Экономико-географическое положение (ЭГП) Калининградской области




Особое место на северо-западе РФ занимает Калининградская область, образованная в 1946 г. Это — часть территории бывшей Восточной Пруссии (Германия), отошедшая к СССР после Второй мировой войны. Имеет границы с Польшей (на юге) и Литвой (на востоке и северо-востоке). На западе ее омывают воды Балтийского моря.

Обычно эту область не включают в состав какого-либо экономического района РФ и статистические данные даются по ней отдельно.

Калининградская область ныне стала анклавом. Сотни километров территории зарубежных ныне стран — Белоруссии и Литвы — отделяют теперь эту область от основной территории России. Она объявлена «свободной экономической зоной».

Сухопутные связи с ней удорожаются и затрудняются. Однако область лежит на пересечении многих важных торговых путей. Это наиболее приближенный к Западной Европе российский регион, наиболее удобная база для торговли в Атлантике. От нее до Берлина, Стокгольма, Копенгагена, Минска — менее 600 км, до Гамбурга и Праги — около 700 км (почти вдвое меньше, чем до Москвы).

Вблизи Калининграда, в г. Балтийске, находится главная база российского флота на Балтийском море. Калининградский порт — один из важнейших морских портов России в Балтийском море (единственный незамерзающий), крупный центр морского рыболовства и внешней торговли.

Природные условия и ресурсы.

Площадь территории области — 15,1 тыс. Это самая маленькая область России. Территория — равнинная. Климат — морской и переходный от морского к континентальному. Относительно большое количество осадков (около 700 мм в год) при невысокой испаряемости приводит к повышенной увлажненности. Земледелие возможно при искусственном осушении земель.

Море у берегов области не замерзает. Благодаря мягкому климату на территории области расту породы деревьев более южных природных зон. Растут платан, тис, магнолия.

В недрах этой небольшой по площади области РФ обнаружены нефть, поваренная соль, торф и другие полезные ископаемые. Здесь находится единственный в мире карьер по добыче янтаря (более 1 тыс. т ежегодно). Запасы янтаря составляют более 90% мировых.

Население

— 932 тыс. человек (1996 г.), в основном русские (более 80%), а также белорусы, украинцы и др. Почти половина населения проживает в Калининграде (418,7 тыс. человек). Плотность населения — 62 человека на 1 км2.

Доля городского населения -— 77,7%. Главные города области: Калининград, Советск (44 тыс. жителей), Черняховск (42 тыс.), Балтийск (31 тыс.).

Хозяйство.

Промышленные предприятия области большую часть материалов получают из других регионов России и отправляют свою продукцию как в регионы РФ, так и за рубеж.

Главные отрасли специализации области — рыбная промышленность, машиностроение, целлюлозно-бумажная промышленность,

Рыбопромышленный комплекс включает в себя вылов рыбы, транспортировку и ее переработку. Большая часть выловленной рыбы ранее перерабатывалась на судах, остальная — на рыбоконсервных комбинатах области. В настоящее время значительную часть улова рыбаки области сдают в зарубежные порты, чтобы закупить горючее и произвести судоремонтные работы.

Наиболее крупные предприятия машиностроения — судостроительный завод «Янтарь», а также предприятия электроники и приборостроения.

Целлюлозно-бумажная промышленность работает на древесине, поставляемой с Севера России и выпускает бумагу, картон, целлюлозу (АО «Советский целлюлозно-бумажный завод», АООТ «Неманский целлюлозно-бумажный завод» м др.).

Важное значение для хозяйства области имеет добыча янтаря.

Подавляющую часть промышленной продукции производят в областном центре — Калининграде, сосредоточившем вагоностроение, судоремонт, производство подъемно-транспортного оборудования, рыбных изделий и др. Среди других центров выделяются города: Черняховск (деревообработка, пищевая промышленность), Советск (целлюлозно-бумажная, мебельная промышленность), Гусев (производство светотехнической аппаратуры, микродвигателей).

Доля экспорта в производстве промышленной продукции составляет 56%. Дальнейшее развитие Калининградской области существенно преобразовывается в связи со статусом «свободной экономической зоны».

некоторые города и поселки в приморской зоне наряду с хозяйственной выполняют и курортные функции (Пионерский, Светлогорск и др.).

Транспорт. Очень важны нормальные добрососедские отношения с Литвой, через которую идет почти весь транзитный грузопоток в другие регионы России и из них.

Главный ресурс области - ее экономико-географическое положение. Морские порты области выполняют важные внешнеторговые функции и операции по обслуживанию океанического рыболовного флота Атлантики. Это ворота РФ для внешней торговли со странами Зарубежной Европой.

Сельское хозяйство. Валовая продукция сельского хозяйства — 579 млрд. рублей (52-ое место среди субъектов РФ). Доля Животноводства — 73%, растеневодства — 27%. Животноводство специализируется на разведении крупного рогатого скота молочно-мясных пород, свиноводстве и птицеводстве.

В создании кормовой базы для животноводства принимает участие полеводство — производство кормовых культур

 

Экономико-географическая характеристика Северо-Западного экономического района

Состав Ленинградская, Новгородская, Псковская обл., Санкт- Петербург (город федерального значения).

ЭГП Положение р-на - приморское, выгодное. Это небольшой по площади р-н (197 тыс. км2) у берегов Балтийского моря или недалеко от него. По рекам и озерам этого р-на проходил древний торго­вый путь "из варяг в греки", на котором возникла Новгород­ская Русь. На протяжении двух столетий г.Санкт-Петербург являлся столицей России. Сейчас он выделен в “зону свободного предпринимательства” и занимает центральное положение в р-не. Р-н расположен между развитыми европ. государствами - Финляндией, Эстонией, Лат­вией и Ц ЭР РФ, а также рядом с С ЭР РФ (с его богатой ресурсной базой). В настоящее время в Финском заливе ведется строительство трех новых российских морских портов.

Природные условия и ресурсы Климат района умеренно-континентальный, на побережье - морской. Для всей терр. характерны подзолистые и торфяно-болотные почвы. Леса занимают немногим менее поло­вины площади р-на, а на северо-востоке лесистость местности достигает 70%.

Характерен моренно-ледниковый рельеф с холмами и грядами. Особенно много моренных холмов на возвышенностях, где они чередуются с озерными впадинами. С.-З. Рус­ской равнины - озерный край: здесь около 7 тысяч озер. Круп­нейшие - Ладожское (площадь 18 тыс. км2), Онежское, Чуд­ское, Ильмень. Речная сеть - густая. Отсюда имеют значение рыбные ресурсы. Сравнительно короткая река Нева (74 км), вытекающая из Ладожского озера и впадаю­щая в Финский залив, одна из самых многоводных в России.

Полезные ископаемые не отличаются богатством и разнообразием: огнеупорные глины, горючие слан­цы, фосфориты, кварцевые пески, известняки, соляные источ­ники (в районе Старой Русы, Новгородская обл.), бокситы (Тихвин, Ленинградская обл.).

Население Нас. р-на - 7,9 млн. чел. (2000г.). Ср. плот. нас.- около 40 чел./км2, однако в периферийных р-ах плот­ность сельского нас. составляет лишь 2-4 чел./км2. Большинство населения составляют рус. Коэфф. урбанизации - 87%. Обширная сеть учебных заведений (прежде всего – в С-Петербурге) обеспечивает наличие высококвалифицированных кадров. Население г. Санкт-Петербург - около 5 млн. чел.

Хозяйство Основные соц.-экон. предпосылки развития р-на: выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитие науки и культуры, развитая опытно-конструкторская база. СЗ- индустриальный р-н с развитым комп­лексом обрабат. пром. с высоким удельным весом маш-ения, который ориентируется на привозное сырье и топливо.

Отрасли специализации – маш-ение, требующее высокой квалификации труда, цветная металлургия, химиче­ская и легкая промышленность.

ТЭК р-на ориентируется в ос­новном на привозное топливо (нефть, газ, уголь). Р-н - крупный потребитель эл.энергии. Ее вырабатывают мощ­ные ТЭС, использующие привозные энергоносители. Мощные ГРЭС и ТЭЦ размещены в С-Петербурге, его окрестностях и в г. Кириши (к которому под­ходит нефтепровод из Поволжья). Заметную долю эл.энергии дают ГЭС средней и малой мощности, построенные на реках Свирь, Волхов, Вуокса и др. Для более надежного обеспечения района эл.энергией под С-Петербургом была сооружена и действует одна из круп­нейших в России Ленинградская АЭС. Энергосистема СЗ соединена с единой энергосис­темой европ. части России.

Маш-ный комплекс р-на характеризуется развитыми внутриотраслевыми связями. Представлены следую­щие отрасли маш-ения: энергетическое, электротехническое, судо-, приборо-, станкостроение. Р-н является крупным поставщиком приборов, средств автоматиза­ции, турбин, тракторов. Пр-во энергетического оборудования: генераторов и турбин для ГЭС, ГРЭС, АЭС представлено предприятиями в С-Петербурге. Развито судостроение: "Адмиралтейский", "Балтийский" заводы С-Петербурга производят атомные ледоколы, океанские сухогрузы и др.

Наукоемкие отрасли представлены приборостроением, ра­диотехникой, электроникой, электротехникой (С-Петер­бург, Новгород, Псков, Великие Луки (Псковская обл.), Старая Русса. В Нов­городе, Пскове, Выборге производят радио- и телевизионную аппаратуру, видеомагнитофоны.

Хим. пром. С-Петербурга была пио­нером в производстве полимеров, пластмасс, фармацевтике в России. Развита легкая пром. (обувная, текстильная, пищевая).

Ряд отраслей пром. СЗ ба­зируется на местных природных ресурсах. Это добыча фосфори­тов и пр-во из них мин. удобрений (бывш.Кингисепп, современное название города - Курессааре),пр-во огне­упорного кирпича из местных глин (Боровичи, Новгородская обл.), добыча и пр-во стр-ных материалов, добыча сланцев (Сланцы, Ленинградская обл.). СЗ является родиной алюминиевой промышлен­ности (на местных тихвинских бокситах, Ленинградская обл.). Предприятия цв. металлургии находятся в Волхове, (алюминиевый завод), Бокситогорске и Пикалево(глиноземные заводы), все три - Ленинградская обл.

АПК. С/х специа­лизируется на молочном жив-стве, свиноводстве, птице­водстве, пр-ве овощей и картофеля. Сохранило свое зна­чение льноводство на юге и юго-западе р-на. Лен перераба­тывается на многочисленных небольших заводах и на крупных льнокомбинатах в Пскове и Великих Луках.

Транспорт. С-петербургский транс. узел по размерам грузооборота и пасс.-оборота уступает лишь Мос­ковскому. Транс. пути отходят от этого города лучами в разные стороны. С-Петербург в настоящее время - один из крупнейших внешнеторговых морских портов России. Волго-Балтийский водный путь обеспечивает связи с другими ЭР европ. части РФ. Беломорско - Бал­тийский канал открывает выход в Белое и Баренцево моря.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: