистки сточных вод с автодороги.

Инженерный анализ

Если при анализе результатов расчетов сделан вывод о допустимости сброса поверхностных сточных вод без очистки, то при проектировании автомобильных дорог мостовых переходов применяются обычные схемы водоотвода в соответствии с действующими нормами на проектирование и типовыми решениями [4-7]. В противном случае следует применять схемы поверхностного водоотвода с покрытия автомобильных дорог и мостов, обеспечивающие сбор поверхностного стока и направляющие их на очистные сооружения.

В проектах автомобильных дорог и мостов не следует предусматривать устройство мойки автомобилей в пределах водоохраной зоны водотока и водоемов.

По результатам расчетов принимается решение о целесообразности или нецелесообразности очистки сточных вод с автодороги.

Контрольные вопросы

1. Какие загрязняющие вещества попадают в сток ливневых талых вод с автодорог и мостовых переходов?

2. Какие из загрязняющих веществ талых и ливневых вод с автомобильных дорог, представляют наибольшую экологическую опасность и почему?

3. Что необходимо предпринять, если ФС≤НДС и ФС>НДС?

Литература

1. Ильина А.А. Влияние автомобильного транспорта на загрязнение повехностных стоков с автомобильных дорог и мостов / А.А. Ильина Новости в дорожном деле: Научно-техническая информация / ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР». М.: 2004. – Вып. 2, с. 29-36.

2. Юрченко В.А., д.-р тех. наук, проф. Бригада Е.Е., асс. Коротченко М.А., зав. отделом Дяговец. Технический анализ состава поверхностных стоков с автомобильных дорог, 2012.

3. Леонов Е.А. Проблемы очистки сточных вод с поверхности автомобильных дорог на примере кольцевой автомобильной дороги вокруг С.-Петербурга / Е.А. Леонов, М.С. Михайлова // Жизнь и безопасность. – 2002. - № 3. – с. 280-286.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 4. - Исходные данные

F, га j i, % υп, м/с h, м lф, м f Q min, л/с
  1,92 I 1,2 0,8 1,7   1,01  
  1,98 II 1,5 1,0 2,0   1,03  
  2,51 I 1,1 0,7 3,0   1,05  
  1,35 IV 0,5 0,6 3,5   1,06  
  1,55 III 6,0 0,9 2,8   1,02  
  2,80 V 0,3 0,7 2,9   1,04  
  2,10 I 0,4 0,6 1,8   1,07  
  1,85 II 0,5 0,9 1,9   1,01  
  1,78 III 0,6 0,5 2,1   1,02  
  2,75 IV 0,8 0,6 2,2   1,03  
  2,01 V 0,9 0,7 2,4   1,04  
  1,96 I 1,0 0,8 2,5   1,05  
  1,87 II 1,3 0,9 2,6   1,06  
  1,75 III 1,5 0,7 2,8   1,07  
  2,86 IV 2,0 0,8 2,1   1,01  
  2,50 V 2,5 0,9 2,0   1,02  
  2,44 I 3,0 0,7 1,9   1,03  
  2,40 II 3,5 0,6 1,8   1,04  
  2,35 III 4,0 0,5 1,7   1,05  
  2,25 IV 4,5 0,6 1,8   1,06  
  2,15 V 5,0 0,7 1,9   1,05  
  2,10 I 0,1 0,8 1,7   1,04  
  2,00 II 0,3 0,9 1,8   1,03  
  1,99 III 0,4 0,6 0,9   1,02  
  1,75 IV 1,2 0,8 2,0   1,01  
  2,86 V 0,9 0,9 2,0   1,01  
  2,50 I 1,0 0,7 1,9   1,02  
  2,44 II 1,3 0,8 1,8   1,04  
  2,40 II 1,5 0,5 2,1   1,07  
  1,92 IV 2,0 0,7 2,2   1,03  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: