РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ РМКК.




 

В предпоследние выходные сентября прошел традиционный Осенний слет экспедиционно-походных объединений «Приключенческий маршрут 2018». Как и большинство массовых мероприятий Городской станции юных туристов, данное мероприятие является контрольным для членов и руководителей объединений учащихся. Но если на весенних контрольных маршрутах члены РМКК смотрят, чему научились юные туристы в течение учебного года и готовы ли они к планируемым походам, то на осеннем маршруте проверяются, чему научились или не научились юные туристы в летних походах, и на что им следует обратить внимание в текущем учебном году.

В этот раз на маршрут вышли 24 команды из 12-ти районов Санкт-Петербурга. Что же увидели организаторы?

Интересные наблюдения были сделаны нами на этапе «Рафтинг». Сама по себе переправа на рафтах была традиционной и не вызвала у участников больших затруднений. Но особенность постановки этапа в этом году состояла в выходе после переправы на крутой песчаный берег (крутизна около 35 градусов с набором высоты 6 - 8 метров). Здесь в реальности понадобились командное взаимодействие, организаторские способности руководителя в ситуации нестандартного локального препятствия и умение использовать те самые «альпийские палки», которые призваны исполнять роль помощников на склонах. При выходе из рафтов и подъеме участников на берег, судьи (предварительно предупредив об этом на исходном берегу) ставили штрафы только за падение и касание склона руками. В итоге, получился очень хорошо характеризующий группы этап. По группе «А» без штрафов - то есть организованно и применяя навыки работы с палками, справилась одна группа, с одним штрафом - так же справилась 1 группа, остальные 6 групп нападали от 4 до 6 раз. В классе «Б» картина еще интереснее: без штрафов поднялись на берег 8 групп, у остальных 8-ми групп от 2-х до 15-ти! падений. И что интересно, количество штрафов не зависит от количества участников. Так группы с самым большим количеством участников (11 и 12 детей + 2 руководителя) прошли этот этап без штрафов, а самый большой штраф получила не самая большая группа (9+2). Сложившаяся на данном этапе ситуация, говорит и об имеющихся умениях у детей, и об управляемости группы в ситуациях легчайшего форс-мажора, и о подходах педагогов к контрольным соревнованиям или, что еще хуже, к походам.

Возможно, что уровень работы на подобных этапах зависит от отношения обучающихся к своему руководителю. В таком случае, чем слабее связь обучающийся – руководитель, тем менее управляема команда и тем меньше дети готовы достигать цели поставленные руководителем. Это же было хорошо видно еще на одном интересном этапе. В последний день после обнаружения места укрытия «пленного», командам было предложено оказать пленному (по условиям игры – руководителю) первую помощь (наложить на глаза бинокулярную повязку) и сопроводить его к следующему этапу. Всего 300 метров через парковый лес по маркиру, но насколько здесь проявилась способность детей к самостоятельным действиям! Только половина команд полноценно справились с заданием: правильно и самостоятельно наложили повязку (накладывали тщательно потому, что не знали о предстоящем задании по сопровождению руководителя), выяснили детали дальнейшего задания, проработали тактику выполнения, отобрали от руководителя и распределили его груз, выслали вперед участников осматривать предстоящий путь, аккуратно, поддерживая с двух сторон, сопровождали руководителя. Дети из другой половины команд показали то, что смогли показать: неумение общаться с судьями без руководителя, невозможность выработать единую тактику совместной работы, неумение самостоятельно работать, безразличие к руководителю, неумение двигаться группой.. Также интересно проявилось и отношение руководителей к своим подопечным, точнее, уровень доверия им. Часть руководителей спокойно отдавалась в руки воспитанников внимательно слушая происходящее вокруг и изредка давая необходимые советы, а ряд руководителей испытывали явный дискомфорт в сложившейся ситуации, что проявлялось и в поведении руководителей и в низкой скорости их передвижения по маршруту.

