Краткая аннотация: статья посвящена анализу жизненных ценностей молодежи, приведению опроса, отражающие представление молодежи и представителей старшего поколения об актуальности морально-нравственных норм.
Ключевые слова: молодёжь, жизненные ценности, ценностный упадок.
Молодежь - это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени».
Все актуальней встают проблемы современной молодежи в наше время. Во всем мире, да и в России, в частности, у молодежи, меняются приоритеты. Вместо того, чтобы быть добрыми честными и послушными, думать о семье, наше подрастающее поколение все чаще хочет выделиться за счет пагубных привычек, насилия и превосходства. Поэтому перед взрослыми стоит нелегкая задача - воспитать в подростках добро и человечность, чтобы избежать последующих проблем молодежи в современном обществе и социуме. Из существующих молодежных проблем особенно важными являются: аморальность в поведении, алкоголизм, наркомания, табакокурение, преступность или самоубийство, подмена жизненных ценностей.[1]
Актуальность темы заключается в том, что независимо от времени молодежь остается главным резервом процветания государства и какие у нее будут ценности, от этого будет зависеть дальнейшая судьба страны.
Жизненные ценности человека - это фундамент, на котором базируется вся его жизнь, это результат нашего опыта. Огромную роль в формировании жизненных ценностей играют родители, учителя, книги, которые мы читаем, фильмы, которые смотрим, люди, с которыми общаемся, и, наконец, общество, в котором живем.[2]
|
В настоящее время у молодежи наблюдается ценностный упадок: происходят трудные, в то же время непоследовательные процессы, свидетельствующие и о пересмотре серии ценностей предыдущих поколений. В российском социуме получилось так, что старшие поколения прожили на основе одной системы моральных норм, правил и ценностей, а новое поколение застало общество в процессе утверждения новых ценностей.
В погоне за современностью многие девочки-подростки вместо стремления к счастливой будущей семейной жизни, стараясь стать привлекательными и сексуальными, приходят к развратности натуры. Это касается и мальчишек, которые смотря на своих кумиров, со временем понимают, что у них не получится стать такими как те. Это приводит к потере всех ценностей и разочарованию в жизни. Но надо помнить, что само собой это не урегулируется.
Скромность и нравственность заменила пошлость и распущенность. Трезвость и здоровый образ жизни – пьянство и удовлетворение низменных инстинктов. Трудолюбие и любовь к Родине – погоня за наслаждениями и нездоровый эгоизм. Словом, понятия, по которым жили многие поколения, поменялись местами. То, что было плохо, стало хорошо. То, что было недопустимо, стало приемлемо. Но как всего за одно десятилетие мир смог перевернуться с ног на голову? И что это, случайность или чей-то четко спрогнозированный план?
Подмена ценностей людей всего мира происходит разными способами, но их объединяет одно: общая цель произвести деморализацию и дебилизацию общества, разрушить институт семьи, ослабить здоровье целых наций. Сократить население Земли, а оставшихся людей сделать легко управляемыми рабами своей системы. Кому же это выгодно? Мировому правительству, в руках которых сосредоточены все деньги и ресурсы нашей планеты.
|
Раньше для того, чтобы начать господствовать над миром нужно было начинать настоящие войны, а теперь в век инновационных технологий появилось новое оружие массового поражения – СМИ. Сейчас идет информационная война, в которой изо дня в день гибнут клетки нашего с вами головного мозга.
Именно с помощью средств массовой информации и происходит подмена ценностей. Все это делается незаметно, постепенно внедряя в наше подсознание новые установки, модели поведения, рамки допустимого.
Так в современных фильмах нам создают новый, положительный образ пьющего человека, например. Алкоголь присутствует почти в каждой сцене. При чем для его употребления не нужен значительный повод, усталость после рабочего дня – уже повод выпить. А также встреча с друзьями, желание познакомиться с противоположным полом (для смелости), потребность снять напряжение. Словом, это не просто нормально, а даже необходимо, престижно и совсем не вредно для здоровья.
Так незаметно с помощью такой вот подтасовки событий происходит подмена ценностей. Если раньше фильмы несли в себе мораль: поступаешь плохо, потом расплачиваешься за свои ошибки, то теперь у зрителей формируется совсем другое восприятие мира. Сделал плохо, за это наказания человек не несет. А еще и бонус получает в виде успеха, денег, любви. На подсознании такая модель поведения записывается. Ага, значит, так поступать можно. Вести себя аморально тоже.
|
Можно добавить, что такая подмена ценностей происходит не только с помощью фильмов. Это и сериалы, и мультфильмы (что особо опасно), и современные песни/клипы, и печатные издания, и телепередачи. Люди сами не замечают, как начинают относиться к тем вещам, которые раньше вызывали у них возмущение, лояльно.
Молодые люди отмечают, что в современных условиях каждый человек, стараясь выжить и самоутвердиться, удовлетворяет собственные потребности. В иерархии ценностей возрастает роль «личной» нацеленности. Как в массовом сознании россиян, так и в структуре ценностных ориентаций молодежи снижается роль духовных приоритетов и возрастает интерес к потребительским и экономическим. Узко индивидуальный, эгоистический дух ведет к обеднению человеческих потребностей, подавляет чувства сопереживания, уважения к другим и к самому себе.
Происходит эмоциональное отчуждение людей, что ведет к социальной разобщенности. Прослеживается тенденция к преобладанию агрессивных поведенческих стандартов, ориентирование на специфическую элитарность материального достатка и незамедлительное удовлетворение социальных запросов, но наряду с этим игнорируются государственные и общественные интересы и цели. Этому оказывает содействие и преобладающая в средствах массовой информации тенденция замены коллективизма, общечеловеческих идеалов солидарности, взаимопомощи людей на крайний индивидуализм.
Нередко ценности великой отечественной культуры вытесняются моделями массовой культуры в понимании молодых людей, устремленными на получение модели «американского образа жизни»
Рост «социального эгоизма» российской молодежи становится серьезным препятствием для оптимизации модернизационного процесса. Возникает вопрос: «Насколько актуальны морально-нравственные нормы среди современных россиян?» Пытаясь ответить на этот вопрос, приведем некоторые данные
Опрос показал, что наибольшая часть представителей молодежи (54 %) убеждены в том, что основные моральные нормы всегда остаются актуальными, невзирая на время. Однако немногим менее половины опрошенных представителей молодежи (46 %) в ходе опроса считают, что многие традиционные моральные нормы уже устарели.
Почти каждый третий представитель старшего возраста (31 %) признал, что моральные нормы «стареют» и уже не отвечают современным нормам и образу жизни. Улучшение системы морально-нравственных ценностей российской молодежи в основных элементах образовательной деятельности, необходимо начать с совершенствования государственной политики. Система образования должна лучше учитывать как отечественный, так и зарубежный опыт, а для этого требуются усилия и самих участников системы образования. Таким образом, формирование системы морально-нравственных ценностей у современной российской молодежи следует выделять как направление в воспитании и как ценности систем самого высокого порядка — личности, семьи, нации, государства и общества.[3]
Государство должно больше внимания уделять проблемам молодежи: оказывать поддержку в организации учреждений, работающих исключительно по молодежным проблемам, оказывающим эффективную психологическую и социальную помощь молодым людям; больше внимания уделять развитию спорта, больше привлекать молодое поколение к профессиональному спорту. Проводить больше пропаганды о здоровом образе жизни молодежи, привлекать для этого не только государственные организации и учреждения, но и частные компании и средства массовой информации.