В предпоследние выходные сентября прошел традиционный Осенний слет экспедиционно-походных объединений «Приключенческий маршрут 2018». Как и большинство массовых мероприятий Городской станции юных туристов, данное мероприятие является контрольным для членов и руководителей объединений учащихся. Но если на весенних контрольных маршрутах члены РМКК смотрят, чему научились юные туристы в течение учебного года и готовы ли они к планируемым походам, то на осеннем маршруте проверяются, чему научились или не научились юные туристы в летних походах, и на что им следует обратить внимание в текущем учебном году.
В этот раз на маршрут вышли 24 команды из 12-ти районов Санкт-Петербурга. Что же увидели организаторы?
Интересные наблюдения были сделаны нами на этапе «Рафтинг». Сама по себе переправа на рафтах была традиционной и не вызвала у участников больших затруднений. Но особенность постановки этапа в этом году состояла в выходе после переправы на крутой песчаный берег (крутизна около 35 градусов с набором высоты 6 - 8 метров). Здесь в реальности понадобились командное взаимодействие, организаторские способности руководителя в ситуации нестандартного локального препятствия и умение использовать те самые «альпийские палки», которые призваны исполнять роль помощников на склонах. При выходе из рафтов и подъеме участников на берег, судьи (предварительно предупредив об этом на исходном берегу) ставили штрафы только за падение и касание склона руками. В итоге, получился очень хорошо характеризующий группы этап. По группе «А» без штрафов - то есть организованно и применяя навыки работы с палками, справилась одна группа, с одним штрафом - так же справилась 1 группа, остальные 6 групп нападали от 4 до 6 раз. В классе «Б» картина еще интереснее: без штрафов поднялись на берег 8 групп, у остальных 8-ми групп от 2-х до 15-ти! падений. И что интересно, количество штрафов не зависит от количества участников. Так группы с самым большим количеством участников (11 и 12 детей + 2 руководителя) прошли этот этап без штрафов, а самый большой штраф получила не самая большая группа (9+2). Сложившаяся на данном этапе ситуация, говорит и об имеющихся умениях у детей, и об управляемости группы в ситуациях легчайшего форс-мажора, и о подходах педагогов к контрольным соревнованиям или, что еще хуже, к походам.
|
Возможно, что уровень работы на подобных этапах зависит от отношения обучающихся к своему руководителю. В таком случае, чем слабее связь обучающийся – руководитель, тем менее управляема команда и тем меньше дети готовы достигать цели поставленные руководителем. Это же было хорошо видно еще на одном интересном этапе. В последний день после обнаружения места укрытия «пленного», командам было предложено оказать пленному (по условиям игры – руководителю) первую помощь (наложить на глаза бинокулярную повязку) и сопроводить его к следующему этапу. Всего 300 метров через парковый лес по маркиру, но насколько здесь проявилась способность детей к самостоятельным действиям! Только половина команд полноценно справились с заданием: правильно и самостоятельно наложили повязку (накладывали тщательно потому, что не знали о предстоящем задании по сопровождению руководителя), выяснили детали дальнейшего задания, проработали тактику выполнения, отобрали от руководителя и распределили его груз, выслали вперед участников осматривать предстоящий путь, аккуратно, поддерживая с двух сторон, сопровождали руководителя. Дети из другой половины команд показали то, что смогли показать: неумение общаться с судьями без руководителя, невозможность выработать единую тактику совместной работы, неумение самостоятельно работать, безразличие к руководителю, неумение двигаться группой.. Также интересно проявилось и отношение руководителей к своим подопечным, точнее, уровень доверия им. Часть руководителей спокойно отдавалась в руки воспитанников внимательно слушая происходящее вокруг и изредка давая необходимые советы, а ряд руководителей испытывали явный дискомфорт в сложившейся ситуации, что проявлялось и в поведении руководителей и в низкой скорости их передвижения по маршруту.
|
На этапе Брод судьи обратили внимание на 6!!! команд, руководители которых не посчитали необходимым проконтролировать переправу команды (или отдельных, чаще первых! или последних участников) через реальную водную преграду. То же и на этапе Переход через ж/д. Некоторые группы двигались по железной дороге на участках, где в этом не было необходимости и параллельно железной дороге, в непосредственной близости от нее проходила лесная дорога, указанная на карте. Причем, были группы, которые, считая, что судей рядом нет, не утруждали себя соблюдением правил передвижения по действующей железной дороге.