На этапе Брод судьи обратили внимание на 6!!! команд, руководители которых не посчитали необходимым проконтролировать переправу команды (или отдельных, чаще первых! или последних участников) через реальную водную преграду. То же и на этапе Переход через ж/д. Некоторые группы двигались по железной дороге на участках, где в этом не было необходимости и параллельно железной дороге, в непосредственной близости от нее проходила лесная дорога, указанная на карте. Причем, были группы, которые, считая, что судей рядом нет, не утруждали себя соблюдением правил передвижения по действующей железной дороге.

Еще в ходе соревнований проявился тот факт, что в туристских объединениях перестали работать над такими элементами, как бросок веревки, определение азимута по компасу и расстояния на глаз.

На этапе Навесная переправа через 10-ти метровую канаву на целевой берег смогли без проблем перебросить веревку 2 группы из 8-ми по классу «А». Остальные 6 групп либо потеряли много времени на перебрасывании веревки, либо вообще прибегли к помощи судей. В результате, 3 группы не уложились в контрольное время.

Ряд групп ходят без компасов вообще или с компасами в телефонах. Но мало, кто знает, что компас в телефоне необходимо калибровать в месте непосредственного применения. В противном случае, он работает некорректно. В итоге, азимут верно определили все команды по классу А и 7 команд (меньше половины) по классу Б.

С расстоянием – совсем плохо. Ладно, еще ночью расстояние сложно определяется, поэтому в классе «А» только 2 из 8-ми команд правильно определили расстояние. Но днем! Из 16 групп по классу «Б» расстояние на глаз определили верно 4 группы, остальные 12 групп ошиблись в 2! раза. Вместо 600 метров на местности участники сходились на 300.

Еще из общих моментов можно обратить внимание на то, что участники маршрутных контрольных мероприятий плохо знакомы с основным нашим документом: «Руководством для судей и участников соревнований на пешеходном, горном и комбинированном (в пешеходной и горной части) туристском маршруте». Дети и руководители путаются в правилах организации страховки, порядке выполнения приемов, правилах использования рукавиц,... Ряд команд не только не знает, что мы в рукавицах и страхуем и сопровождаем, но и пытается жестко спорить с судьями, когда те пытаются рассказать об этом участникам групп.

На этапе «Башня», где по классу «А» было необходимо, организовав страховку, вертикально подняться, пройти по полке и вертикально спуститься, команды показали себя более или менее готовыми. Из 7-ми команд, которые смогли найти этот этап вообще, всего одна команда не уложилась в КВ и в четырех командах судьи зафиксировали ошибки в организации страховки или самостраховки.

Зато, в воскресенье на этапе Подъем четыре группы из восьми по классу «А» не уложились в КВ этапа. И опять дело не в количестве участников, а в понимании участниками техники и тактики организации страховки на локальном препятствии и физической выносливости. Детям на этапе было просто не подняться с рюкзаками на 40-каметровый песчаный склон. А ведь по условиям соревнований, группы, участвующие в классе «А» должны быть готовы к прохождению горных маршрутов 2-й категории сложности. Интересная информация о подготовленности групп к этим маршрутам. Группам есть, чем заняться в течение года..

Про Биваки можно сказать, что в целом мы добились чистоты и правильной уборки места ночевки. Мелкий мусор еще иногда остается, но быстро убирается после замечаний.

Подводя черту под прошедшими соревнованиями, можно сказать:

1. Руководителям необходимо найти время и проанализировать, возникшие на этапах прохождения маршрута проблемы.

2. Руководителям необходимо чаще выезжать со своими подопечными в лес.

3. Ряд руководителей «расслаблены» с точки зрения контроля за безопасным прохождением маршрутов. Будет полезным, даже необходимым проведение семинаров, организующих эмоциональную встряску руководителей детских полевых мероприятий. Нужно моделировать работу без телефонов, потерю участников и т.д.

4. Необходимо увеличивать роль ориентирования в занятиях с обучающимися. И руководители и дети плохо читают карту.

5. Необходимо вводить в программы городских контрольных мероприятий элементы, которых давно не было, и о которых начали забывать. И ставить больше этапов, на которых группа работает без руководителя или с частично недееспособным руководителем. Это мы обещаем. Готовьтесь!

 

Д.Г. Бахвалов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: