Прочитайте основные тексты
- Немов Р. С, Алтунина И. Р. Социальная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. (Глава 5 и 6)
- Майерс Д. Социальная психология. (Глава 21,25,26,27).
Можете познакомиться с дополнительными текстами.
- Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А. Л. Свенцицкого. — СПб: Питер, 2000. (С. 128-147).
Контрольные вопросы к разделу 3
1. Чем отличаются общественные и межличностные отношения?
2. Что называют социальной ролью?
3. Каким образом определяется социальный статус?
4. В чем выражаются социологический и социально-психологический аспекты изучения социальных ролей?
5. Какие существуют виды межличностных отношений?
6. Что представляют собой официальные и неофициальные взаимоотношения?
7. Каким образом определяются деловые и личные взаимоотношения?
8. Что такое отношения руководства и подчинения?
9. Как соотносятся между собой понятия «общение», «межличностные отношения» и «межличностные взаимодействия»?
10. По каким причинам изучение личных взаимоотношений людей представляет интерес для социальных психологов?
11. Что такое аффилиация и какие социально-мотивационные тенденции управляют аффилиативным поведением человека?
12. Как соотносятся друг с другом аффилиация, стремление к достижению успехов и соответствующие им виды мотивации?
13. Почему детская привязанность может рассматриваться как форма социального поведения, близкая к аффилиации?
14. Что представляют собой следующие виды привязанности: личная (непосредственная) и транзитивная (опосредствованная), надежная и ненадежная, привязанность по амбивалентно-сопротивляющемуся, дезорганизованному и избегающему типам?
|
15. Что представляют собой такие стили привязанности, как сближение, амбивалентно-сопротивляющийся и дезорганизованный (неустойчивый, непостоянный)?
16. Каким образом определяется дружба как вид человеческих отношений?
17. Какие цели может преследовать дружба людей?
18. Каковы социально-психологические особенности дружеских взаимоотношений?
19. На каких нормах и правилах строятся дружеские взаимоотношения?
20. Каким образом возникают и развиваются дружеские взаимоотношения?
21. Каким образом дружба зависит от возраста людей?
22. Какое значение имеют дружеские взаимоотношения для благополучия людей?
23. Почему любовь считается высшим и самым совершенным видом человеческих отношений?
24. Каким образом любовь связана с личностным самосовершенствованием человека?
25. Какими признаками обладает настоящая любовь?
26. Что представляют собой разновидности человеческой любви?
27. Что такое псевдолюбовь?
28. Почему любовь человека к себе считается одной из разновидностей любви — такой, без которой другие виды любви существовать не могут?
29. Какое место, по Э. Фромму, занимает эротическая любовь среди других разновидностей любви?
30. Что такое альтруизм?
31. Каким образом понимание альтруизма зависит от личности ученого?
32. Каковы две основные точки зрения относительно природы и происхождения альтруизма: биологическая и социальная?
33. Каково содержание основных социально-психологических теорий, объясняющих происхождение альтруистического поведения?
34. Что представляют собой «корыстные» и «бескорыстные» теории альтруизма?
|
35. Что такое эволюционно-биологическое объяснение альтруизма?
36. Каким образом альтруистическое поведение объясняется на основе анализа социальной ситуации?
37. Как зависит альтруистическое поведение от личности человека?
38. Являются ли различные теории альтруизма альтернативными?
39. Почему вражда считается несовместимой с отношениями дружбы, любви и альтруизма?
40. В чем причины так называемого «вечного» существования вражды?
41. Каковы объективные и субъективные предпосылки враждебных отношений?
42. Как соотносятся между собой вражда и агрессивность?
43. Что представляют собой различные определения агрессивности?
44. Каковы основные виды агрессивности?
45. Что такое альтруистическая, вызванная страхом, индуцированная, смещенная, трансактная и территориальная агрессивность?
46. Каковы общие правила, в соответствии с которыми возникает и развивается трансактная агрессия?
47. Каким образом мотивируется агрессивное поведение?
48. Что представляют собой биологические предпосылки агрессивности?
49. Какими могут быть социальные мотивы агрессивности?
50. Какие аргументы свидетельствуют соответственно в пользу социальной и биологической теорий агрессивности?
51. Что представляет собой фрустрационная теория агрессии?
52. В чем заключается суть теории агрессии, основанной на концепции социального научения?
53. Какую теорию агрессии называют ритуальной?
54. Почему существующие теории агрессии нельзя считать несовместимыми друг с другом?
55. В чем состоит суть проблемы и опасность одиночества?
56. При каких условиях у человека возникает чувство одиночества?
57. Что представляет собой симптоматика одиночества?
58. Каковы основные психологические и поведенческие признаки одинокого человека?
59. Каким образом определяется хроническое, ситуативное и преходящее одиночество?
60. Как связаны с одиночеством представления человека о себе и его самооценка?