Еще в ходе соревнований проявился тот факт, что в туристских объединениях перестали работать над такими элементами, как бросок веревки, определение азимута по компасу и расстояния на глаз.
|
На этапе Навесная переправа через 10-ти метровую канаву на целевой берег смогли без проблем перебросить веревку 2 группы из 8-ми по классу «А». Остальные 6 групп либо потеряли много времени на перебрасывании веревки, либо вообще прибегли к помощи судей. В результате, 3 группы не уложились в контрольное время.
Ряд групп ходят без компасов вообще или с компасами в телефонах. Но мало, кто знает, что компас в телефоне необходимо калибровать в месте непосредственного применения. В противном случае, он работает некорректно. В итоге, азимут верно определили все команды по классу А и 7 команд (меньше половины) по классу Б.
С расстоянием – совсем плохо. Ладно, еще ночью расстояние сложно определяется, поэтому в классе «А» только 2 из 8-ми команд правильно определили расстояние. Но днем! Из 16 групп по классу «Б» расстояние на глаз определили верно 4 группы, остальные 12 групп ошиблись в 2! раза. Вместо 600 метров на местности участники сходились на 300.
Еще из общих моментов можно обратить внимание на то, что участники маршрутных контрольных мероприятий плохо знакомы с основным нашим документом: «Руководством для судей и участников соревнований на пешеходном, горном и комбинированном (в пешеходной и горной части) туристском маршруте». Дети и руководители путаются в правилах организации страховки, порядке выполнения приемов, правилах использования рукавиц,... Ряд команд не только не знает, что мы в рукавицах и страхуем и сопровождаем, но и пытается жестко спорить с судьями, когда те пытаются рассказать об этом участникам групп.
На этапе «Башня», где по классу «А» было необходимо, организовав страховку, вертикально подняться, пройти по полке и вертикально спуститься, команды показали себя более или менее готовыми. Из 7-ми команд, которые смогли найти этот этап вообще, всего одна команда не уложилась в КВ и в четырех командах судьи зафиксировали ошибки в организации страховки или самостраховки.
Зато, в воскресенье на этапе Подъем четыре группы из восьми по классу «А» не уложились в КВ этапа. И опять дело не в количестве участников, а в понимании участниками техники и тактики организации страховки на локальном препятствии и физической выносливости. Детям на этапе было просто не подняться с рюкзаками на 40-каметровый песчаный склон. А ведь по условиям соревнований, группы, участвующие в классе «А» должны быть готовы к прохождению горных маршрутов 2-й категории сложности. Интересная информация о подготовленности групп к этим маршрутам. Группам есть, чем заняться в течение года..
Про Биваки можно сказать, что в целом мы добились чистоты и правильной уборки места ночевки. Мелкий мусор еще иногда остается, но быстро убирается после замечаний.
Подводя черту под прошедшими соревнованиями, можно сказать:
1. Руководителям необходимо найти время и проанализировать, возникшие на этапах прохождения маршрута проблемы.
2. Руководителям необходимо чаще выезжать со своими подопечными в лес.
3. Ряд руководителей «расслаблены» с точки зрения контроля за безопасным прохождением маршрутов. Будет полезным, даже необходимым проведение семинаров, организующих эмоциональную встряску руководителей детских полевых мероприятий. Нужно моделировать работу без телефонов, потерю участников и т.д.
4. Необходимо увеличивать роль ориентирования в занятиях с обучающимися. И руководители и дети плохо читают карту.
5. Необходимо вводить в программы городских контрольных мероприятий элементы, которых давно не было, и о которых начали забывать. И ставить больше этапов, на которых группа работает без руководителя или с частично недееспособным руководителем. Это мы обещаем. Готовьтесь!
Д.Г. Бахвалов