Я учусь
ГОВОРИТЬ
И читать
Рекомендовано Ученым советом Педагогического общества России
в качестве учебного пособия для дошкольников
Допущено департаментом образования Пермской области
АЛЬБОМ
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
Альбом 1 является составной частью комплекта пособий «Учим ребенка говорить и
читать». Работа с ним рассчитана на один период обучения и содержит систематизиро-
ванный авторами практический материал, который поможет логопеду организовать, спла-
нировать и провести эффективную коррекционную логопедическую работу с детьми.
Первоначально ребенку дается элементарное представление о назначении речи. Да-
лее он получает знания о строении языка: знакомится с понятиями «предложение», «сло-
во», «звук». Вводится их графическое обозначение.
Работа с альбомами поможет воспитать у детей внимание к звуковой стороне речи,
сформировать фонематическое восприятие. На всех этапах обучения предусматрива-
ются упражнения для развития связной речи ребенка: составление предложений раз-
личных конструкций, составление рассказов с изучаемым звуком по сюжетной картин-
ке, по серии картинок, по опорным словам, рассказов с творческим продолжением.
Предлагаемые в альбоме 1 задания и упражнения помогут детям:
—уточнить правильное произношение звуков: у, а, о, и, э, ы; м-мь, в-вь, н-нь, п-пь, т-ть;
познакомиться с буквами: А, О, У, И, Э, Ы, М, В, Н, П, Т;
—сформировать понятия: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, соглас-
ный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение;
—развить артикуляционную моторику и различать на слух изученные гласные и соглас-
ные звуки;
—дифференцировать гласные звуки; согласные звуки (по твердости-мягкости);
—выделять гласный звук из начала и конца слова в ударной и безударной позиции;
выделять согласный звук из состава слова;
—анализировать и синтезировать обратные и прямые слоги;
—проводить звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов, с использо-
ванием разрезной азбуки, печатания
—делить слова на слоги и проводить слоговый анализ односложных и двусложных слов;
—воспитывать внимание к изменению грамматических форм слова, способам словооб-
разования;
—восполнить недостатки в формировании лексико-грамматического строя речи;
—развить просодическую сторону речи и психические процессы (восприятие, внима-
ние, память, мышление).
Пособия комплекта «Учим ребенка говорить и читать» помогут ребенку попасть в уди-
вительный мир родного языка, зажечь в ребенке огонек любознательности, жажды но-
вых открытий в овладении родной речью, увлекут и разовьют его любовь к обучающим
занятиям и самостоятельному чтению.
Посмотри на картинки и скажи, для чего нужна речь.
|
С помощью речи люди общаются друг с другом.
|
С помощью речи люди узнают новое.
|
Скажи, что изображено на картинках?
|
Наша речь состоит из предложений.
|
Катя поливает цветы из....
|
Предложение должно быть законченным.
|
Девочка купает куклу.
Раскрась кружки по порядку выполнения действий.
|
Расскажи о купании куклы.
|
В рассказе предложения должны идти по порядку.
|
Составь предложения по картине.
|
В предложении может быть:
одно слово — Осень.
два слова — Небо потемнело.
три слова — Дует холодный ветер.
четыре слова — Деревья надели пестрый наряд.
|
Предложения состоят из слов.
Каждое слово в предложении обозначим линией. Первое слово — начало
предложения — обозначим |. В конце поставим точку.
|
Послушай и определи, предложения ли это.
|
Слова в предложении «дружат» и следуют в определенном порядке.
|
Рассмотри картинку и ответь на вопросы: Что это? Кто это?
|
Какие предметы окружают детей?
|
Рыбки, клетки, попугай, часы, стол — это слова, называющие предметы. Про людей и животных спрашивают: «Кто это?», про остальные предметы: «Что это?»
|
Помоги Ивану Царевичу провести границу между царствами
|
Лазает, прыгает, бросает, бегает, идет, приседает — это слова,
называющие действия.
|
Как передвигаются эти животные? Назови слова, называющие действия. Составь с этими словами предложения по схеме |_____________
|
СЛОВА, НАЗЫВАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Назови лишнее слово.